Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.
статья на тему

Ерёмченко Жанна Николаевна

В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО школа-интернат VIII вида № 14

г. Волгодонск Ростовская область

Еремченко Жанна Николаевна (45 лет)

учитель начальных классов

стаж работы – 26 лет

категория высшая

Из опыта работы

учителя начальных классов по теме:

«Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды  для детей с особыми образовательными потребностями».

\

2013-2014 учебный год

Педагог и садовник! Их цели конечные

                                   Не в силах ничто изменить:

                                       Сеять разумное, доброе, вечное

                                И непременно растить!  

А.С. Макаренко

Я - счастливый человек, так как занимаюсь любимым делом.  Я горжусь тем, что продолжаю педагогическую династию. Я очень люблю свою профессию и с удовольствием спешу, каждое утро в школу, где меня встречают мои ученики. Я работаю учителем начальных классов и  логопедом в коррекционной школе-интернате VIII вида. В нашем образовательном учреждении обучаются дети с особыми образовательными потребностями.

Мой девиз: «Мечтать, сотрудничать, творить».

В 1987 году я закончила Волгодонское педагогическое училище по специальности – учитель начальных классов. В 2003 году закончила Московскую открытую социальную академию по специальности -   педагог-дефектолог для работы с детьми с отклонениями в развитии с дополнительной специальностью - учитель-логопед. Работаю в школе - интернате г. Волгодонска на протяжении 19 лет. Общий стаж педагогической работы - 26 лет.  Имею две высшие квалификационные категории - учителя начальных классов и учителя-логопеда. Работаю по совместительству преподавателем основ логопедии и методики развития речи в Волгодонском педагогическом колледже. Подготавливаю молодых специалистов в области специальной психологии и коррекционной педагогики. Мои студенты успешно работают в школах и ДОУ города и Ростовской области.

Регулярно повышаю свой методический уровень. Прохожу современные курсы повышения квалификации.  В 2009 году прошла курсы в РО ИПК и ПРО по теме "Инновационные подходы к организации логопедической работы в специальных (коррекционных) ОУ"; в  2011 году  курсы повышения квалификации в автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Московская открытая социальная академия» по теме "Логопедический массаж".

Имею публикацию в сборнике «Специальное образование», где мной разработана программа логопедических занятий по устранению аутических состояний речи у детей с нарушением интеллекта.

Являюсь руководителем методического объединения учителей начальных классов, а также руководителей базы практики Волгодонского педагогического колледжа. Под моим руководством студенты ВПК на протяжении 10 лет проводят пробные логопедические занятия, утренники и развлечения для детей с ограниченными возможностями здоровья, проходят преддипломную практику.

Имею награды за многолетний и плодотворный труд:

 2007 год – грамота  руководства педагогического колледжа за многолетнее плодотворное сотрудничество и отличную подготовку молодых специалистов в области коррекционной педагогики.

         2010 год - почетная грамота  Волгодонской городской Думы за многолетний плодотворный труд в системе образования, успехи в развитии творческих способностей, трудолюбия, стремления к знаниям обучающихся и воспитанников.

        2012 год - почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за внедрение в образовательный и воспитательный процесс новых технологий, форм  и методов обучения, обеспечение единства обучения и воспитания, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности.

2013 год – благодарственное письмо Министерства общего и среднего образования Ростовской области за многолетний высокопрофессиональный и плодотворный труд по обучению и воспитанию молодежи, успехи в развитии творческой активности и трудолюбие.

Владею компьютерными технологиями, активно применяю информационные технологии на занятиях в начальной школе. Имею сертификаты о прохождении педагогического тестирования по темам «Компьютерная грамотность педагогических и руководящих работников образовательных учреждений», «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса», «Педагогика и психология».

