«Модель обучения математике в условиях введения ФГОС в специальном (коррекционном) образовании».
статья по теме

Фролова Наталья Ивановна

    Актуальность данной работы обусловлена тем, что методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

        Одну из многочисленных категорий учащихся, испытывающих особые образовательные потребности, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_obucheniya_matem_po_fgos.rar82.31 КБ

Предварительный просмотр:

Самарский Государственный Университет

Зачетная работа

по курсу: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования».

Тема: «Модель обучения математике в условиях введения ФГОС в специальном (коррекционном) образовании».

 

Выполнил:

 Фролова Наталья Ивановна

учитель математики ГБС(К)ОУ школы-интерната №2

Проверил:

 Терлецкая Т.Л.

к. п. н., преподаватель.

Жигулевск

2013


Содержание:

Введение

Глава 1. Актуальность  внедрения  ФГОС  в специальное (коррекционное) образование.

Глава 2. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления

               психолого-педагогической коррекции школьников с проблемами в развитии.

             2.1. Целевое назначение

             2.2 Способы работы

             2.3.Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким  

                   уровнем учебной мотивации

             2.4.Выбор индивидуального образовательного маршрута

             2.5.Временная структура индивидуального образовательного маршрута

             2.6.Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута

             2.7.Контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута

             2.8.Корректировка индивидуального образовательного маршрута

             2.9. Организационно-педагогические условия

             2.10.Аттестация достижений    

Глава 3.  Заключение.

           4. Список литературы.

           5. Приложение.

                I. Модифицированные   программы   по  математике  (5,6 классы), по алгебре и    

                      геометрии (7,8,9 классы)  для учащихся - VII вида.

                II. Индивидуальный образовательный маршрут по алгебре

                     ученика 8 класса  (VII вид).

Введение

Глава 1.  

Актуальность внедрения ФГОС в специальное (коррекционное) образование.

              Специальные федеральные государственные образовательные стандарты  для детей с ограниченными возможностями здоровья  должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.  

              Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.

             Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

             Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся данной категории.

            При этом,   при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты – СФГОС,   (пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

    Актуальность данной работы обусловлена тем, что методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

        Одну из многочисленных категорий учащихся, испытывающих особые образовательные потребности, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

       На сегодняшний день, специалистами института коррекционной педагогики РАО г. Москвы разработана общая концепция Специальных ФГОС для детей с задержкой психического развития (ЗПР), а также проекты Специальных ФГОС для детей с нарушениями слуха, речи и расстройствами аутистического спектра.

      Цель данной работы – построение образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
    Для достижения цели необходимо решить ряд
задач:

1. Провести анализ педагогической литературы по вопросу - индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления  психолого-педагогической коррекции школьников с проблемами в развитии.

2.  Разработать модифицированные образовательные программы  по математике,  алгебре и геометрии.

3. Подтвердить результативность практической разработкой индивидуального образовательного маршрута по алгебре для учащегося 8 класса.

Глава 2.

 Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления  психолого-педагогической коррекции школьников с проблемами в развитии.

       Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Однако, стандарт общего образования в настоящее время не предусматривает удовлетворение их особых образовательных потребностей в полном объеме и оказание им всей необходимой специальной психолого-педагогической помощи, что в результате ставит под угрозу реализацию права этих детей на получение адекватного их возможностям и потребностям образования.

      В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения  знаний и реализации абстрактных воспитательных задач  - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
     Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении данной категории детей.
     Индивидуальный образовательный маршрут
 определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

      Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут»,  существует понятие «индивидуальная образовательная траектория»:  ( Г.А. Бордовский,   С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C.  Мерлин, Н.Н. Суртаева,  И.С. Якиманская и др.).

 Индивидуально образовательная траектория обладает  более широким значением и предполагает несколько направлений реализации:

1)   содержательный - (вариативные учебные планы и образовательные программы,  

      определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

2)   деятельностный - (специальные педагогические технологии);

3)   процессуальный - (организационный аспект).


    Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

2.1. Целевое назначение

    Целесообразность перехода ученика на индивидуальное обучение определяется школой на основании четко выраженного желания ребенка и согласия его родителей.

    Педагогический интерес к проектированию индивидуального образовательного маршрута обусловлен необходимостью организации таких форм и методов образовательной деятельности, которые способствуют самостоятельному продвижению учащихся в образовательном процессе, обеспечивая становление его личностных достижений.

   Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями.

  1. Растет число школьников, которые в связи с отклонениями в своем развитии или здоровье не могут обучаться по обычной классно-урочной системе.
  2. Часть школьников. не может в определенный период посещать школу из-за болезни, спортивных соревнований, обстоятельств жизни в семье...
  3. Значительная часть выпускников школы, не может выбрать для себя один из массовых путей получения среднего образования из-за коммуникативных трудностей, в том числе неумения или устойчивого нежелания вписываться в обычную школьную жизнь.
  4. Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
  5. Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие общеучебные умения и навыки ему необходимы.

