ПРОЕКТ «Развитие творческих и спортивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья "
проект на тему

Хваткова Фирдаус Гусмановна

Одной из актуальных проблем современной педагогики, является формирование творческой личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Развитие творческих и спортивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ГБОУ «Казанская школа-интернат №4 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________________________________________________________________

Проект выполнила

воспитатель

    Хваткова Ф.Г.

Оглавление


1. Введение

Актуальность проекта 

2. Цель проекта

3 Задачи проекта

4. Целевая группа проекта.

5. Жизненный цикл проекта.

6. Этапы реализации проекта.

7.


Место реализации проекта.

8. Основная часть

  •       Теоретический раздел  
  •        Практический раздел  

9. Заключение

10. Литература


Введение

Актуальность проекта 

  Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в отечественной психологии. Зарубежные ученые также глубоко изучали проблему воображения и творческого мышления.

  По мнению большинства психологов, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах, показателем которых является «IQ»-показатель интеллекта. Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными условиями реализации личности в творчестве, для этого требуется нечто другое.

   В результате экспериментальных исследований личности была выделена способность особого рода:

- способность порождать необычные идеи.

- отклоняться в мышлении от традиционных схем.

- быстро разрешать проблемные ситуации.

 Такая способность и была названа креативностью (творчеством) .

  Методики, игры, занятия рассматриваются как варианты для самостоятельной разработки каждого занятия.

   Целесообразно проводить специальные занятия, главной целью которой является развитие творческой личности ребенка в школе. Эти занятия следует проводить не реже одного двух раз в неделю, продолжительность каждого занятия 30-45 мин. Таким образом, в работу оказываются вовлеченными все дети.

   Это важно потому, что кроме коррекции интеллектуального и творческого развития необходимо решить еще две важные задачи – диагностику и прогнозирование дальнейшего развития, выявление одаренных и отстающих, и систему специальной работы с ними в дальнейшем.

   Одной из актуальных проблем современной педагогики, является формирование творческой личности. Во все времена государству были нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наибольшее внимание в педагогической науке уделяется развитию творческих и интеллектуальных способностей детей. Проблема соотношения интеллектуальных и творческих способностей поднимается во многих исследованиях.

   Возрастание разнообразия и сложности процессов, происходящих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим воображением, мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.

   Благодаря именно воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие как, например: создание периодической системы элементов Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

 «Воображать – это преображать» в каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии.

   Для развития творческого воображения детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы, которыми без помощи взрослых они овладеть не могут, т. е. необходимо целенаправленное обучение детей. Творческое воображение – психический процесс создания новых представлений и мыслительных ситуаций в форме образа или идеи.

  Творческое воображение имеет огромное влияние на развитие ребенка и на формирование некоторых аспектов его познавательной. Деятельности.

  Развитое воображение дает возможность детям творить и  утверждаться, само выражаться.

   В педагогическом процессе важно побуждать и воспитывать у ребенка глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя педагогические методы и приемы, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, развивать воображение, фантазию, побуждать стремление к творчеству.

Цель проекта:  Разработка и апробация эффективной  системы внеурочной деятельности школы-интерната по развитию творческих способностей детей с ЦП, построенных на основе модульных технологий.

Задачи проекта:

  • Повысить процентное вовлечение учащихся школы-интерната №4 в творческую внеурочную деятельность до 100%.
  • Заинтересовать детей в реализации творческих способностей, не оставляя им времени на пассивное времяпровождение и приобщение к пагубным пристрастиям.
  • Разработка системы спортивно-оздоровительных мероприятий с учётом особенностей здоровья учащихся школы-интерната.
  • Создать комплекс коллективно-творческих дел с широким охватом учащихся.
  • Разработать комплексную программу , методический материал для реализации эстетического воспитания учащихся школы-интерната.
  • Апробировать модульную систему внеурочной деятельности на базе школы-интерната №4 6 вида.

Целевая группа проекта:    ученики спецшколы-интерната

Жизненный цикл проекта

Срок реализации проекта: май 2017- август 2021

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный

Для спортивных мероприятий в 2017г был выделен (Спорт комитетом) новый инвентарь для занятий наст. теннисом, шашками, шахматами.

Для КТД были созданы условия: изготовлены костюмы, приобретено ТСО, необходимый инвентарь.

Для Эстетического воспитания был оборудован кабинет, приобретены необходимые материалы.

2. Основной

Разработка и апробация  программ по развитию творческих способностей:

  • Спортивно оздоровительных мероприятий
  • КТД
  • Эстетического воспитания.

3. Заключительный  

К 2017г во внеурочную деятельность было вовлечено  более 70% детей, которые участвовали в районных, городских, республиканских, общероссийских соревнованиях. Занимали призовые места, получали грамоты, денежные вознаграждения, стипендии.

  Место реализации проекта: спец. школа–интернат №4 6 вида .

Основная часть

  1. Теоретический раздел

  Используя методы и приемы разработанные отечественными и зарубежными психологами, развивать творческость мышления и творческое воображение, умение предложить что-то новое, фантазировать, т. е. воспитывать с детского возраста творческий подход к жизни, являющийся основой развития личности, т. е. развивать креативность мышления

  Методологической основой являются научные разработки ведущих психологов в области развития творческих способностей, творческого мышления и воображение личности С. А. Рубинштейна, Ю. Б. Гатанов, Дж. Гилфорда, Л. А Венгер., В. В. Холмовский, Я. Я Коломинский, А. И. Савенков, Г. Ю. Айзнек, Д. Векслер, П. Торренс, Е. Е. Туник, которые отмечали, что театрализованные представления и игры являются источником развития детского мышления, благородных чувств и стремлений. В театрализованной деятельности эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства активизируют мысли детей, побуждают к активной деятельности их мозг. В. А. Сухомлинский отмечал: «Стоит ребенку посмотреть на новый предмет, как он уже связывается в его сознании с другим предметом, рождается фантастическое представление, детское воображение играет, мысль трепещет, глаза загораются, речь течет плавным потоком»

Методы исследования:

а) анализ психолого – педагогической и методической литературы по теме исследования;

б) наблюдение;

в) беседы;

г) тестирование;

д) творческие задания;

е) метод экспертной оценки;

ж) анализ творческих работ воспитанников.

2. Практический раздел

2.1  Мероприятия по реализации проекта

  • Родительские конференции, собрания «Развиваем творческие способности».
  •  Проведение открытых занятий, развивающих игр, показ учебных видеофильмов.
  •  Привлечение родителей к участию на занятиях по коррекционно-развивающей программе «Уроки добра»
  • Календарно-тематическое планирование занятий по программе.

Занятия проводятся два раза в неделю по 35-45 минут каждое.

2.2 Схема (модель, план, структура) проекта

Заключение

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Добиться 100%. посещения учащихся школы-интерната №4 в творческую внеурочную деятельность
  • раскрыть творческие возможности, реализовать творческие способности, отвлечь от вредных привычек.
  • поставлена система организации спортивно-оздоровительных мероприятий с учётом особенностей здоровья учащихся школы-интерната.
  • Организован комплекс коллективно-творческих дел с широким охватом учащихся.
  • Внедрить комплексную программу, методический материал для реализации эстетического воспитания учащихся школы-интерната.
  • Вовлечение родителей в совместную творческую и спортивную деятельность

Литература

1. Ю. Б. Гатанов по методике Дж. Гилфорд «Программа развития творческого мышления».

2. В. В. Кудрявцев «Феномен детской креативности».

3. Е. Е. Туник «Креативные тесты, методики».

4. А. И. Савенков «Детская одаренность».

5. В. Б. Синельников «Развиваем воображение».

6. Е. Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника».

7. «Развиваем креативность» - электронное пособие автор Петрова А. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальн...

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Проект по сопровождению творчески способных детей с ограниченными возможностями здоровья «Живая душа» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска

В результате долгих дебатов, связанных с поиском решения проектной задачи школы о создании здоровьесберегающей среды, мы вышли на понимание интегрированного образования. Это не только процесс обучения...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной социализации в обществе

Одной из самых главных задач  в работе с детьми с ОВЗ является социализация таких детей.Применительно к такому ребенку социализация-это кропотливая работа,результат которой зависит от условий,кот...

Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Главная цель - формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческ...