Создание здоровьесберегающего образовательного пространства. Из опыта работы
статья на тему

Агафонова Вера Александровна

О важности и необходимости создания здоровьесберегающего простраства в школе. Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей среды

в образовательном пространстве

Проблема оздоровления детей из чисто медицинской переросла в большую социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики.

 В связи с этим активно разрабатываются здоровьесберегающие  технологии, которые при внедрении в педагогический процесс способствуют сохранению того уровня здоровья, с которым ребенок поступил в школу.

              Здоровье учащихся - один из показателей работы учителя в школе.

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьника:

  • несбалансированность питания;
  • воздействие неблагоприятной окружающей среды;
  • недостаточный уровень валеологичесой культуры учителей;
  • нерациональная организация учебной деятельности;

Соотношение количества практически здоровых детей

и детей с различными отклонениями в здоровье /первоклассников/

за 5 лет

Таким образом, необходимо констатировать наличие проблемы в работе с  детьми: противоречие между потребностью учащихся и их семей, требованиями государства в сохранении и укреплении здоровья обучающихся в школе и отрицательной динамики физического состояния детей, поступивших в школу.

Цель мероприятий

МОУ СОШ № 34, направленных на сохранение и укрепление здоровья:

  • формирование личности, гармоничное развитие которой обусловлено согласием в функционировании всех уровней здоровья (физического, психического, нравственного) и окружающей социальной среды.
  • формирование модели личности выпускника школы

ВЫПУСКНИК

МОУ СОШ № 34 – ЭТО ЛИЧНОСТЬ:

  • ОТНОСЯЩАЯСЯ  К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ, КАК К ВАЖНОЙ ЛИЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ

  • ЗНАЮЩАЯ  МЕХАНИЗМЫ И СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА

  • СТРЕМЯЩАЯСЯ К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

  • НЕ ИМЕЮЩАЯ  ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

  • ОСОЗНАЮЩАЯ СЕБЯ ЧАСТЬЮ ПРИРОДЫ, СТРЕМЯЩАЯСЯ К СОХРАНЕНИЮ ФЛОРЫ И ФАУНЫ ПЛАНЕТЫ, КАК  ЧАСТИ ВСЕЛЕННОЙ

Основные направления мероприятий:

-разработка педагогических технологий, методик, отбора учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей;

-изучение передового педагогического, медицинского, социального опыта по оздоровлению школьников

Обозначены методы работы:

-педагогические методы (современные образовательные методики и технологии, способствующие сохранению здоровья детей, уроки здоровья, тематические сочинения, конкурсы и т.д.)

-психологические методы (формирование нравственного и социального здоровья, уроки смены деятельности, уроки развития);

-медицинские методы (профилактика отклонений со стороны органов зрения, опорно-двигательного аппарата, работа с часто болеющими детьми в специальных медицинских группах, витаминизация).

  Здоровьесберегающая среда в школе – это комплекс психолого- педагогических, социально-гигиенических, оздоровительных, физкультурных, экологических, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную среду в образовательном учреждении. (разработаны и осуществляются мероприятия по охране здоровья школьников).

Организационная схема службы психолого-педагогической, социальной и

медицинской реабилитации школы

 

  1. Психологическая

коррекция

  1. Воспитательная

работа

  1. Работа по

Профориентации

  1. Оптимизация

школьной

программы

  1. Трудовое

воспитание

  1. Организация

активного

 отдыха

1.Проведение         медицинского

лектория

2.Создание

оздоровительной  

 среды в классе

3.Оздоровление

педагогического

коллектива

4.Музыкотерапия

  1. «

 

  1. «Родительский

университет»

  1. Библиотека
  2. Видеотека
  3. Работа

  с внешними

          организациями

  1. Работа

           с педагогическим

           коллективом

           школы

  1. СМИ

В школе создан банк данных о здоровье школьников.

Созданы условия для соблюдения норм СанПин и оздоровления школьников:

  • Соблюдение воздушного режима;
  • Обеспечение нормальной и искусственной освещенности в здании ОУ;
  • Организация режима работы школы в соответствии с требованиями СанПин;
  • Организация полноценного горячего питания в школьной столовой;
  • Организация работы ГПД;
  • Организация спортивно – массовой и оздоровительной работы;
  • Проведение утренней физической зарядки в рекреациях начальной школы, динамических и релаксационных пауз на уроках  в 1-8-х классах;
  • Проведение гимнастики для профилактики нарушений остроты зрения китайская методика проведения точечного массажа доктора Ше Я Линь; на основании предварительной консультации с врачом – окулистом МУЗ РМ «Городская детская поликлиника № 3»  Проведение интегрированных коррекционно- развивающих упражнений и оздоровительных мероприятий в режиме ГПД;
  • Организация работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием;
  • Проведение витаминотерапии для учащихся с ослабленным здоровьем (препараты приобретаются за счет средств родительского комитета школы);
  • Проведение фитотерапии в условиях школьной столовой (витаминные сборы составлены на основании рекомендации врача ЛФК МУЗ РМ «Городская детская поликлиника № 3»). Лекарственные травы собирались учащимися в период летних каникул по решению заседания педагогического совета школы;
  • Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, приемов игротерапии, музыкотерапии, сказкотерапии.