2.2 Способы работы

      Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

2.3.Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации

  1. При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
  2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.

      Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной  

      мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

  1. Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
  2. Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
  3. Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм,  конфликтность и блокировку самопонимания.

2.4.Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащегося, родителей, педагога, психолога) и определяется:

-уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту;

-здоровьем и психическим состоянием учащегося;

-потребностями учащегося;

-социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения).

2.5.Временная структура индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.

  1. Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением, например полугодие 8-го класса или целиком 9-й класс. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в школе.
  2. Фиксируется общий срок выполнения. Он может совпадать с выбранным отрезком школьного обучения, но может и отличаться от него, если программа индивидуального обучения предполагает ускоренный или замедленный темп развития ученика, учитывает внешние обстоятельства его жизни.
  3. Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.

2.6.Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута

Она основана на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут.

  1. Фиксируются обязательные модули, то есть модули, предполагающие учебные занятия, входящие в инвариантную часть образования.
  2. Определяются модули по выбору ученика, входящие в обязательную для выполнения часть индивидуального образовательного маршрута.
  3. Выбираются факультативные модули.

     В системе коррекционного обучения: индивидуальный образовательный маршрут — это система, изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний. Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика.
   Маршруты могут быть короткими и длинными. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.
Остановлюсь на некоторых психологических особенностях таких детей, которые надо учитывать при составлении индивидуальных образовательных маршрутов.
  Эти учащиеся при выполнении заданий используют набор твердо закрепленных навыков. Работа по образовательному маршруту  удобна для ученика, она не требует дополнительных усилий, всегда дает результат.
— Только постоянное  повторение пройденного материала является залогом успешного усвоения материала.
— Индивидуальные образовательные маршруты составляются по темам, слабо усвоенными учащимися. По остальным темам эти ученики работают вместе со всем классом.

2.7.Контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута

В эту структуру входят контрольные точки соприкосновения ученика со школой. Они могут быть подразделены следующим образом.

  1. Текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (учителем), посещение консультаций и т.п.
  2. Отчетность по выполнению учебных заданий.
  3. Итоговая аттестация достижений.

Все три структуры индивидуального образовательного маршрута могут быть отражены в одном документе – временном графике.

2.8.Корректировка индивидуального образовательного маршрута

В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится учителем-предметником, психологом  и доводится до сведения администрации школы и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (изменение программы обучения с одного вида на другой) она должна утверждаться ПМПК, администрацией школы и согласовываться с родителями.

2.9. Организационно-педагогические условия

Переход ученика на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые устанавливает учебное заведение. При этом правила должны предусматривать:

  • оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу;
  • желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;
  • согласие родителей.

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами:

  1. Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе.
  2. Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
  3. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.

В раздел практики мы отнесем и многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее.

Обеспечивает индивидуальное обучение, несет персональную ответственность за организацию и ход этого обучения тьютор, в обязанности которого входят:

  • оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение;
  • выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута;
  • контакты с местами прохождения практики (руководитель кружка);
  • регулярные встречи с учеником, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута (рекомендуется выделить для таких встреч один час в неделю - ИГЗ);
  • корректировка образовательного маршрута;
  • контакты с родителями ученика;
  • оформление результатов аттестации ученика (внесение оценок и другой информации о достижениях в школьную документацию).

Использование школой программ индивидуального обучения предполагает наличие в ней организационно-педагогических условий, обеспечивающих высокое качество индивидуальной подготовки.

К их числу можно отнести:

  • наличие психолого-педагогической службы, позволяющей принимать грамотные и взвешенные решения относительно условий обучения отдельных учеников;
  • широкий спектр реализуемых образовательных программ, позволяющий создавать учебные модули с учетом индивидуальных особенностей учащегося;
  • наличие шефских и иных связей с предприятиями города, обеспечивающих индивидуальное использование образовательных ресурсов вне школы;
  • техническая оснащенность школы, внедрение новых информационных технологий.

2.10.Аттестация достижений

Использование сложившейся системы аттестации ученика, занимающегося по индивидуальной программе, имеет некоторые особенности.

  1. Текущий контроль. Ведущее место здесь занимает еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального маршрута.
  2. Самоконтроль и самооценка. Умелая организация самоконтроля и самооценки учащегося (например, с помощью специальной системы анкетирования) не только позволяет проверить его успехи, но и развивает индивидуальные черты личности.
  3. Нацеленность на результат при обучении с помощью системы учебных модулей. Результату желательно придать конкретный вид: зачет (с указанием формы его проведения), реферат (с указанием примерного объема), отчет о практике, выступление на кружке, изготовление конкретного изделия (с теоретическим описанием), компьютерное тестирование и т.п.
  4. Итоговая аттестация. По окончании срока индивидуального обучения используются все принятые школой формы итоговой аттестации.

