Учимся видеть красоту
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Внеклассное занятие в 5 классе коррекционной школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_videt_krasotu.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема: «Учимся видеть красоту».

Цель:

- выявить  представление детей о красоте человека, окружающего мира;

- формировать  понимание гармонически развитой личности как сочетание в нём духовного  богатства, моральной чистоты и физического совершенства;

- учить видеть ,ценить  красоту и  побуждать создавать красивое.  

План:    

1.Психологическая подготовка  к занятию.  

2.Основная часть:

        1/.Природа вокруг нас.

          (физ.пауза)

        2/.Человек- часть  природы.

        а.физическая красота.

        б.духовная красота.

3.Заключение:

        а.вопросы по теме.

        б.отношение к результату  занятия.

        в.заключительные слова.

1.Психологическая  подготовка:

Посмотрите, ребята на плакат, на нём изображение человека в разном  настроении.Определите :что он чувствует в разные моменты. Какой вам кажется симпатичней? Почему?

Давайте и мы будем стараться быть добрыми ,симпатичными.Ведь злое и хмурое никого не красит.

А теперь сядем удобнее и послушаем тему нашего занятия:

«УЧИМСЯ ВИДЕТЬ КРАСОТУ»

        Моя цель сегодня обратить ваше внимание на красоту окружающего мира, необходимость умения видеть и ценить красоту.

 

2.Основная часть.

а/.Природа вокруг нас.

        Красота окружающего мира волновала человечество во все времена и находила своё выражение  в живописи, скульптуре, различных ремёслах, музыке, поэзии…Мы можем найти красоту везде: на дне океанов и морей, в лесу, звёздном небе, своём посёлке, вдруг неожиданно открыв её в завершенной своей работе.

Вопрос детям:

1/.В чём красота окружающего мира?

2/.Какие чувства вызывает красота?        

        Чтобы видеть красоту  необходимо очень внимательно, вдумчиво вглядываться в окружающий мир: сколько красок, форм, вокруг! Замечательно  потрудилась природа! Никого не могут оставить равнодушным моря, озёра, реки, тихие пруды, многообразие растительного и животного мира. А каким живописным делают рельеф нашей Земли горы! Каким изменчивым может быть небо в разное время года и суток!

        …Блистают звёзды, цвет меняют горы,

        Снега сползают ,розы опадают.

        Мне очень жалко тех людей,

        Которых ничего не удивляет.

        Рождаются великие творенья,

        Не потому ли, что порою где-то

        Обычным удивляются явленьям

        Учёные, художники, поэты.

Задание:

Давайте поупражняемся в наблюдательности, умении фантазировать, замечать красивое.

(Показать две поделки из дерева. Описать своё восприятие, какие чувства возникают).              

         

А   теперь упражнение на ассоциации:

Посмотрите на ёлочную игрушку и расскажите о своих ассоциациях, о чём она вам напоминает, какие чувства вызывает.

        В отличии от растений красота животных заключена не в одной

внешней привлекательности. Скажите в чём?

        Это в удивительном разнообразии движений, повадок, образе   жизни. Очень велико значение телепередач о природе в раскрытии красоты животных, где посредством скрытой камеры показывается потаённая жизнь животных. Животный мир насчитывает миллионы видов. Каждый из них уникален и прекрасен по своему: обезьяны поражают своим умением быстро и ловко передвигаться по деревьям, забавной внешностью; слон своей мощью, величием, умением ловко использовать свой хобот; птицы завораживают удивительным пением.

(Прослушивание записи голосов птиц, просмотр видеозаписи о животных).

        В психике животных есть зачатки сознания. Наиболее развитыми считаются млекопитающие, они радуют своими душевными свойствами. Привязанность собак к хозяевам является почти легендарным. Сколько бродит их по улицам брошенных и забытых, продолжают сторожить покинутые дома  после отъезда хозяев на новые квартиры, отказываясь от пищи из чужих рук.

"Стихи о рыжей дворняге" Э.Асадов.

Хозяин  погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

-Прощай ,брат! Хоть жаль мне ,не скрою,

Но все же тебя я покину.

