Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме

Галкина Татьяна Владимировна

Вашему вниманию представлены простые и полезные игры и упражнения, которые могут быть использованы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_s_voz.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

СПб  ГБСУСО «Детский дом интернат для детей

с отклонениями в умственном развитии № 4»

Санкт-Петербург, г. Павловск

Из опыта работы воспитателя

Галкиной Татьяны Владимировны

Методическая тема:

Развитие мелкой моторики рук у детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы имеем ввиду ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.

Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому начинать развивать мелкую моторику малышей  важно как можно раньше.

В своей работе активно использую различные  упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, придерживаясь некоторых правил:

  • - Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
  • - Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  • - Работу провожу регулярно, систематически.
  • - Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
  • - Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
  • - Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда

подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Итак, какие же игры и упражнения существуют?

  • Пальчиковые игры. Эти упражнения направлены на воздействие пальчиков рук. Массаж проводят в игровой форме, рассказывая стишки и потешки, чтобы привлечь внимание ребенка. Для получения максимального эффекта, необходимо тренировать каждый пальчик в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук), но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус), и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать сторонние предметы, например, предложить ребенку достать из мешочка игрушку, или покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку), перекладывая его из одной руки в другую.

  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

  • Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

  • Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

  • Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребёнка. 
  • Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

  • Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук, развивающая игра "Делаем бусы". Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

  • Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима - что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

  • Рисование.
    Один из самых простых способов развить мелкую моторику. Для начала можно использовать пальчиковые краски. Пусть малыш «почувствует» их, проведет пальчиками по бумаге и увидит, что получилось. Когда малыш научится рисовать пальчиками, предложите ему кисть и раскраску. Для начала это должны быть простые, крупные предметы (животные), по одному на листе. Помогите малышу научиться закрашивать части рисунка, не вылезая за линии. Да, это не так просто, но постепенно пальчики малыша будут «слушаться» все больше и картинки будут получаться все аккуратнее. Рисовать можно как красками, так и карандашами, фломастерами, мелками. В зависимости от выбранного способа рисования, малышу придется научиться различной степени нажима. Ведь что бы нарисовать штрих краской, особого нажима не требуется, а вот рисование карандашом требует большей отдачи от малыша. Рисование это творческий процесс, а значит, ребенок будет развивать не только мелкую моторику.

  • Аппликация так же поможет малышу углубиться в творческий процесс и развить ловкость рук. Маленькому малышу можно предложить рвать бумагу на части, а потом наклеивать. Для начала пусть это будут его собственные «фигуры», а в дальнейшем помогите малышу придавать им более правильную форму (квадрат, круг, треугольник). Малышу постарше можно предложить вырезать фигуры ножницами и наклеивать их на бумагу. Начните с легких предметов, пусть малыш вырезает их по нарисованному контуру. Для аппликации можно использовать не только бумагу, но и вату, макароны, крупу, бусины и многое другое. Все что позволит вам ваша фантазия.

  • Мозаика.
    Она бывает крупной и мелкой, выбирать нужно в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть предметы. Мозаика очень хорошо развивает пальчики рук, ведь малышу необходимо научится правильно захватывать (захват «пинцета») «гвоздик» мозаики и вставлять его в отверстие на площадке. Для начала пусть малыш просто научится втыкать гвоздики. Усложняйте задания постепенно, попросите малыша «построить» дорожку, расположив гвоздики мозаики, рядом друг с другом. А после пройтись пальчиками по дорожке. В дальнейшем можно составлять целые мозаичные картины.

  • Нанизывание пирамидки. Собирание матрёшки.
  • Сматывание шерстяной пряжи в клубки.

Деткам очень нравятся вышеперечисленные упражнения и игры, они с удовольствием занимаются на занятиях и искренне радуются своими успехами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы арттерапии в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В стаье подводятся некоторые итоги работы  с применением методовов арттерапии. Отечается положительное влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей с ОВЗ....

Развитие семантической стороны речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития детей с граниченными возможностями выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности  в речевом общении. Это обус...

ПРОЕКТ «Развитие творческих и спортивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья "

Одной из актуальных проблем современной педагогики, является формирование творческой личности....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья"

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Уровень развития речи нахо...

Музыкальное занятие — одно из средств коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Музыкальное занятие — одно из средств коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья  Развитие духовного мира ребенка, его творческих с...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ — ОДНО ИЗ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА ДОМУС.И.Манакова,...