Участие во Всероссийских творческих конкурсах для педагогов:

Сроки проведения

Название конкурса, фестиваля

Результат

Декабрь 2012

Международная педагогическая олимпиада «Начальная школа» ─ «Мой край – моя Родина»

Лауреат конкурса

Февраль 2013

Регистрация ресурса «Сайт учителя-логопеда» в каталоге сайтов педагогического журнала «Большая перемена»

Сертификат о регистрации ресурса

Февраль  2013

II Всероссийский конкурс «Лучший урок начальной школы  I  полугодия 2012-2013 учебного года»

Диплом победителя II степени

Февраль 2013

Общероссийский (с международным участием) конкурс на звание лучшего специалиста в области образования лиц с ОВЗ   2012-2013 учебного года

Диплом участника

Февраль  2013

Всероссийский фестиваль достижений педагогов «Опыт. Новаторство. Талант»

Диплом победителя

Март  2013

Международный фестиваль методических разработок, классных часов для педагогов

Диплом лауреата

Март 2013

Всероссийский фестиваль достижений «Мое портфолио»

Диплом победителя

Март  2013

II Всероссийский творческий конкурс для педагогов и родителей «Открытая книга» в  номинации «видеоматериалы»

Лауреат конкурса

Апрель 2013

Международная заочная научно-практическая конференция учителей «Успешный учитель» в номинации «Здоровье»

Диплом участника

Апрель 2013

I Международный творческий конкурс для школьников и молодежи «Молодежь выбирает ЗОЖ! »

благодарность

Май 2013

 Всероссийский  педагогический фотоконкурс «Мир детства»

Диплом победителя

Сентябрь 2013

Международный фестиваль педагогического мастерства «Аксиома успеха»

Диплом победителя

Сентябрь 2013

Интернет – энциклопедия  «Педагоги России», всероссийская профессиональная база данных о педагогах РФ

Свидетельство о публикации

Ноябрь 2013 год

I Всероссийский творческий конкурс «Сказки доброго волшебника» в номинации «поделка»

Диплом победителя

Декабрь 2013

Международный дистанционный конкурс декоративно-прикладного искусства «Волшебный сундучок»

Благодарственное письмо за подготовку лауреатов и содействие оргкомитету

Имею сертификат о том, что мною создан в социальной сети работников образования свой персональный сайт "http://nsportal.ru/eremchenko-janna", где я делюсь с коллегами своими творческими разработками и идеями. Имею благодарственное письмо за активное участие в работе социальной сети работников образования.  Созданный мной сайт зарегистрирован и добавлен в Каталог образовательных сайтов.

Имею сертификат о занесении на Международную доску  почета «Я – педагог» за внесение значительного вклада в систему образования.

Имею благодарность от  руководителя проекта «Уникум» за высокий профессионализм и активное участие в организации интеллектуальной и творческой деятельности школьников, дошкольников, студентов.

Имею сертификаты членов экспертной комиссии Всероссийского конкурса детского рисунка «Разноцветная фантазия» и центра творческого проекта  интернет - портала «Аксиома успеха».

Для развития творческого потенциала и социализации обучающихся с ОВЗ, организую участие моих воспитанников во Всероссийских дистанционных  конкурсах. Мои воспитанники имеют большое количество побед в различных конкурсах детского творчества.

Победы во Всероссийских дистанционных конкурсах и Международных фестивалях детского творчества:

Ф.И.  ребенка класс

Участие в дистанционных конкурсах и фестивалях детского творчества за 2013-2014 учебный год

Результат

Бахаева Валерия,

2Б класс

Всероссийский творческий конкурс «Палитра лета» в номинации: поделка

Диплом,

III место

Крюкова Виктория, 2Б класс

Всероссийский творческий конкурс «Палитра лета» в номинации: рисунок

Диплом,  

II место

Тюлюкова Анастасия 2 Б класс

Всероссийский творческий конкурс, посвященный  Дню Победы «Великая Победа Великой страны»

Диплом победителя III степени

Писаревская Олеся

2 Б класс

 I Всероссийский творческий конкурс «День знаний»

Лауреат конкурса

Писаревская Алина 2 Б  класс

Всероссийский дистанционный конкурс по технологии «Природа и фантазия»

Диплом I место

Крюкова Виктория

2 Б класс

III Всероссийский фотоконкурс «Эти забавные зверюшки»

Диплом победителя II место

Писаревская Алина 2 Б  класс

Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «Осень красками играет»

Диплом победителя I место

коллективная работа 2 Б класс

Всероссийский дистанционный конкурс по основам безопасности жизнедеятельности «Мы выбираем здоровье и успех!»

Диплом,

I место

Тюлюкова Настя,

2 Б класс

Всероссийский творческий конкурс «Мама мир подарила»

Диплом победителя I  место

Писаревская Олеся, 2 Б класс

Всероссийский творческий конкурс для учащихся 1-11 классов «Я выбираю жизнь»!

Диплом победителя I  место

Писаревская Алина 2 Б  класс

I Всероссийский агитационный конкурс «Мир на планете – счастливы дети»

Диплом лауреата

Коллективная работа 2 б класса

Всероссийский фестиваль работ обучающихся  и воспитанников «Лучики надежды»

Диплом победителя

Маслов Максим

2 Б класс

Открытый виртуальный творческий конкурс для детей с ОВЗ «Подвиг деда будем помнить!»

Диплом III степени

Писаревская Олеся, 2 Б класс

Всероссийский конкурс-фестиваль «Природа глазами детей»

Диплом I место

Костенко Дмитрий

2 Б   класс

Всероссийский конкурс  изобразительно-прикладного творчества «Праздничный сюрприз»

Диплом победителя II степени

Писаревская Олеся, 2 Б класс

Международный конкурс рисунков и поделок «Осень, осень золотая…»

Диплом, II  место

Крюкова Виктория

2 Б класс

Всероссийский конкурс   прикладного творчества «Цветочная клумба»

Диплом победителя III степени

Крюкова Вика

2Б класс

II Международный дистанционный конкурс графики «Свет и тень»

Диплом, II место

Писаревская Олеся, 2 Б класс

Всероссийский творческий конкурс «Осенние узоры»

Диплом ,I  место

Писаревская Алина, 2Б класс

VIII Всероссийский конкурс «Творчество умников и умниц» в номинации «декоративно-прикладное творчество»

Диплом ,III  место

Писаревская Алина, 2 Б класс

Всероссийский конкурс «Красота спасет мир» в номинации «Умелые ручки»

Диплом победителя I степени

Крюков Дмитрий,

2 Б класс

Всероссийский дистанционный конкурс декоративно-прикладного творчества «Пластилиновая иллюстрация»

Диплом победителя I  место

Писаревская Алина, 2 Б класс

Международный конкурс рисунков «Мама, мамочка, мамуля!»

Диплом победителя I  место

Клименко Анна,

2 Б класс

Всероссийский творческий конкурс «Самый главный человек»

 Диплом победителя I  место

Маслов Максим,

2 Б класс

Всероссийский творческий конкурс рисунков «Веселая азбука»

Диплом победителя I  место

Крюкова Виктория, 2 Б класс

Всероссийский творческий конкурс для учащихся 1-8 классов «Уши, лапы, хвосты»

Диплом победителя I  место

Пухненков Сергей,

 2 Б класс

Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века»

 Диплом лауреата

Солонович Андрей

Всероссийский фотоконкурс «Мы в ответе за тех, кого приучили»

 Диплом победителяIII место

Костенко Дмитрий

2 Б класс

Всероссийский творческий конкурс, посвященный дню Защитника Отечества

Диплом победителяI  место

Писаревская Алина, 2 Б класс

Всероссийский творческий конкурс, посвященный  зимней Олимпиаде в Сочи « Мы за здоровый  образ жизни!»

Диплом победителяI  место

Имею дипломы и сертификаты всех  перечисленных конкурсов.

Главное в работе педагога -  гуманное и демократическое отношение к детям, проявляющиеся в педагогической любви к детям, заинтересованности в их судьбе, в оптимистической вере в ребенка, в толерантности. Я выбираю такие формы взаимодействия, которые предполагают сотрудничество с воспитанниками.

Личность учителя начальных классов должна характеризоваться следующими качествами:

- гуманистическая убежденность;

- увлеченность профессией;

- любовь к детям;

- справедливость, выдержка и самокритичность;

- требовательность к себе и окружающим;

- педагогическое творческое воображение и наблюдательность.

Стараюсь соответствовать данным требованиям.

Тема самообразования: «Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями».

Цель: создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации; а также помочь детям сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современной системы образования.

Я считаю, что педагог должен обладать системой общетеоретических  и специальных профессиональных знаний. Успех в работе учителя зависит от наличия у педагога глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях, а также от его творческой активности и инициативы.

