Логопедическое занятие. Слоговой анализ и синтез слов. Деление слов на слоги. Правила переноса
план-конспект

Осколкова Оксана Витальевна

Логопедическое занятие,  в кортором раскрывается работа над слоговым анализом и синтезом слов, отрабатываются навыки деления слов н а слоги и перенос слов на базе лексической темы "Деревья" с использованием элементов логоритмики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovoy_analiz_i_sintez_slov.docx245.42 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №1»

ГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ФОРМЫ ДИСГРАФИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-ЫХ КЛАССОВ

Провела:

учитель-логопед

Осколкова О.В.

г. Железногорск-Илимский

2020г.

Тема: Слоговой анализ и синтез слов. Деление слов на слоги.

Правила переноса

Цель: Создание условий для формирования умения делить слова на слоги с опорой на гласный звук, умение переносить их по слогам.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять правильную артикуляцию звука [ш] через работу с его моделью;
  • активизировать знания обучающихся о слогообразующей функции гласных звуков;
  • развивать умение слышать и выделять гласные звуки из слов, дифференцировать звуки и слоги через работу по карточкам «Волшебный листочек»;
  • учить дифференцировать слова из одного, двух, трех слогов через работу с графическими схемами;
  • закреплять навыки переноса слов через практическую работу на занятии;
  • способствовать расширению и обогащению словаря через работу по речевой теме «Деревья»;
  • закрепить навыки образования притяжательных и относительных прилагательных через дидактические игры «Мяч» и «Чьё это?» и работу с предметными картинками;
  • совершенствование умения определять последовательность слов в предложении, различать границы предложения через работу по карточкам «Змейка»

Коррекционно-развивающие:

  • развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
  • способствовать развитию координации;
  • совершенствовать технику ходьбы скользящего шага;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, зрительному и слуховому восприятию, вниманию и памяти через работу  в упражнениях на аналитико – синтетическую деятельность;

Коррекционно-воспитательные:

  • способствовать воспитанию взаимопомощи при выполнении различных видов деятельности;
  • содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через использование двигательной активности для различных групп мышц; соблюдение охранительного педагогического режима.
  • Способствовать формированию умения работать в паре, группе;

Оборудование: мяч, листики, предметные картинки с изображениями деревьев, карточки с предложениями «Змейка», картинки с листочками, карточки со схемами, предметные картинки, звуковые линейки, ПК.

Технологии

  • логоритмика– музыкотерапия, модели и символы;
  • игровые

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная

Форма проведения: фронтальная

Форма организации: групповая, индивидуальная,  парная

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, метод проблемного обучения; объяснение, упражнения, самостоятельное выполнение поисковых заданий уч-ся, фронтальный опрос, работа с моделями, схемами, звуковыми линейками, творческие работы и т.д.,

Урок размещён на мини сайте https://nsportal.ru/oskolkova1973

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Задачи этапа

Виды заданий

Методы, формы, приемы

Деятельность

педагога

Деятельность ученика

  1. Оргмомент

1.Психологический настрой

Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой

-Настроимся на работу

Прозвенел  звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать (хором)                                                                              

Приветствует детей.

Дети приветствуют друг друга и педагога

  1.  Определение  темы и цели занятия

-создание проблемной ситуации

Актуализировать проблемную ситуацию 

- Чем будем заниматься на занятии? Определи по схемам.

________   _____/_______     _______/_______/_______

- Какие задачи себе поставим?

Постановка перед учеником проблемы

Дети  принимают  её, выявляют трудности и ищут пути решения

  1. Актуализация опорных знаний

Повторить знания детей о  времени года,  звуко-буквенный анализ

-О каком времени года идёт речь?

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. Назови его признаки.

-Выложите  звуковую схему этого слова на звуковых линеечках

C:\Users\Владимир\Desktop\IMG_20201018_232331_1.jpg

-Сколько звуков в этом слове? Сколько согласных? Дайте их характеристику. Сколько гласных?

Сколько слогов? Почему?

-Какие бывают слоги (ударные и безударные)? Когда?

Повторяет ранее пройденный материал: признаки осени, выполнение звуковой схемы

Организовывает индивидуальную работу

Вспоминают правильность выполнения звуковой схемы , самостоятельно выполняют практическую работу

  1.  Основная часть

1. Работа с моделью звука

Отработать правильную артикуляцию  звука  [ш].

-Ребята, представьте, что мы попали в осенний лес. Как он выглядит? Чего много в лесу?

-Под  ногами шуршат листочки. На какой звук похоже их шуршание? Как располагаются губы, зубы и язычок при произнесении звука [ш]? Объясни с помощью модели звука. Дай его характеристику по таблице.

-Давайте погуляем по лесу. Послушаем шуршание листьев.

Звучит музыка Штейбельт (адажио, дети выполняют скользящий шаг и произносят звук [ш]).

Организовывает совместную двигательную деятельность,  следит за правильностью выполнения задания

Анализируют и показывают правильное расположение органов артикуляции  при произнесении данного  звука

2. Слоговой анализ и синтез слов

а). Деление слов на слоги

Отработка правильной артикуляции звука [ш], понятия слог

Расширить словарь

Закрепить умения делить слова на слоги

Дополни слог до слова.

Ша-ша-ша, мама моет малы......

Шо-шо-шо, Мише в ванне хоро......

Шу-шу-шу, тише, Миша, попро........

