Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми"
материал на тему

Наталья Александровна Ильина

Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

ГОРОДА ТАТАРСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление по теме:

«Направления и формы работы с

одарёнными детьми».

Выполнила:

учитель технологии

МБОУ СОШ №9

Ильина Наталья Александровна

ТАТАРСК

2013

На сегодняшний день образование рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.                                                    (Слайд №1)

Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.                                                             (Слайд №2)

Способности – это индивидуальные особенности личност, обеспечивающие ему успех в деятельности.

Талант – выдающиеся способности личности в определённой деятельности.

Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности.

Одарённость – понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок  это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

     Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает  реализацию следующих направлений:           (Слайд №3)

  • координационное направление. Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.
  • научно- исследовательское направление. Проведение диагностики одаренных детей. Диагностика условий обучения и развития одаренных детей. Создание банка данных одаренных детей.
  • научно-методическое направление.Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
  • экспериментальное направление. Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

Многолетний опыт работы учителем технологии позволяет с уверенностью сказать, что технологическое образование помогает одарённым детям в решении нестандартных проблем, даёт реальную возможность самим добывать знания, учит постоянно совершенствовать практические умения.

Цель моей педагогической деятельности – формирование системы универсальных знаний обучающихся на уроках технологии на основе проектной деятельности.

При организации проектной деятельности создаю отношения партнёрства с учениками. Ученик сам определяет цель деятельности, открывает новые знания, экспериментирует и отвечает за результат своей деятельности, а я, как учитель, являюсь партнёром и оказываю помощь ученику на всех этапах работы над проектом.

Это позволяет определить  первые признаки одарённости среди учащихся 5х классов, которые только что перешли в среднее звено.  

    Профессор А.Н.Колмогоров говорил:  « Не существует сколько – нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые появляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».                                                                 (Слайд №4)

Цель работы с одарёнными детьми – максимальное раскрытие природного потенциала каждого ученика.

Одарённые дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Но в тоже время они могут потерять интерес к обучению, потому что программа для них скучна, нравятся сложные задания, а не стандарты. Их нельзя приземлять, они не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Такие дети критически относятся к собственным суждениям, у них низкая самооценка. Зачастую они ставят для себя нереалистические цели, но стремление к ним есть стремление к совершенству. Они уязвимы, гиперактивны, требуют особого внимания взрослых.

 Выявление одарённости должно служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка. Поэтому работу с такими детьми строю по уровням:                  (Слайд №5)

  • создание условий успешности для работы с одарёнными детьми;
  • выявление одарённых детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская, проектная работа).

Для качественного выполнения творческих работ и для развития интереса к предмету «Технология» нужны хорошо оснащённые школьные мастерские. Считаю, что немалую роль в этом играет оформление кабинета. Вместе с моими ученицами оформили и озеленили кабинет технологии для швейного производства, кабинет кулинарии. В нашей школе мы стремимся создать уют не только в кабинетах, но и в школьных холлах.        (Слайд №6)

На уроках при обработке ткани учу девочек работать на современных швейных машинах, машине-оверлоке, работать с электронными программными дисками по созданию схем для вышивания, разработке макета сада,  компьютерными журналами по созданию моделей, с 3D программой по созданию дизайна комнаты. При работе над творческим проектом осваиваем программы MicrosoftExcel, PowerPoint, Publisher, образовательный модуль мультимедиа системы (ОМС). Это позволяет оптимизировать учебный процесс, значительно облегчает труд учителя. С другой стороны, применение современных машин и компьютерных технологий на уроках является одним из средств, повышающих мотивацию учащихся к обучению и развитию способностей.                       (Слайд №7)                                                                          

Кроме того, провожу нетрадиционные виды уроков (ролевые игры, конкурсы, экскурсии, защита творческих проектов). На таких уроках дети учатся общаться, помогать друг другу, учатся адекватно оценивать проделанную работу, принимать похвалы и критику со стороны одноклассников. Это способствует формированию социальных мотивов. Будучи устойчивыми, социальные мотивы формируют и познавательную мотивацию. Вместе с тем положительные эмоции, чувства, ощущения учеников при выполнении мотивированных действий на таких уроках способны расширить учебные мотивы.                                      (Слайд №8,9)

Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребёнка, то она ведёт за собой развитие его способностей.  Поэтому в своей работе применяю групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

  Систематический контроль знаний и умений – одна из важных составляющих в моей практике. Применяю традиционные способы контроля знаний (тесты, контрольные вопросы и задания), а также кроссворды, ребусы, вопросы, задания-лото, презентации, которые составляют сами учащиеся после изучения нового материала. Такой способ контроля знаний особенно эффективен при групповой работе учащихся.

Педагогическую оценку достигнутых мною результатов осуществляю с помощью диагностики, опираясь на следующие критерии:       (Слайд №10)

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие познавательной активности;
  • самостоятельность деятельности и самооценка учащихся;
  • рост творческих возможностей с последующей самореализацией в деятельной сфере;
  • развитая система творческих работ (умение создавать собственные изделия, анализировать, конструировать, моделировать, производить экономические расчёты).

Избранные формы работы раскрывают способности одарённых  учащихся, дают им возможность попробовать себя в различных сферах творческой деятельности и создать ситуацию успеха. Мои учащиеся успешно представляют и защищают творческие проекты, рекламируют свои изделия на выставках и конкурсах.

Для оформления интерьера школьной столовой ученицами      7 класса был разработан и выполнен творческий проект «Кулинарные затеи юных поварят». Во время уроков кулинарии девочки фотографировали готовые блюда, а затем, используя различные техники рукоделия, изготовили декоративные фоторамки.                                                        (Слайд №11)

Ученицы 6 класса свой коллективный проект назвали «Вышивка крестом в интерьере кухни». И теперь небольшие картины с вышивками украшают столовую.                                                                (Слайд №12)

Ученицами 9 классов  выполнен коллективный творческий проект «Панно в технике лоскутного шитья» -  изготовленные изделия предназначены для оформления школьного холла возле кабинета технологии.                                                                                         (Слайд №13)

В 2011 году учащимися 8 классов разработан коллективный практико-ориентированный проект «Озеленение пришкольного участка», выполнение которого запланировано на трёхлетний период. В весенне-летний период ежегодно создаются учебные бригады из учащихся 6-8 классов. В 2011 году были распланированы и засажены две новые клумбы. В 2012 году  разработан участок под огород и засажен овощными культурами.  Ребята занимались декоративным оформлением цветников, изготовили деревянные клумбы, декоративный водоём и  водоёмы для полива растений, трельяж для вьющихся растений, обустроили уголок «В гостях у сказки» и  разбили клумбы в деревенском стиле. В 2012 году наша школа участвовала в муниципальном конкурсе «Лучшее образовательное учреждение по благоустройству и озеленению школьной территории». В реализации этого проекта приняли участие мои ученики.                                           (Слайд №14)

Ученицы 5 класса разработали и выполнили коллективный проект «Цветы в интерьере». На летней трудовой практике мы с ребятами  подобрали и вырастили комнатные растения для озеленения школьной рекреации: посадили канны и каллы. В сентябре кашпо с цветами украсили подоконники, а картины, выполненные в технике «Аппликация из пластилина по стеклу», дополнили эту цветочную композицию.

 (Слайд №15)

Для украшения интерьера классов и создания благоприятного микроклимата нельзя обойтись без комнатных растений. Я сама очень люблю цветы и стараюсь привить эту любовь своим девочкам. Вместе мы сажаем черенки и семена, наблюдаем за изменениями в процессе роста. Учу детей любить и беречь всё живое, а этот дар нужно развивать в каждом ребёнке.                                                                                       (Слайд №16)

Учащаяся 9 класса выполнила проект «Моё увлечение» и стала победительницей в школьном конкурсе проектов.                   (Слайд №17)

Ученицы 5 классов разработали проект «Пир на весь мир». Девочки разделились на группы и по условиям проекта приготовили недорогие, питательные и оригинальные блюда из овощей. Для защиты своих блюд воспитанницы сами подготовили презентации с фото-рецептами.

                                                                                      (Слайд №18,19)    

Такая совместная работа предоставляет большие возможности для формирования у ребят готовности к труду, умения работать в коллективе,     для воспитания эстетического вкуса, развития творческих способностей, и направлена на привитие интереса к предмету «Технология».

В нашей школе стало уже традицией проводить предметные недели.  Весной мы проводим неделю технологи и ИЗО.  Вся работа при подготовке и проведению таких недель ведётся детьми, которые проявляют особый интерес к рукоделию и  к  творческой деятельности. Ребята организуют выставки творческих работ, проводят экскурсии для учащихся, выпускают предметные газеты, разрабатывают и проводят тематические праздники  для младших классов. Мы, педагоги, проводим открытые уроки, мастер-классы. Такая совместная работа повышает интерес к творчеству, приносит самоудовлетворение своей деятельностью и желание создавать и осваивать что-то новое.                                                                                (Слайд №20)

 Ежегодно мои обучающиеся - участники муниципального этапа  олимпиады по технологии. За  последние три года ученицы показали достаточно высокие  результаты на уровне района.

В 2013 году Кондратьева Евгения (9 класс), Потыцкая Ольга (10 класс) и Бобырь Анна (11 класс) участвовали в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии, где Кондратьева Евгения вошла в первую пятёрку участниц.                                                        (Слайд №21,22)

Для участия в предметной олимпиаде ученицами были подготовлены проекты: «Нестандартная клумба» (9 класс), «Вышивка крестом» (10 класс), «Фоторамка» (11 класс). Все эти работы были отмечены на районной олимпиаде и представлены на региональном этапе.                 (Слайд №23,24)

С 2008 года мои ученицы постоянные участницы зональной выставки творческих работ «Сибирь талантами богата». Их работы стали победителями районного этапа и участниками областного этапа конкурса.

                                                                                            (Слайд №25)

Каждый год на базе нашей школе работает кружок «Волшебная нить», который посещают одарённые дети. Здесь девочки совершенствуют свои знания, умения, навыки, полученные на уроке, а также овладевают новыми техниками работы с тканью, пряжей. Для  эстетического оформления кабинета технологии организована постоянная выставка работ, выполненных мною и моими  ученицами.                                                        (Слайд №26)

В рамках предметной недели  проводим экскурсии в краеведческий музей с целью знакомства с художественным творчеством мастеров  нашего города, района, края.                                                                (Слайд №27)

Мои ребята  участвовали в районном фестивале «Салют Победы», где коллектив нашей школы стал обладателем Гран-при.  Были представлены работы декоративно-прикладного творчества моих воспитанниц объединения «Волшебная нить».                                                                    (Слайд №28)

        Среди моих выпускников есть те, кто поступает в вузы художественной  направленности (ребята получают профессию по специальности декоратор, художник – оформитель, парикмахер).                                      (Слайд №29)                                                                      

У выпускников сформирована внутренняя  потребность  в непрерывном совершенствовании и реализации своих творческих возможностей. Мои выпускницы окончили учебные специализированные заведения  по профилю: мастер-парикмахер, художник-декоратор. Сегодня Сергачёва Е., Рыжкова М. создали собственные салоны, которые пользуются большим спросом у населения города Татарска. Проскурякова Е., Мингазова З., Горшкова Т. сегодня работают в салонах города Новосибирска и Омска.  

Целостную картину результатов обучающихся даёт система портфолио.                                                                                          (Слайд №30)

Результаты творческого роста Кондратьевой Евгении 9 класс

 

Учебный год

Достижения ученицы по предмету

Другие достижения

Средний балл по предмету

Олимпиады

Конференции, конкурсы

2008-2009

5 класс

5,0

школьный тур - призёр

Школьный конкурс творческих проектов-призёр,  районный тур конкурса декоративно-прикладного творчества «Сибирь талантами богата»- призёр

школьная олимпиада по декоративно-прикладному искусству-призёр

2009-2010

6 класс

5,0

школьный тур-призёр

Школьный конкурс творческих проектов-призёр,  районный тур конкурса декоративно-прикладного творчества «Сибирь талантами богата»- призёр

Участник школьной команды в городском конкурсе агитбригад

2010-2011

7 класс

5,0

школьный тур-победитель,

районный тур-участник

Школьный конкурс творческих проектов-победитель, выполнение мультимедийного проекта «Рациональное питание-основа здоровья и красоты», школьная игры-соревнование «Искусство кройки и шитья»-победитель.

олимпиады по русскому языку. литературе-участница

2011-2012

8 класс

5,0

школьный тур-победитель

Школьный конкурс творческих проектов-победитель, участница школьной деловой игры «Бизнес-план», выполнение мультимедийного проекта «Загрязнение окружающей среды», районный тур конкурса декоративно-прикладного творчества «Сибирь талантами богата»- призёр

олимпиады по русскому языку-призёр, участие в сценарии школьной новогодней ёлки, Дня первоклассника, Дня пятиклассника

2012-2013

9 класс

5,0

школьный тур-победитель,

районный тур-победитель, областной тур-вошла в первую пятёрку

Школьный конкурс творческих проектов-победитель, выпуск газеты к декаде технологии, участие в выставке творческих работ и проведение экскурсий  для начальных классов (декада технологии), выполнение мультимедийного проекта «Вязание крючком» разработка сценария и проведение конкурса «Маленькие хозяюшки»

Победитель и призёр школьных, городских и районных вокальных конкурсов, призёр районной олимпиады по русскому языку

ведущий школьного праздника осени, нового года

Анализ данных представленных в карте творческого роста показывает, й уровень творческой активности, увлечение различными видами деятельности, проявление оригинальности в решении учебных задач.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающими нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Бесталанных детей нет. Важно  только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.      (Слайд №31)

Спасибо за внимание.                                                          (Слайд №32)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы работы с одарёнными детьми". Из опыта работы.

Материал представлен в форме презентации. Можно познакомиться с формами работы во внеурочное время....

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...

Методы и формы работы с одарёнными детьми, изучающими английский язык.

В данной статье рассказывается о формах и методах работы с одарёнными учениками как на уроке, так и во внеурочной деятельности по любому изучаемому предмету в школе.Прежде всего, методы и формы работы...

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...

Методы и формы работы с одарёнными детьми учителя иностранных языков

Одной  из основных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. Сейчас наша школа работает по федеральному  государственному образователь...

Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми" часть 2

Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми"...