Звуковой анализ и синтез слов. Звук и буква У.
план-конспект занятия по теме

Кравченко Ольга Валерьевна

Конспект логопедического занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_v_1_klasse.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение Тульской области

«Ефремовская начальная общеобразовательная школа»

Конспект подгруппового занятия на тему:

«Звуковой анализ и синтез слов.

Звук и буква У»

                                  Подготовила:

                                        учитель-логопед

                                      Кравченко О.В.

Ефремов 2013

Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза.

Задачи:

- закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки;

- закреплять умение дифференцировать понятия «звук» - «буква»;

- закреплять навык ответа полным предложением;

- развивать навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать логическое мышление, общую и мелкую моторику, дикцию;

- учить соотносить звук [у] с буквой  У;

 - закреплять  названия пальцев рук.

Оборудование: грецкие орехи, сюжетные картинки с написанными чистоговорками,  картинки «утка», «гусь», «курица», «индюк», «петух», схемы, фишки, карточка с буквой У, ниточки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Чтобы быть внимательными, сосредоточенными, мы начнём наше занятие с самомассажа ушных раковин  и пальчиковой гимнастики.

                                    Взяли ушки за макушки.

Взяли ушки за макушки, (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                                               (легко потянуть вверх)

Пощипали…              (нажимы пальцами с постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали.

Мочки надо пощипать,                         (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…      (приятными движениями разминаем мочки)

Вверх по ушкам проведём           (провести по краю уха, слегка нажимая

И к макушке вновь придём               большим и   указательным пальцами)

- Возьмите грецкий орех. Выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Орех» (Зажимать грецкий орех между указательным и средним пальцем, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем. То же на другой руке. Названия пальцев учащиеся произносят хором.)

  1. Речевая разминка.

- Посмотрите на доску и вспомним наши чистоговорки. (На доске две сюжетные картинки с  написанными чистоговорками)

У репки да редьки

Корень крепкий.

Режет ёжик

Ножом коржик.

- Молодцы!

  1. Закрепление пройденного материала.

- Скажите, что такое звук (звук речи)?

- Что такое буква?

- Как называются звуки, которые я сейчас произнесу? [м], [м’], [с], [с’], [р], [р’].

- Как вы определили, что это согласные звуки?

- Что является преградой при произнесении звука [м]; [с’]; [р]?

- Как называются звуки, которые можно протянуть, при произнесении которых во рту не образуется преград.

- Встанем и вспомним все гласные звуки. А помогут нам в этом звуковички.

IV. Введение в тему занятия.

- Отгадайте загадку:

Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает.

Кря кричит, всё это шутка.

Ну, конечно, это - … (утка)

На доску вывешивается картинка «утка».

- Назовите первый звук в слове «утка».

- Вы догадались, какова тема нашего занятия?

- Звук [у] гласный или согласный?

- Как вы поняли, что звук [у] гласный? (Губы вытягиваются трубочкой, воздух свободно идёт через рот, звук долго тянется. Во рту ничего не мешает, нет препятствий.)

V. Звуковой анализ слов.

- Пододвиньте к себе схему и фишку. Фишка красная. Гласные звуки мы всегда обозначаем красным цветом. Сейчас будем определять местоположение звука [у] в словах: утка, сумка, играю, улица, пуля, уши.

- Составьте звуковую схему слова «утка».

(На доску вывешиваются картинки «гусь», «курица», «индюк», «петух», схемы слов)

- Посмотрите на доску, кто изображен на картинках? Как назовём одним словом? (домашние птицы) Что общего есть в названиях этих птиц? (В названиях всех птиц есть звук [у]. 

- Подберите для каждого слова свою звуковую схему. (1-2 детей выполняют работу у доски)

VI. Динамическая пауза.

- Ребята, встаньте. Проговаривайте слоги и выполняйте движения, как я. (руки вперед, вверх, в стороны, спрятать за спину и др.)

УП – УБ     УК – УГ     ЗУ – СУ     ТУ – ДУ     ЖУ – ШУ     ШУ-ЩУ

VII. Звуковой синтез слов.

- Поиграем в игру «Собери слово». Только звук [у] я буду произносить беззвучно. С, у, к,  какое слово получилось? М, у, к, а,    у, л, о, ф (улов),        с, т, у, л.

VIII.  Работа с буквой У.

- На письме звук [у] обозначается буквой У.

Вывешиваются карточки с буквой У.

- Посмотрите на доску. На что похожа буква У?

- Назовём каждую букву (печатная заглавная, печатная строчная, прописная заглавная, прописная строчная)

- Выложите из ниточки прописную заглавную букву У; прописную строчную букву У.

IX. Итог занятия. Оценка деятельности учащихся.

- О каком звуке и о какой букве говорили сегодня на занятии?

- Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились, были внимательны и старательны! Выберите тот смайлик, который отражает ваше настроение. Поднимите его вверх и улыбнитесь.

- Наше занятие закончилось. До встречи на следующем занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звукового анализа и синтеза слов у младших школьников

При устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза  проводится систематическая работа по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц.Данная ра...

Звуковой анализ и синтез звуков [ж],[ш],[л]

В помощь учителю-логопеду!!!Звуковой анализ и синтез звуков [ж],[ш],[л]Методическая разработка для учителей-логопедовДанный дидактический материал возможно использовать на все видах логопедических зан...

Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова

Данный методический материал представляет консультацию для родителей, которая поможет в овладении ребенком навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова....

Серия конспектов занятий "Звуки гласные" по формированию фонематических представлений и развитию навыков звукового анализа и синтеза у детей 5 - 6 лет.

Содержание конспектов направлено на формирование у детей представлений о звуковой стороне речи как действительности. Игровые задания направлены на развитие фонематического восприятия и слухового внима...

Серия конспектов занятий "Звуки согласные" по развитию фонематических представлений и формированию навыков звукового анализа и синтеза

Содержание занятий ориентировано на формирование звуковой аналитико-­синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 5 - 6 лет....