В работе, я первостепенное значение уделяю проблеме оздоровления детей, т.к. в нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Это требует от педагога особых подходов в образовании и воспитании. Знание здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках.

В ходе образовательного процесса перед учителем  стоит задача - становления и сохранения здоровья младших школьников. В рамках традиционного урока применяю разнообразные методы психофизической нагрузки для снятия зрительно напряжения, умственной работоспособности, создания благоприятного психологического климата. Широко использую на занятиях здоровье сберегающие технологии.  На протяжении нескольких лет применяю методики В.Ф. Базарного:

- методику «зрительных горизонтов» (для профилактики нарушения зрения);

- методику «двигательных траекторий» (для профилактики нарушения зрения);

- методику динамических поз (для коррекции осанки);

- методику «вставки о здоровье» (формирование у детей бережного отношения к своему здоровью);

Работая над задачей создания здоровье сберегающей среды, мы пришли к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для этого провожу следующие оздоровительные мероприятия:

- Утренняя зарядка.  Комплексы утренней гимнастики провожу под музыку на каждом занятии.

- Игровые перемены. В перерывах между занятиями провожу подвижные игры с малой и средней подвижностью.

- Динамические паузы, психогимнастика, упражнения на релаксацию. Применяются на разных этапах урока. Разработаны специальные комплексы упражнений для формирования правильного дыхания, для коррекции звукопроизношения, зрения, осанки.

- Игровые ситуации на занятиях (КВН, викторины, урок-сказка, урок-игра, игры - драматизации, разыгрывание сценок литературных сюжетов).

Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

- учёт индивидуальных особенностей каждого ученика;

- создание благоприятного микроклимата на уроке, во внеурочной жизни;

- использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

- создание условий для самовыражения обучающихся;

 - инициация разнообразных видов деятельности;

- предупреждение гиподинамии.

Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса:

Используя в своей педагогической деятельности элементы здоровьесберегающих технологий (проведение уроков в режиме движения наглядного материала за счет максимального удаления от глаз детей учебного дидактического материала; использование зрительно-координационных тренажей, экологического панно; хорового пения и др.), мы пришли к выводу, что от правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность оказывать индивидуальный подход в обучении детям с особыми образовательными потребностями и предупреждать преждевременное утомление.

На большинстве уроках детям приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить ребятам возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления отступают. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогают динамические паузы (физминутки), которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки, и релаксационные паузы.

Умение поддерживать состояние активности обучающихся – важный критерий оценки здоровье сберегательного аспекта используемых педагогических технологий. Поэтому на своих уроках во избежание усталости детей педагог чередует виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Эмоциональный климат урока, а также включение в него заданий здоровьесберегающего содержания, в совокупности с перечисленными выше методами и приемами, позволяют решать проблему укрепления и сохранения здоровья обучающихся

Наблюдения показывают, что использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет воспитанникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Я  хочу показать всему обществу, что учитель – яркая творческая личность, искренне любящая свою работу. Своим примером стараюсь повышать престиж профессии педагога.

Будь очагом – и твое жилище станет домом.

Будь щитом – твой дом не разрушит ураган.

                                   Будь фонарем -  и твои дети не споткнутся на дороге жизни.

Список использованной литературы:

1.Алексеева К. И. Работа школы N 521 по программе "Образование и здоровье" / К. И. Алексеева //Завуч. - 2005. - N 8.

2. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения //Школа. - 2005.

3. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева //Начальная школа. - 2005. - N 11ю.

4. Кулаковский О. А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни / О. А. Кулаковский //Образование в современной школе. - 2005. - N 5.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье представлены методы и приёмы обучения детей,  испытывающих трудности в учебной деятельности...

Урок – мастерская для здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными потребностями.

Урок – мастерская для здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными потребностями. Тема: «Красавица - зима» Цель: Приобщение здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными...

Методическая разработка. Электронная образовательная среда технической направленности для детей с особыми образовательными потребностями.

В последние годы проблемы детей с особыми потребностями решаются на государственном уровне и привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование, свободу выбора по...

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Особенности организаци образовательного поцесса для детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Организация образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации национального проекта «Образование»

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...