Главные вкладки

    Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."
    план-конспект урока по теме

    Юровских Марина Викторовна

    Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся. На уроке используется мультимедийная презентация. Здоровьесберегающий аспект урока реализуется через организацию физкультминутки, чередование видов деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sezonnye_izmeneniya_v_prirode_zimoy.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА:      Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой.

    Цель:       1. Закрепить знания учащихся о приметах зимы;

                       2. Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание,

                           наблюдательность;

                     3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным.

    Оборудование: чистоговорки, картинки зимующих птиц, презентация, опорные картинки, опорные слова, текст.

    Ход урока:

    Организационный момент.

    Дидактическая игра «Зимние слова»

    Похлопайте  в ладоши, если слышите слово, связанное с зимой.
    (Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).

    Вы слышали, как падают на землю снежинки? Сядьте так же тихо, как падающие снежинки.

    Сообщение темы урока.

    Отгадайте загадку и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

    Дел у меня немало –

    Я белым одеялом

    Всю землю укрываю,

    В лед реки убираю,

    Белю поля, дома…

    Зовут меня …

    (зима).

    Так, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

    Да, продолжим говорить об изменениях в природе зимой.

    Актуализация знаний

    Прочитайте чистоговорки.

    На уроке развития речи вы учитесь красиво и правильно говорить. Давайте потренируемся в правильности произношения. Прочитаем чистоговорки с разной интонацией. Проговорим чистоговорки тихо, как падают снежинки. А теперь громко, как буд-то подул ветер, началась метель.

    Ок –ок – ок – выпал снежок.

    Ул – ул – ул – ветер подул.

    Ели – ели – ели – птицы улетели.

    Оз – оз – оз – пришёл мороз.

    Ма – ма – ма – наступила зима.

    Работа по теме урока. Обобщение изучаемого материала.

    Презентация (сезонные изменения в природе)

    Физкультминутка.

    Давай, дружок, смелей, дружок,

    Кати по снегу свой снежок.
    (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

    Он превратится в толстый ком,
    (останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

    И станет ком снеговиком.
    («рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

    Его улыбка так светла!
    (показывают руками на лице улыбку)

    Два глаза, шляпа, нос, метла.
    (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

    Но солнце припечет слегка –
    (медленно приседают)

    Увы! – и нет снеговика.
    (пожимают плечами, разводят руками)

    Беседа о зимующих птицах.

    -Что птицам страшнее: холод или голод?

    -Чем они питаются, где находят корм?

    -Как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать кормушки.)

    (Вывешивается картинка с изображением кормушки.)

    -Отгадайте загадки и узнаете, какие птицы прилетели к нам на кормушку.

    Загадки.

    Далеко мой стук

    Слышится вокруг,

    Червякам я враг,

    А деревьям друг. (Дятел.)

    -Дятел древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры достает. У него очень длинный и липкий язык, им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке. (Птица прикрепляется к кормушке.)

    Спиною зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Черненькая шапочка,

    И полоска шарфика.  (Синица.)

    Синица летом питается жучками, червячками, а зимой ест все: и зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего она любит свежее сало.  (Птица прикрепляется к кормушке.)

    В теплый край я не летаю,

    Здесь, под крышей обитаю.

    Чик-чирик! Не робей!

    Я бывалый … (воробей.)

    Эту птицу знают все. Воробей любит семечки, ягоды. Воробьиные стаи часто воруют выращенные зерна. «Вора бей! Вора бей!»- кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.  (Птица прикрепляется к кормушке.)

    Послушайте стихотворения и скажите, какая еще птица прилетела к нам на кормушку.

    Голодно, голуби,

    Гуленьки мои!

    Прилетайте в гости,

    Полны мои горсти,

    Клюйте, гостюйте,

    Не пугайтесь, клюйте!  

    (Птицы прикрепляются к кормушке.)

    Красногрудки – снегири

    Словно яркие угли,

    По дорожке скачут

    От зимы не плачут.

    -Чуть  раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: Снегири прилетели – значит, завтра – снег пойдет.  (Птица прикрепляется к кормушке.)

    Одна непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая.

    Это … (сорока.)  

    -Ребята, как много птиц собралось на нашей кормушке. С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не останется голодной.

    Пересказ текста с помощью опорных картинок.

    Детям раздаются опорные картинки.

    - Я прочитаю вам рассказ о зиме. Слушайте внимательно.

    Учитель читает текст, обучающиеся показывают соответствующую картинку. На доске выстраивается цепочка картинок.

    Зима укутала белым снегом все вокруг. Уснула подо льдом река. Голые деревья стынут на морозе. Только сосны и ели распушили свои зеленые иголки. Красногрудые снегири сидят на ветвях деревьев. Хитрая рыжая лисица распутывает на снегу заячьи следы. Замер у раскидистой елки заяц-беляк. Рыщет по лесу в поисках добычи голодный серый волк. А медведь спит в берлоге, не страшна ему зимняя стужа.

    Подведение итогов урока.

    Учитель:  Назовите зимние месяцы?

    Ученик:  Декабрь, январь, февраль.

    Учитель:  Что происходит с природой зимой? Какие стоят деревья?

    Ученик: Все деревья, кроме хвойных, голые.

    Учитель:  Что лежит на крышах домов и земле?

    Ученик: Снег.

    Учитель:  Что надевают люди зимой?

    Ученик: Теплую одежду.

    Учитель: Как живется зверям и птицам зимой? Как им помочь?

    Ученик: Очень трудно. Делать кормушки.

    Учитель: Какие вы знаете зимние игры и развлечения?

    Ученик: Катание на санках, лыжах, коньках. Играть в снежки, лепить снеговика.

    Учитель:  Назовите зимние праздники?

    Ученик: Новый год, Рождество, 23 февраля.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Задания по теме:"Сезонные изменения природы. Осень" РРС, 4 класс

    Данная презентация является продолжением работы по теме:"Сезонные изменения природы. Осень", РРС, 4 класс школы 1 вида...

    Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора

    Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора выполнен группой учащихся под руководством учителя....

    Конспект урока по теме "Сезонные изменения в природе в октябре"

    Конспект открытого урока развития устной речи во 2 классе специальной коррекционной школы 8 вида....

    Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе на тему: «Сезонные изменения в природе весной»

    Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе  на тему:  «Сезонные изменения в природе весной» предназначен для школ VIII вида...

    Презентация "Сезонные изменения в природе. Зима. Голос. Звуки с-ц. Обращение к человеку"

    Презентация может быть использована на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи...

    Конспект урока во 2 классе по развитию устной речи. Тема: Зима. Сезонные изменения в природе.

    Конспект урока во 2 классе для учащихся с ОВЗ (VIII вид).Цели:Образовательные: расширять представления учащихся о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно, учить устанавл...

    Технологическая карта открытого урока с детьми с ОВЗ по теме :"Сезонные изменения в природе".

    Мною было проведено открытое занятие в рамках методической недели для детей с ОВЗ по теме "Сезонные изменения в природе"....