Направления сказкотерапии. Формы работы со сказкой.
статья по теме

Галкина Татьяна Владимировна

Цель сообщения - рассказать родителям, педагогам, воспитателям о новейшей системе творческого развития, обучения, коррекции, адаптации личности,познакомить со "сказочными приёмами общения с ребёнком, подростком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

СПб  ГБСУСО «Детский дом интернат для детей

с отклонениями в умственном развитии № 4»

Санкт-Петербург, г. Павловск

Из опыта работы воспитателя

Галкиной Татьяны Владимировны

Методическая тема:

Направления сказкотерапии.

Формы работы со сказкой.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют в своей работе и врачи, и психологи, и педагоги и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Поскольку, сказка - многогранный материал, её можно применять в практической психологии, используя тот ракурс, который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностическим целям. Уникальность этого метода психотерапии в том, что ребёнок находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет ему выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, с которыми он столкнулся. Сказкотерапия является удивительным волшебным «зеркалом», в котором преображённый внутренний и внешний мир отражается в гармонии и уникальности.

Можно выделить несколько направлений сказкотерапии:

I.Аналитическое направление. Служит для развития умственной сферы человека. Суть этого направления – интерпретация сказок.

Цель метода – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета. В основании метода содержится идея о том, что каждая сказочная ситуация несёт в себе огромный скрытый смысл, информацию о том, как из поколения в поколение люди проходили сложные ситуации и выходили из них.

Сказочная ситуация, которая задаётся ребёнку, должна отвечать определённым требованиям: не должна иметь готового ответа (принцип открытости); должна содержать актуальную для ребёнка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Например: преодоление препятствий (особенно, если у ребёнка обозначилась проблема  нерешительности, страха проявить себя); взаимопомощи и взаимодействия   (особенно, если ребёнку свойственен эгоцентризм); самоорганизация и прогнозирование  своих действий  (в случае, если ребёнок недостаточно внимателен и организован) и т. п.

Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы таким образом, чтобы побудить ребёнка самостоятельно строить и прослеживать причинно – следственные связи (откуда и почему это взялось, происходит, зачем это нужно, что будет, если произойдёт то-то и то-то).

Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией позволяют решать следующие задачи:

  • развитие творческого ( креативного ) мышления ребёнка;
  • совершенствование  вербального языка (ребёнок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли);
  • развитие фантазии, воображения;
  • развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно – следственных связей;
  • развитие эмпатии и умения слушать (так как в ходе анализа ребёнок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).

Однако,  детям бывает трудно заниматься только  анализом, поэтому занятия по анализу сказок полезно  «разбавлять» телесными упражнениями.

II.Рассказывание сказок.

Рассказывание сказок, как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы. Например:

1.Рассказывание сказки группе или одному человеку от третьего лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актёрские умения и навыки. Психокоррекционный  смысл такого  рассказывания   заключается в следующем – зная  смысл сказочных ситуаций и зная, какие из них могут способствовать развитию слушателя или помогут ему продвинуться в разрешении его проблем, психолог – рассказчик может сознательно делать на них акценты, таким образом, у ребёнка активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие  его личностному росту. При этом подбираются сказки, сюжет и проблематика  которых максимально соответствуют целям  психокоррекционной  работы.

2. Групповое рассказывание сказки. В этом случае рассказчиком является не один человек, а группа детей или взрослых.

  • Рассказывание сказки известной всей группе. Каждый участник группы рассказывает по очереди маленький кусочек сказки. Повествование на отрывки  делится произвольно, в зависимости от того, какую часть сказки берёт на себя предыдущий  рассказчик. Ведущему лучше не участвовать в процессе рассказывания, так как больше полезной информации он получит, наблюдая за ходом рассказывания и на основании этого проводя обсуждение.
  • Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того, как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причём последний рассказчик должен обязательно закончить сказку.
  • Групповое придумывание сказки. Кто-то говорит первую фразу, следующий участник группы присоединяет к сказанной фразе свою одну или две фразы и так далее. Желательно, чтобы групповая сказка сложилась не более  чем за три круга (то есть каждый участник выступал в качестве рассказчика не более трёх раз) и имела свой конец.
  • Рассказывание сказки от первого лица и от имени персонажей сказки. Участники распределяют роли между собой, причём персонажи, от имени которых  ведётся повествование,  могут быть разнообразными.   Необязательно выбирать  только тех героев, которые непосредственно участвуют в сюжете, можно одушевлять любой предмет или часть окружающей среды и от их имени рассказывать сказку: лесная дорожка, морские волны, камешек, на котором остановился Иван – царевич и  так далее. Такой метод может быть полезен тем, что позволяет детям децентрироваться, т.е. встать на место другого.

Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют  решать следующие психодиагностические и психокоррекционные  задачи:

  • выявление актуальной проблематики ребёнка, подростка, взрослого путём анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, акцентов, стиля, смысла изложения;
  • развитие фантазии и воображения;
  • развитие умения выражать свои мысли;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования;
  • сплочение группы;
  • развитие способности к децентрированию, умения вставать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон (даже глазами неодушевлённых в обычной жизни предметов).

III Cочинение сказок.

Сочинённая ребёнком или взрослым сказка - сама по себе психотерапевтическое явление, потому что является продуктом творческого акта. Человек, сочиняя сказку, не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активизирует свои бессознательные структуры, обеспечивающие его личностное развитие. Опытному психологу авторская сказка подскажет пути и  методы психокоррекционной и психотерапевтической работы , так как в её содержании скрыты не только проблемы, стоящие перед человеком, но и оптимальные способы их разрешения.

Важно отметить, что интерпретация сказок требует от психолога определённого опыта, а также гибкости и такта для того, чтобы провести наиболее объективный анализ материала, не привнося в интерпретацию образов своих собственных проекций.  

IV. Переписывание сказок.

Переписывание сказок имеет смысл тогда, когда человеку чем – то очень не нравится сюжет, ситуация, конкретный поворот событий. Это явление само по себе является диагностическим, так как то, что человеку активно не нравится, то, что он отрицает, очень часто указывает на актуальную нерешённую проблему или на проявление основополагающих жизненных принципов. Переписывая сказку, ребёнок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом психокоррекционный смысл переписывания сказок.

V. Изготовление кукол.

Слушая или читая сказку, ребёнок проигрывает, просматривает её в своём воображении. Он представляет себе место действия, героев сказки, поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки в психокоррекционных целях. Однако, не каждый ребёнок или взрослый обладают актёрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психокоррекционных целей используется постановка сказки с помощью кукол.

 Можно использовать несколько вариантов кукол:

  • куклы – марионетки,
  • пальчиковые куклы,
  • теневые куклы.
  • Куклы – марионетки просты в управлении: одна нить служит для управления головой, другая нить помогает управлять руками. Кукла может быть с лицом и без него. Если кукла находится без лица, это позволяет ребёнку  фантазировать,  в каком настроении, состоянии находится кукла, помогает ему определить его собственную актуальную проблему. Важно, какой персонаж избирает ребёнок для изготовления  куклы  и  каким характером  его наделяет.  Очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Изготовление кукол – марионеток развивает:
  • мелкую моторику рук (мануальный интеллект),
  • фантазию и образное мышление,
  • умение малыми средствами выражать характер,
  •  способность чувствовать  другого и происходящее вокруг,
  • способность к концентрации внимания.  

Пальчиковые куклы и декорации ещё более доступны в исполнении. Куклы изготавливаются из плотного картона, подставка для куклы – из не очень    плотного картона.

Куклы для теневого театра изготавливаются из чёрного или тёмного картона и используются для психокоррекционной работы со страхами.

VI. Постановка сказки с помощью кукол.

«Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Он становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как считает нужным. Такая работа с куклой позволяет:

  • совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений,
  • нести ответственность за управление куклой,
  • проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять,
  • осознать причинно – следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы.
  • научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
  • развивать способность к концентрации внимания.                                  

В постановке сказки есть важный момент, связанный с организацией сцены. На этот этап следует обращать особое внимание.

Процесс организации сцены важен для проработки следующих моментов:

  • организация персонального пространства, умение создать комфорт вокруг и внутри себя,
  • развитие чувства объёма,
  • развитие эстетического чувства,
  • совершенствование коммуникативных навыков, наблюдение за спонтанным распределением ролей в процессе организации сцены(кто-то автоматически берёт на себя руководство, кто-то исполнитель, кто-то наблюдатель).

Кром того, постановка сказки – всегда праздник для её участников. Поэтому, умело организованная постановка сказки может служить эффективным средством для коррекции депрессивных  состояний.

Теневой театр может быть использован для специальной работы над страхами. Сценой служит экран (из простыни или ватмана), освещённый сзади яркой лампой. Участники спектакля вырезают из чёрного картона то, чего они боятся (свой страх). Это может быть нечто конкретное или абстрактное. Каждый участник может подойти к экрану и спроецировать на него свой страх. В зависимости от ракурса проекции на экран «страха», он может быть разных размеров: чем ближе к экрану «страх», тем он меньше, чем ближе к лампе, тем «страх» больше. Играя со своими страхами, человек бессознательно запечетлевает то, что он может сам управлять своим страхом. По окончании спектакля куклы – «страхи» уничтожаются.

Медитация на сказку – хорошее средство снятия напряжения, стабилизации состояния лёгкой возбудимости детей. Для этой цели подбирают сказки  с позитивным  образным рядом и релаксационную  музыку. Так же медитации могут быть использованы в сочетании с другими формами работы со сказкой.

Такие формы и методы работы со сказкой предлагает нашему вниманию доктор  психологии  Зинкевич  - Евстигнеева Татьяна Дмитриевна .

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления и формы работы с семьей

В ОГБУ СО РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее – Центр) проходят реабилитацию не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и дети с ослабленным здоровьем. ...

Направления и формы работы по патриотическому воспитанию на уроках истории

В работе описан опыт учителя по патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми"

Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми"...

Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми" часть 2

Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми"...

Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью

Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью....

"Направления и формы работы социального педагога с родителями (законными представителями)"

Особенности , формы и методы работы с родителями (законными представителями), этапы и направления сопровождения  неблагополучных семей....