Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова
консультация

Головатюк Светлана Алексеевна

Данный методический материал представляет консультацию для родителей, которая поможет в овладении ребенком навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова

(консультация для родителей)

     Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звуко-слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу с первых же дней работы с ребенком, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения буквы. В самом начале обучения перед тем, как услышать слог, ребенок собственноручно под руководством взрослого материализует звуковой состав этого слога: рисует в заданной последовательности красный и синий квадратики. Далее взрослый произносит слог, последовательно выделяя интонацией звуки этого слога. Ребенок аналогичным образом повторяет слог, затем, указывая на соответствующие квадратики, последовательно называет звуки слога. После этого ребенок читает слог, многократно пишет его, глядя на образец, и наконец, пишет слог самостоятельно, проговаривая его вслух и интонируя при этом известным образом.

     Именно таким способом формируемые навыки звукового анализа становятся в начале обучения надежной, естественной компенсаторной опорой центральной нервной системе больного ребенка в плане коррекции и формирования всех компонентов речи. Начало обучения строится на основе максимального использования анализаторов — зрительного и двигательного. Именно поэтому детям предлагается собственноручно изображать кружками звуковой состав слога (позже — слова) и собственноручно же писать слог (позже — слово).   Собственноручное написание слогов и слов дает ребенку дополнительные возможности увидеть и кинестетически ощутить графические изображения выделяемых звуков.  
    При таком подходе к обучению дети достаточно быстро овладевают умением производить звуковой анализ в умственном плане. При дальнейшем обучении в качестве вспомогательных средств используются готовые схемы слов в виде квадратиков.  В результате одновременного изучения с первых же дней звуков и букв, обучения звуковому, затем слоговому анализу и синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребенка образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и соответствующей буквой. Это становится хорошим подспорьем ребенку в автоматизации звуков, их дифференциации. Читая слова с автоматизирующими звуками, ребенок, как правило, не допускает искажений этих звуков. Поэтому специальной работы над дифференциацией ни в устной, ни в письменной речи практически не требуется. 
    Первые успехи в чтении и письме оказывают мощное психотерапевтическое воздействие на личность ребенка, стимулируют развитие познавательной деятельности. Овладев самыми элементарными навыками чтения и письма, ребенок буквально выпрямляется на глазах: у него появляются самоуважение, подкрепляемое положительными эмоциями родителей по поводу его успехов, уверенность в своих силах; резко возрастает познавательная активность; все психические процессы протекают на совершенно ином, качественно более высоком уровне. Чувство благодарности ребенка к взрослому в связи с этим формирует устойчивое положительное отношение ребенка как к личности мамы (папы), так и к выполнению заданий. На таком эмоциональном фоне ребенок с удовольствием занимается артикуляционной гимнастикой, постановкой звуков, дыхания и т. д. — то есть деятельностью, требующей от него значительных волевых усилий. Следует отметить, что возможности ребенка, страдающего общим недоразвитием речи, в овладении чтением и письмом значительно опережают его возможности в плане овладения самостоятельной устной речью, т. е. слово сложного звукослогового состава ребенку легче прочитать и написать, нежели произнести. Таким образом, ребенок обретает опосредованный через чтение и письмо путь к формированию и коррекции фонетической стороны речи, ее грамматического строя, обогащению словарного запаса. Начало обучения строится на материале звукового и слогового анализа и синтеза, чтения и письма слов, произношение которых не расходится с их написанием. К приемам, использующимся на данном этапе, можно прибегать и впредь в качестве помощи ребенку в овладении произнесением слов сложного звукослогового состава, в коррекции аграмматизмов, если написание трудного для ребенка слова является фонетическим. Так, например, если ребенок в устной речи опускает или переставляет звуки или слоги, искажает окончания, ему предлагается:

а. «Написать» слово линиями (т. е. составить графическую схему слогового состава слова).

б. Назвать (с хлопком или без него) и написать под соответствующей линией первый слог, прочитать его; подобным образом поступить с остальными слогами.

в. Многократно прочитать дефектно произносимый слог.

г. Многократно прочитать все слово.

е. Произнести слово.

Постепенно совершенствующиеся навыки чтения и письма, слогобуквенного анализа становятся опорой для овладения ребенком произнесением слов, написание которых расходится с произношением. В таких случаях ребенку предлагается сначала прочитать «трудное» слово по слогам, затем произвести анализ буквенного состава слогов, списать слово, вновь прочитать его и наконец произнести самостоятельно.

     Таким образом, можно помогать ребенку овладевать правильным употреблением падежных и родовых окончаний прилагательных и существительных, местоимений, числительных, согласованием в роде, числе и падеже существительных и прилагательных, окончаний глаголов. Помимо вышеперечисленного, чтение, списывание, осознанное произнесение слов, написание которых не соответствует их произношению, является косвенной подготовкой ребенка к усвоению правил орфографии при обучении в школе. В дошкольный период 6-летними детьми, страдающими общим недоразвитием речи, успешно усваиваются следующие правила графики и орфографии: заглавная буква в начале предложений, в именах, кличках животных; точка в конце предложений; обозначение мягкости согласных на письме; раздельное написание слов друг от друга; правила переноса слов; правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

     В ходе психологических исследований установлено, что для здорового ребенка пятилетний возраст оптимален для начала обучения звуковому анализу. Практика показывает, что и у детей, страдающих общим недоразвитием речи, формирование навыков звукового анализа на основе письма и чтения анализируемых слов следует начинать именно в этом возрасте. Обучение пятилетних и шестилетних детей отличается темпом изучения тем и соответственно их объемом: йотированные гласные, обозначение мягкости согласных гласными второго ряда в пятилетнем возрасте изучать нецелесообразно.

При обучении детей чтению взрослым необходимо помнить:

  1. В основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, следует научить его слышать звук в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы так, как звучит звук.

Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука — [э] и [м]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

  1. Грубой ошибкой является обучение побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М А— и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММ А. (Одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы и прочел слитно буквы слога.

 
Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

1. Взрослый пишет букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять же раскрашивает) предметы, в названиях которых слышится звук, который на письме обозначается данной буквой.

2. Лепка ребенком буквы из пластилина.

3. Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.

4. «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе — и ребенок мгновенно вспомнит ее.

5. Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие-либо сравнения взрослых, да еще в стихотворной форме). Например, буква а маленькая — эта буква с животиком и хвостиком и т. п.

6. Обводка ребенком букв, написанных взрослым. Письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым.

7. Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Цель таких заданий — научить писать ребёнка под диктовку, предупреждение письменных ошибок, а не обучение каллиграфическим навыкам! И если самостоятельно написанное им слово выглядит несколько кривым, но последовательность букв правильная — цель упражнения достигнута. Это успех ребенка.