Компьютерные технологии в начальных классах коррекционной школы
статья по теме

Плешкова Ирина Борисовна

Статья содержит советы по оптимальному использованию компьютера в учебеном процессе, рекомендации по построению современного урока с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_na_npk_1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гурьянова Ирина Борисовна,

город Каменск-Уральский

Компьютерные технологии в начальных классах коррекционной школы

Содержание и организационные формы образования в специальной (коррекционной) школе претерпели существенные изменения. Главным ориентиром для школьных изменений становится личностное развитие ребёнка.

Возникла необходимость в организации системы помощи детям с задержкой психического развития, которая направлена на создание наиболее адекватных педагогических условий.

Учёные, исследовавшие особенности психического развития детей с ЗПР, в первую очередь отмечали у них инертность, отсутствие интереса к окружающему и, особенно, к обучению. Поэтому для оптимизации обучения детей необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов.

Большая роль в повышении эффективности обучения учащихся принадлежит компьютерным технологиям.

Использование компьютерных технологий при работе с детьми в начальных коррекционных классах актуально в наши дни, так как новые средства специального обучения могут и должны применяться для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, более эффективного решения коррекционных и развивающих задач обучения, его качественной индивидуализации. Они открывают возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно эффективно решить при помощи традиционных средств обучения.

Понятие компьютерная технология обучения, с учётом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей, часто используется в том же смысле, что и информационные технологии обучения.

Принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:

  • Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;
  • Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;
  • Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
  • Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым;
  • Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;
  • Компьютерные коммуникации – программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.

Компьютерные технологии используются учителем, для того, чтобы дети лучше понимали и запоминали учебный материал, чтобы поднять интерес детей к учёбе, для того, чтобы дети больше фантазировали, чтобы привлечь внимание детей на уроке, чтобы более наглядно показать изучаемый материал и т. д. Так же с помощью компьютерных технологий у детей можно развить познавательные качества, творческие, так необходимые для развития личности, коммуникативные качества, нестандартное мышление и т. д., с помощью различных игр, создания проектов, викторин и т. д.

Современные дети с задержкой психического развития (ЗПР) – обычные дети с обычными детскими проблемами. Но живут они уже в другой эпохе, соприкасаются с другой реальностью. И живя в этой реальности им необходимо знание компьютера. Учителю нужно заложить в сознании школьников основы компьютерной грамотности, помочь детям расширить свой кругозор, развить самые разнообразные способности, в том числе и познавательные.

Для работы детьми предлагается изменение структуры обучения. Урок необходимо проводить по такому плану:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Сообщение темы, целей урока – 1 мин.
  3. Объяснение теоретического материала – 8 мин.
  4. Физкультминутка – 2 мин.
  5. Работа в тетради. Запись алгоритма задания, который будет выполняться на компьютере. Запись производится в виде схем, граф-схем, таблиц с использованием ручек с цветной пастой, цветных карандашей – 5 мин.
  6. Практическая работа (выполнение задания на компьютере) – 12 мин.
  7. Зарядка для глаз – 2 мин.
  8. Подведение итогов. Оценивание. Завершение работы на компьютере – 3 мин.

Существует множество форм работы на уроке с помощью компьютера.

На уроках математики дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношение множеств, решают с помощью графов задачи.

На уроках русского языка детям можно предложить не написать, а нарисовать какую-нибудь историю, а потом рассказать о том, что они нарисовали.

На уроках природоведения детям будет очень интересно поработать с энциклопедией в компьютере и на основе полученных знаний создать проект по заданной теме.

На уроках изобразительного искусства детям можно предложить нарисовать рисунок не на альбомном листе, а в компьютере.

Практически на каждом уроке, для закрепления изученного материала детям можно предложить разгадать кроссворд, ответить на вопросы теста или викторины.

Кроме того, на уроках можно проводить различные коррекционные упражнения: для развития познавательных качеств – решение реальных проблем, изучение взаимосвязи или закономерности тех или иных явлений с помощью различных программных средств познавательного характера. Развитие творческих качеств личности – выполнение различных письменных заданий.

При проведении компьютерного урока учитель должен знать и учитывать возрастные особенности детей, методику преподавания урока, формы работы на компьютере, а так же использовать метапредметные связи в обучении.

Ни одна технология не может считаться нейтральной. Компьютерные технологии вносит в жизнь изменения. Их не надо бояться или недооценивать.

При использовании компьютерных технологий на уроке возникают полезные и вредные стороны их применения. В первую очередь нельзя злоупотреблять использованием компьютера, так как это негативно сказывается на развитии детей. А если использовать компьютер, то лишь тогда, когда это действительно необходимо, у детей появляется интерес к учёбе, они лучше понимают и запоминают учебный материал, у них появляется стимул к творчеству и фантазии. Учителю легче и интересней обучать школьников, т.к.  исчезают проблемы, связанные с подготовкой наглядности и организацией детей на уроке.

С помощью компьютерных технологий можно существенно увеличить мотивацию ребёнка к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать достижения, осознанно ставить перед собой задачи. Благодаря компьютерным технологиям можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для начальных классов коррекционной школы

Программа "Страна Вообразилия" направлена на развитие творческих способностей, на развитие внимания и воображения...

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида

Проблема повышения уровня обучаемости и обученности, уровня мотивационной деятельности учащихся на уроках имеет особую актуальность на современном этапе обучения и воспитания детей с проблемами в разв...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов коррекционной школы VIII вида

Данная публикация представляет собой годовой отчет по работе МО учителей начальных классов ГОАУ коррекционной школы - интерната №5 за 2012 - 2013 учебный год...

Использование ИКТ на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида

Из опыта работы по ИКТ в начальных классах школы 8 вида....

Материалы из опыта работы по теме "Активные методы обучения на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида"

Представленный материал раскрывает использование методов проблемного изложения материала и частично - поискового метода на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....

Коррекционное обучение на уроках математики в начальных классах коррекционной школы VIII вида

В данном материале представлены виды заданий, которые можно использовать для реализации коррекционно - развивающих задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Коррекционные игры и упражнения в работе со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах коррекционных школ

В статье представлены игры и приемы в работе со словарными словами на уроках русского языка...