      Швырнул под скамейку ошейник

      И скрылся под гулким навесом,

      Где пёстрый людской муравейник

      Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

      Старик у вокзального входа

      Сказал:-Что? Оставлен, бедняга!

      Эх,будь ты хорошей породы,

      А то ведь простая дворнягя!

Огонь за трубой заметался

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте как бык потоптался,

И ринулся в непогодь ночи.

      В вагонах ,забыв передряги,

      Курили,смеялись,дремали...

      Тут,видно,о рыжей дворняге

      Не думали ,не вспоминали.

Не ведал хозяин ,что где-то

По шпалам из сил выбиваясь

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь!

      Споткнувшись,кидается сново

      В кровь лапы о камни разбиты,

      Что выпрыгнуть сердце готово,

      Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин,что силы

Вдруг разом оставили тело

И,стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела....

      Труп волны снесли под коряги.

      Старик!Ты не знаешь природы:

      Ведь может быть тело дворняги,

      А сердце-чистейшей породы!

   

Вопросы детям:

1.Каким представляется вам хозяин?

2.В чём красота собаки?

3.Какое животное ты хочешь завести? Почему?

Физпауза:

Выносится "Чёрный ящик" с различными предметами. Каждый

ребёнок подходит по очереди к нему, пытаясь на ощупь определить

предмет и назвать.

2. ЧЕЛОВЕК-часть природы.

        

Человк-часть природы, находится на самой высшей ступеньке в её развитии. Он так же прекрасен, неповторим  и удивителен, что проявляется во множестве рассовых типов, национальных  особенностях, многообразии физической красоты. Живопись и скульптура на протяжении тысячелетий отражала телесную красоту челевека. Во все времена люди хотели и хотят быть красивыми. С ранних лет проявляется интерес к своей внешности. Каждый думает:  каков я? Какие у меня достоинства или недостатки?

 

Вопросы детям:

1.Каким ты представляешь себе красивого человека (юношу,девушку)?

     Нет ничего плохого в том,что человек хочет быть красивым. Это улучшает настроение, даже влияет на характер. Чтобы улучшить внешний вид пользуются услугами парикмахера, косметолога, портного, с помощью которых можно скрыть какие-то  физические недостатки, мешающие быть более привлекательными. Во многом может помочь спорт,физические упражнения,которые  не только полезны для здоровья ,но и делают красивыми:улучшают осанку,фигуру,походку.

Следует серьёзно относиться к личной  гигиене,не забывать умываться, причёсываться. Тогда кожа будет здоровой и гладкой, волосы блестящими. И вовсе не обязательно  иметь дорогую и модную одежду. Главное, чтобы она подходила по фигуре, со вкусом подобрана, чистая и не мятая.

    В своё время один мудрец (Сократ) сказал молодым людям:если они видят себя в зеркале красивыми, не следует разрушать эту красоту  безобразным поведением, а если видят себя некрасивыми, должны стремиться исправить недостатки природы прилежанием и разумом.

     

                                ***

   С готовой ,красивой душой навек

   Отнюдь не рождается человек,

   Ничто ведь само не строится,

                       

   Уверен,что скромником и бойцом,

   Отзывчивым,умницей,храбрецом,-

   Учатся и становятся.

                               (Э.Асадов).

Да, не стоит огарчаться некрасивым и излишне радоваться красавицам. Если вы родились красивой, это не ваша заслуга-это природный дар; не подкрепленная красотой душевной, она тускнеет. Конечно, в первую минуту обращают внимание  на внешность, одежду, но стоит человеку заговорить  и сразу видны ум,душа или их отсутствие. Следите за своей речью воспитывайте в себе сдержанность, обдумывайте свои поступки.

     

"Некрасивая девчонка."      

                                                             Н Заболоцкая.

Среди других играющих детей

Она напоминала лягушонка,

Запрвлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны,рот длинен,зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам ,сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики,не торопясь к обеду,

Гоняют по двору,забывши про неё.