Если срок индивидуального обучения не совпадает со сроком окончания школы, то одним из результатов итоговой аттестации должна быть рекомендация по использованию на следующем этапе обучения той или иной образовательной программы.

Глава 3. Заключение.

         В контексте модернизации Российского образования перед современным учителем любого образовательного учреждения, стоит задача пересмотра методов обучения, использование комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут ученику стать полноценной  социальной личностью. Ведь целью образования детей с ОВЗ, в наиболее общем смысле является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства. Только полноценно развиваясь в поле своей культуры, ребенок с ОВЗ может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освоить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском сообществе.      

Важность рассмотренного в работе индивидуального  подхода в образовании детей с ОВЗ очевидна.

       Индивидуальный образовательный маршрут – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

     Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

    В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повышается уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

    Внедрение в педагогическую практику описанной модели обучения направлено на достижение результатов освоения  образовательной программы, учитывает требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствует:

1.Реализации идеологической  основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного    

    развития и воспитания личности гражданина России.

2.Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения

   основной образовательной программы посредством формирования универсальных

    учебных действий, как основы умения учиться.

3.Организации  учебной деятельности учащихся на основе системно - деятельностного  

    подхода.

 Итоги зачетной  работы:

1.Проведен анализ педагогической литературы по вопросу - индивидуальный  

     образовательный маршрут как условие осуществления  психолого - педагогической  

     коррекции школьников с проблемами в развитии.

2. Разработана модифицированная образовательная программа по  математике 5,6 классы,  

     алгебре и геометрии 7, 8, 9 классы, для   учащихся – VII вида.

3. Показана практическая разработка индивидуального образовательного маршрута по  

    алгебре для учащегося 8 класса - VII вида.

 

4. Список литературы.

1.  Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл./  

     Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.

2.  Примерное тематическое планирование для классов КРО.   (учебно-методическое  

      приложение  к газете «Первое сентября» №29, август 2000 г.

3.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

      образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

4.  Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области.  

     Утвержден распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2011 № 205-р

5.  Модернизация общего образования, направленная на реализацию национальной    

     образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 год.  

     Постановление Правительства Самарской области от 21.10.2010, №507.

 6.  Ярош, Р.А «Реализация ФГОС. Стандарты второго поколения».    

                  [Режим доступа]:  http://nsportal.ru/site/46668/pedsovet-fgos-pleso-kurya

 7.  Иванова, Е.А. Актуальные проблемы внедрения ФГОС в специальное  

                 (коррекционное) образование.

                 [Режим доступа]:  http://koipkro.kostroma.ru…august2010/fgos-avgust2012/4…

 8.  Драничников, А.Ф и др. «Особенности коррекционной работы при реализации  

                 ФГОС в специальном (коррекционном) классе VII  вида: проблемы и первые            

                  достижения».

                  [Режим доступа]:  http://koipkro.kostroma.ru…august2010/fgos-avgust2012/4…

  9. Куприянова, Г.В. Образовательная программа как индивидуальный  

                образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании:      

                Теория и практика. – Ярославль, 2001.

 10. Косухина, Л.Г  Индивидуальный образовательный маршрут.

                   [Режим доступа]:  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/individualno-

 11. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте

                      обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот

                      метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный

                       ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm

  12. Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и  

         индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-

        ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.

  13. Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала

        анализа] / С.С. Гавриленко//  Математика в школе. - 2007.  - №3. - С.51-56.

  14. Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной

        программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. –

        С.58-61.

  1. Приложение

              I. Модифицированные   программы   по  математике  (5,6 классы), по алгебре и    

                      геометрии (7,8,9 классы)  для учащихся - VII вида.

              II. Индивидуальный образовательный маршрут по алгебре

                     ученика 8 класса  (VII вид).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мышления при решении текстовых задач на уроках математики в условиях введения ФГОС

Решение  текстовых задач способствует развитию мышления учащихся. Моделирование задачи является важным этапом....

Межпредметная интеграция, использование элементов истории, краеведения при обучении математике в условиях введения ФГОС

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе по предметам естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС», апрель...

Современный урок математики в условиях введения ФГОС основного общего образования

Какие качества необходимы современному выпускнику?Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.·  Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,·  другие - о воспитании,·...

Игровые технологии в обучении химии в условиях введения фгос

Современный мир тесно связан с развитием химии. Химия все активнее проникает в нашу  повседневную жизнь. Однако по многолетним наблюдениям можно сделать вывод, что у многих учащихся в школе снижа...

Обучение учащихся математике в условиях введения ФГОС ООО

Обучение учащихся математике в условиях введения ФГОС ООО...

Организационные модели внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Доклад на заседании методического объединения "Школа педагогического мастерства"  о базовой форме внеурочной деятельности...