Ши-ши-ши, Миша, в ванне не пля .......

- Работа в парах

Дидактическая игра «Волшебный листочек»

-Найди и раскрась на листочках слоги, Дополни  слог до слова, запиши его, подчеркни красным стержнем гласные буквы, раздели слова на слоги. C:\Users\Владимир\Desktop\сканирование0001.jpg

Взаимопроверка

Организует работу в парах, следит за правильностью выполнения задания,  формирует интерес к данной теме

Учатся работать  в парах, прислушиваться к мнению друг друга

б). Дыхательная  гимнастика

Отработка правильной целенаправленной

воздушной  струи

Какое  осеннее явление природы связано с падением листьев?

-Давайте попробуем его показать.

-Каждый получает осенний листочек, положили его на ладошку. Носиком вдохнули, ротиком выдохнули на него, губы трубочкой.

-Получился у нас листопад?

Показывает правильное выполнение упражнения, организует отдых для ребят

Дети выполняют упражнение

в). Дифференциация слов по слогам

Перенос слов

Уточнить и расширить знания детей о деревьях

Закрепить умение   составлять графическую схему слов, выполнять перенос слов

-Работа в группах

1 группа (работает с учителем):

- Назовите дерево. Определите количество слогов, запишите его название в соответствующий столбик, выполните графическую схему этого слова, Поставьте  ударение, выделите  гласные  буквы  красным стержнем, выделите ударный слог, отхлопайте  это слово, запишите это слово  для переноса.

-Как переносим слова?  

1сл.           2 сл.          3сл.      

дуб

___у__

2 группа (работает по карточкам самостоятельно)

-К данной схеме подписать название дерева. Поставьте  ударение, выделите  гласные  буквы  красным стержнем, выделите ударный слог, запишите это слово  для переноса.

______

_____/______

______/_______/_______

Организует работу детей, следит за правильностью выполнения задания, формирует интерес к данной теме

Активное участие в деятельности предложенной учителем-логопедом

г). Зрительная гимнастика с музыкальным сопровождением «Листочки»

Предупредить утомление, снять напряжение.

-Как вы думаете, одинаково падают листья на землю? С чем бы вы сравнили падение листьев?

(музыка  М. Гоголевой)

-Листья осенние тихо кружатся  (качают руками над головой вправо,  влево).

Листья под ноги нам тихо ложатся (приседают, руки вытянуты, перебирают в воздухе пальцами).

И под  ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу вправо, влево)

будто опять закружиться хотят (кружатся).

- По характеру музыки, каким был наш листопад? Какого цвета ваши листья? Какими красками богата осень? Почему её называют золотой?

Показывает правильное выполнение упражнения, организует отдых для ребят

Дети выполняют упражнение, двигательная активность

д). Образование  относительных и притяжательных прилагательных.

Совершенствовать грамматический строй речи

-Посмотрите с какого дерева упали эти листочки. Соедините. Свой листик с деревом.

Игра «Мяч»

-Назовите какой, чей? лист (клёна, берёзы, дуба, тополя, рябины, липы, каштана). От названия какого листа нельзя образовать имя прилагательное? (каштан)

Организует работу детей, следит за правильностью выполнения задания

Преобразовывают слово в притяжательное или относительное прилагательное

е). Работа над предложением

Совершенствовать

Игра «Змейка» 

-Запиши предложения. Поставь там, где надо точку, определи границы предложения.  Подчеркните гласные буквы в каждом слове, укажите над словом количество слогов

C:\Users\Владимир\Desktop\сканирование0001.jpg

Показывает детям правильность выполнения  задания

Активное участие в деятельности предложенной учителем-логопедом

  1. Заключительная часть

а). Итог занятия

б). Рефлексия

Помочь детям убедиться, что проблема решена.

-Какие задачи ставили перед собой?

-Достигли их?

-Как узнать сколько в слове слогов? Как переносим слова?

 -Отметьте на дереве чувств  ваше состояние и настроение в конце занятия (на ПК)

        

Проводит рефлексию

Дети  утверждают, как определить количество слогов, как переносить слова, какие игры и упражнения помогли это уточнить

  1. Пароль на выход

Закрепить полученные знания

-Индивидуально: найти и раскрасить берёзовый, рябиновый, кленовый, дубовый листики 

сканирование0004

Ставит проблему

Решают данную проблему: находят и раскрашивают листья

Список используемой литературы

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной  речи  младших школьников. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
  2. Балакиреева Е.В., Перегудова Т.С. Занимательные игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза и профилактики нарушений письменной речи- СПб.: Детство-пресс, 2017
  3. Гоголева М.Ю. «Логоритмика в детском саду»- Ярославль: Академия развития, 2006г.
  4. Ефименкова Л,Н. Коррекция устной и письменной  речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 93-95 с.
  5.  Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта, 1997
  6. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слоговой анализ и синтез слов.

Данная презентация может быть использована на индивидуальных и групповых корррекционных занятиях. Логопед может усложнить или упростить задания в зависимости от возраста обучающихся ( презентация...

Слоговой анализ и синтез слов.

Закрепление практического умения детей дифференцировать слог и слово....

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».

Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза  слов у младших школьников с ОВЗ,  а также связанные с профилактикой и логопедической работой ...

Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова

Данный методический материал представляет консультацию для родителей, которая поможет в овладении ребенком навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова....

Деление слов на слоги. Правила переноса слов

Деление слов на слоги. Правила переноса слов...