Она ж за ними бегает по следу

Чужая радость так же как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново ,

Так живо всё,что для других мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день,когда она рыдая

Увидет с ужасом,что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!пусть черты  

Мне верить хочется,что сердце не игрушка,

Сломать его едва  ли можно вдруг!

Мне верится хочется ,что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И  пусть черты её не хороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая  грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так,то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она , в котором  пустота,

Или огонь,мерцающий в сосуде?

Вопросы детям:

1.Чем привлекает вас девочка?

2.Хотелось бы вам дружить с ней? Почему?

      Добрый, отзывчивый человек приносит людям радость. Именно о душевной красоте, её грации души  пишет поэт. Она проявляется  в поведении, отношении к окружающим. Человек меняется с возрастом, физическая красота уходит и, наоборот расцветает духовная, если эти годы человек работал над своей душой.

Вишня.

                                                                  М Исаковский.

В ясный полдень на исходе лета,

Шёл старик дорогой полевой:

Вырыл вишню молодую где - то

И ,довольный нёс её домой.

Он глядел весёлыми глазами

На поля, на дальнюю межу.

И подумал : " Дай - ка я на память

У дороги вишню посажу.

Пусть растёт большая - пребольшая,

Пусть идёт и в ширь и в высоту.

И,  дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету.

 Путники в цвету её прилягут,

Отдохнут в прохладе, тишине.

И ,отведав сочных,спелых ягод,

Может, статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят - экая досада,-

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят - не вспоминай ,не надо,-

Всё равно я вишню посажу!"

 Вопросы детям:

1.Понравился вам старик?Чем?

2.В чём красота его поступка?

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

а).Вопросы по теме:

-В чём красота окружающего мира?

-Вам нравится ваш школьный двор?Что бы вы хотели изменить?

-Нравится ли вам ваш  характер?Хорошо ли с вами рядом другим?

(вопрос на размышление).

б).Отношение к занятию:

-Что вам запомнилось сегодня?Что понравилось и затронуло душу?

в).Заключительные слова...

Огромен и разнообразен наш мир, богат и удивителен по своей красоте. Давайте любить и беречь его.

Давайте будем добры ,будем умны,будем красивы.

* * * * *

...СПИТ КРАСОТА В ЛЮБОМ ИЗ НАС

МЫ ВСЕ КРАСИВЫ ОТ РОЖДЕНЬЯ

ОДНАЖДЫ,

                    ВДРУГ,

                                ХОТЯ Б НА ЧАС

ИЛИ ХОТЯ БЫ НА МГНОВЕНЬЕ.

СПИТ КРАСОТА.

И ЖАЛЬ МНЕ ТЕХ,

В КОМ ГЛУХО СПЯТ ЕЁ ПОРЫВЫ,

ТЕХ, КТО УШЁЛ ОТ НАС НА ВЕК,

НЕ ЗНАЯ, КАК ОНИ КРАСИВЫ !

 (отрывок из стихотворения "Красота" Н.Доризо).

Используемая литература:

  1. Асадов Э. «Лирика» 2010г.
  2. Волкова Т.В. «Наука быть человеком» 2011г.
  3. Харламова Н.В. «Мир вокруг нас» 2011г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся видеть красоту. Классный час.

Разработка классного часа для младших школьников специальных (коррекционных) классов vIII вида...

Учу видеть красоту( эстетическое воспитание на уроках технологии).

Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию. Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области  эстетического воспитания о...

презентация к занятию "Учимся видеть красоту"

Презентация направлена на развитие умения видеть красоту окружающего мира...

Мир для незрячих. Почувствовать, осмыслить и понять тех, кто не видит красоту сегодняшнего дня.

Иногда оценить то, насколько ты счастлив можно тогда, когда ты соприкасаешься с теми, кто не может ощущать всего того, что ощущаешь ты. Мир слепых людей - как это. На несколько минут почувствовать то,...

Контрольные вопросы и задания по разделу «Учитесь видеть красоту» (6 класс)

Контрольные вопросы и задания 6 класс по разделу «Учитесь видеть красоту». Данный материал будет полезен для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII...