Обучение учащихся математике в условиях введения ФГОС ООО
статья по математике

Обучение учащихся математике в условиях введения ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Статья Мусыркиной Светланы Александровны на тему:

«Обучение учащихся математике в условиях введения ФГОС ООО»

Примерная учебная программа по предмету определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса и наряду с требованиями стандарта, относящимися к результатам образования, является ориентиром для составления рабочих программ для всех общеобразовательных учреждений, обеспечивающих получение основного общего образования. Примерная программа не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения [1, c. 38].

Примерная программа основного общего образования по математике содержит следующие разделы [4, c. 12]:

  1. пояснительную записку, в которой определяются цели обучения математике в основной школе, раскрываются особенности содержания математического образования на этой ступени, описывается место предметов математического цикла в Базисном учебном (образовательном) плане;
  2. содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;
  3. примерное тематическое планирование в двух вариантах с описанием видов учебной деятельности учащихся 5–9 классов и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;
  4.  рекомендации по оснащению учебного процесса.

Подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса [2, c. 16].

Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

В современных условиях активизируется развитие педагогической теории в самых разных направлениях: гуманистической, социальной, диагностической, коррекционной, экспериментальной, педагогике сотрудничества, педагогике ненасилия и т.д. Предметом современной педагогики является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем обществе. Главными понятиями являются «самоактуализация человека» и «личностный рост».

Становление и развитие творческой личности является главной задачей и при обучении математике. Конкретные математические знания имеют практическую значимость, так как являются инструментом, необходимым человеку в его продуктивной деятельности: в повседневной жизни и профессиональной деятельности, в изучении предметов естественно-научного и гуманитарного циклов и в продолжении изучения математики в любой из форм системы непрерывного образования. Специфика творческой математической деятельности (в которую естественным образом включаются индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, обобщение и конкретизация, классификация и систематизация, абстрагирование, интуиция и логика), математического языка, связи математики с действительностью, истории математики является тем потенциалом математического образования, который определяет духовное и интеллектуальное становление и развитие личности человека.

Образовательный стандарт вводит в обращение новое понятие – универсальные учебные действия (УУД) (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Что это такое? Какое отношение они имеют к преподаванию математики? Как их формировать и развивать средствами предмета? Какие изменения необходимо внести учителю в свою профессиональную деятельность? На эти и многие другие вопросы предстоит ответить учителю [5].

Овладение учащимися универсальными учебными действиями характеризует способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение социального опыта. «…Школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие») [3]. Поэтому, если раньше под образовательными результатами имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь имеем дело и с метапредметными и личностными результатами, определяющими мотивацию и направленность деятельности человека.

Очевидно, что новые требования к результатам образовательной деятельности требуют определенных изменений в содержании и организации процесса обучения. В свою очередь, оптимизация образовательного процесса в школе должна состоять в грамотном сочетании традиционных, хорошо зарекомендовавших себя технологий обучения и современных педагогических технологий, образовательных ресурсов и требований к планируемым результатам. Инновации в системе общего среднего образования основываются на достижениях компетентностного подхода, проблемно ориентированного, личностно ориентированного, развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного подхода и системно - деятельностного подхода. Эффективность использования педагогами обозначенных подходов в образовательном процессе обусловлена профессионально грамотным их сочетанием с учетом основных характеристик и ключевых позиций.

Итак, математика – это та учебная дисциплина, которая наилучшим образом готова к реализации идей ФГОС. Готов ли учитель? К сожалению, не всегда: сложно дается новая терминология; освоение образовательных технологий и их реализация в образовательном процессе, обновление содержания обучения через подбор специальным образом сконструированных учебных задач, разработка конспектов уроков в новом формате – все это требует серьезных затрат времени, желания и творчества. Учителя и раньше жаловались на малое количество учебных часов по математике для отработки учащимися умений и навыков. Новые образовательные результаты, особенно в части формирования метапредметных умений и навыков, потребуют еще больших затрат учебного времени и личного времени учителя при подготовке к урокам. Впереди - разработка контрольно - измерительных материалов для оценки уровня усвоения метапредметных результатов учащимися. Это еще одна новая проблема, которая сегодня находится в стадии осмысления педагогическим сообществом [3].

Стандарты нового поколения устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, прежде всего через формирование универсальных учебных действий.

На уроках организуется деятельность по формулировке целей, задач и прогнозированию результата, что позволяет развивать регулятивные УУД, а именно, обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

Для оценивания достижений учащиеся получают определенные критерии успешности, благодаря которым они научились оценивать свои достижения и комментировать достижения других, вести диалог, сообща учиться и решать проблемы.

Очевидно, что любые изменения требуют понимания, осмысления и терпения. Успешность во многом зависит от самостоятельности и настойчивости самого учителя. Одной из существенных составляющих успеха в профессиональной педагогической деятельности является стремление быть современным учителем в современной школе. «… Заметный эффект уроки математики (как и всякой другой науки) могут дать только при том условии, что учитель достаточно хорошо знает свою науку, ее методологию и ее историю, имеет достаточный педагогический такт и опыт и, наконец, сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках» [3].


Использованная литература

  1. Бурлакова, Т.В. Педагогические средства индивидуализации процесса обучения математике в школе / Т.В. Бурлакова. –Национальный исследовательский Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского. – Нижний Новгород, 2017 г. – 114 с.
  2. Диденко, Л.А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов / Л.А. Диденко. – Краснояр.гос.пед.ун-т
    им.В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015 г. – С. 13–17
  3. Лебедева, Н. Ю. Опыт преподавания математики в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс] :  Н. Ю. Лебедева. – Шуйский филиал Ивановского государственного университета. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018005675
  4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 2/16-з от 28 июня 2016 г.)).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модель обучения математике в условиях введения ФГОС в специальном (коррекционном) образовании».

Актуальность данной работы обусловлена тем, что методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса...

Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования

Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования Обучение - это передача молодому поколению знаний, накопленных человечеством. Это значит, что ни...

Межпредметная интеграция, использование элементов истории, краеведения при обучении математике в условиях введения ФГОС

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе по предметам естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС», апрель...

Контроль в обучении иностранным языкам в условиях введения ФГОС нового поколения

На современном этапе роль контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания. Пр...

КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Правильно организованный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных цел...

«Организация домашней учебной работы учащихся школы в условиях введения ФГОС ОО. Опыт организации домашней учебной работы учащихся в зарубежных школах»

     Важное отличие домашних работ в связи с введение ФГОС то, что домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к выполнению тог...

«Формирование навыков самооценки и самоконтроля у учащихся на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО»

Важнейшая задача современной школы -формирование универсальных учебных действий. А их формированию способствуют умения  самоанализа и самооценки...