Валеологическое образование:

  • Анализ уроков с физиолого-гигиенических позиций;
  • Вопросы, связанные с охраной здоровья школьников систематически рассматриваются на заседаниях педагогических советов:

2007/2008 учебный год «Здоровьесбережение - важнейший фактор гуманизации образовательного процесса».

Проведен круглый стол-семинар для классных руководителей «Здоровьесберегающие технологии» совместно со специалистами МУЗ РМ «Городская детская поликлиника № 3».

При диагностике валеологической обоснованности образовательного процесса используются

  • санитарные правила и нормы
  •  методика диагностики особенностей адаптации учащихся 1-х классов к школе
  • методика выявления причин школьной дезадаптации первоклассников
  • обследование учащихся с целью субъективного представления об утомлении.
  • Диагностическая работа проводилась методом анкетирования и выявляла три вида утомляемости: физическую, интеллектуальную, эмоциональную. В ходе обследования были выявлены учащиеся, которые входят в группу риска. Педагогом – психологом были проведены консультации для родителей учащихся, проводились коррекционно – развивающие занятия.

  • Ежегодно осуществляется диагностика готовности будущих первоклассников к школе, результаты которой представлены в таблице и диаграмме
  • Мониторинг готовности учеников 1 - классов к школьному обучению

Уровень готовности

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Высокий

33%

16%

35%

12%

15%

30%

Средний

53%

75%

55%

76%

74%

62%

Низкий

11%

9%

10%

12%

11%

8%

Созданы психолого – педагогические  условия для успешной адаптации учащихся 1 классов к обучению:

Коррекционно - развивающие занятия проводятся в логопедическом кабинете в группах, согласно имеющимся у учащихся речевых нарушений.

Учитель – логопед осуществляет обследование речи учащихся с последующим зачислением на логопедический пункт согласно природе и структуре речевой патологии. Разработаны и проводятся уроки с применением информационных технологий, что способствует эффективности осуществления коррекционно – развивающего процесса.

  Учебно-материальная база  школы сохраняется, развивается и соответствует современным требованиям: оформление классных комнат, соблюдение санитарно-гигиенического режима способствуют созданию благоприятного психолого-педагогического микроклимата при организации учебно-воспитательного процесса.

Мероприятия, проводимые в рамках комплексно-целевой программы «Образование и здоровье ребенка»

С детьми, имеющими особенности развития

Профилактика

по сохранению и укреплению здоровья школьников

Профилактика травматизма

С родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

1. Коррекционно – развивающие логопедические занятия  

1. Организация полноценного горячего питания в школьной столовой.

1. Лекции, беседы специалистов в режиме работы медицинского лектория.

1. Родительские собрания по темам:

1. Режим дня в жизни школьника.

2.Профилактика близорукости.

3. Забота родителей о физическом развитии школьника.

2. Занятия педагога - психолога по коррекции психических функций

2.Организация спортивно – массовой и оздоровительной работы.

2. Инструктаж по технике безопасности в учебных кабинетах.

3. Интегрированные коррекционно – развивающие упражнения

в режимном моменте «Самоподготовка» в ГПД

3. Проведение утренней зарядки в рекреациях начальной школы

3. Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале перед проведением уроков физической культуры.

4. Обеспечение учебно-воспитательного процесса  обучения на дому на основе психологически корректного режима функционирования внимания, памяти, мышления детей – инвалидов.

4. Проведение динамических и релаксационных пауз на уроках в 1- 9 классах

4. Организация поста дежурства учителей по этажам школы.

5.Проведение витаминотерапии для учащихся с ослабленным здоровьем

6. Фитотерапия в условиях школьной столовой и в режиме работы ГПД.

7. Проведение гимнастики для профилактики нарушений остроты зрения

8. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

9. Люголизация учащихся с хроническим тонзиллитом в условиях школьного медпункта.

10. Сеансы оздоровления учащихся ГПД в условиях д/п № 3

Медицинский лекторий:

1.Эпидемия.

ВИЧ-инфекция.

2.Психологические проблемы подростков.

3. О гигиене девушки- подростка.

4. Инфекционные болезни и их предупреждение.

5. Конкурс рисунков «Здоровье глазами детей»

6.Конкурс сочинений «Нет наркотикам»

7.Участие в городском конкурсе сочинений «Нам от болезней всех полезней»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное образовательное пространство образовательного учреждения (из опыта работы заместителя директора по учебно - воспитательной работе)

Данная статья является обобщением опыта работы педагогического коллектива МБОУ - СОШ  №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области по формированию информационного образовательного простр...

Здоровьесберегающее образовательное пространство в физкультурно-оздоровительной работе

«Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном обращении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном развитии физических и психиче...

Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....

Комплексный мониторинг здоровьесберегающего образовательного пространства образовательных организаций Ставропольского края

В статье даётся оценка эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и учреждения по комплексному развитию ребенка с позиции здоровьесбережения. оценка эффективности деятельности субъ...

Татьяна Валентиновна Дементьева ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (из опыта работы)

Татьяна  Валентиновна  ДементьеваГосударственное бюджетное образовательноеучреждение общеобразовательная школа№ 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга ЗДОРОВЬЕСБЕР...