Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями
статья по технологии (5 класс) по теме

В статье представлены методы и приёмы обучения детей,  испытывающих трудности в учебной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Коррекционно-развивающие методы и приёмы обучения детей с особыми образовательными потребностями.

     Инновационные процессы, столь активно развивающиеся, определяют необходимость поиска наиболее эффективных технологий, методов и приёмов обучения детей, испытывающих затруднения в учебной деятельности.

      Одним из путей преодоления трудностей, возникающих в процессе совместного обучения детей  с особыми образовательными потребностями  и нормативных школьников,  является использование в практике работы коррекционно-развивающих технологий, позволяющих более гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ученика.

    Приоритетными  направлениями педагогической коррекции  являются:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
  2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
  3. Развитие основных мыслительных операций.
  4. Развитие различных видов мышления.
  5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
  6. Развитие речи.
  7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  8. Коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

     

      Мощным фактором, формирующим психическую деятельность ребёнка, является слово. Поэтому  основная цель языкового образования в начальной школе: научить каждого ребёнка свободно, уверенно, лексически, грамматически и интонационно грамотно строить устные монологические  высказывания.

     Начиная с 1 класса,  учим детей составлять небольшие рассказы с опорой на наглядный материал (соcтавление мнемотаблиц по методике С.В. Бойковой). Это позволяет активизировать и актуализировать лексический запас ребёнка с ОВЗ. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания, сиcтемообразующего  каркаса. Для этого используем ряд символов, обозначающих различные признаки.

  • цвет – дети рисуют цветовые пятна.
  • человек – для чего обьект нужен человеку, как он использует его;
  • контур из деталей предмета – по деталям ребёнок называет части игрушки;
  • силуэт предмета со знаком ? внутри – дети называют материал, из которого сделан предмет и его  составные части;
  • рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно из него приготовить;
  • форма – дети называют форму предмета и его частей;
  • знак ? – называние предмета или объекта.

  Дети выбирают любой предмет, рассказ о котором составляется коллективно, но каждый из детей рисует на собственном шестиклеточном бланке. Учитель на доске  по одному полю заполняет пустые ячейки мнемотаблицы.                                    

 Помимо мнемотаблиц используем разнообразные виды планов речевого высказывания:

 1. Картинный

 2. Схематический

 3. По вопросам (при обучении составлению рассказов по картинкам) Предлагаем детям памятки:

    № 1.Описание неодушевлённого предмета

                              План

1.Какой предмет изображён на рисунке?

2.Какого цвета этот предмет или его части?

3. Где находится этот предмет? Что ты видишь на заднем плане?

4. Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый..

свойства: красивый , полезный).

5. Для чего используют этот предмет?

6. Какие краски использовал художник?

7. Твоё отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь).

8. Твоё отношение к этой картинке  (нравится, приятно на неё смотреть).

 

№2. Описание растения

                      План

1. Какое растение изображено на рисунке:

2. Какого цвета это растение или его части?

3. Где оно растёт? Что ты видишь на заднем плане?

4. Какое время года изобразил художник на рисунке?

5. Особенности этого растения? 9размер, стадия роста, свойства: красивый , полезный.

6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые , светлые, тёмные ..)?

7. Твоё отношение к этому растению(нравится, хотел бы такое иметь, потрогать, понюхать).

8. Твоё отношение к этой картине (нравится, приятно на неё смотреть).

№3. Описание животного

                  План

1. Какое животное изображено на рисунке?

2. Какого цвета это животное или его части?

3. Что оно делает,  его поза?

4.  Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане?

5. Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный..)

6. Какая у него морда?

7. Какое у него настроение, какой характер?

8. Какие краски использовал художник?

9. Твоё отношение к этому животному (нравится, хотел бы поиграть, погладить, встретить).

№4.Портретное описание человека или сказочного персонажа.

                                         План

1. Кто изображён на рисунке?

2. Из какой он сказки?

3. Что он делает? Его поза.

5. Какое у него лицо (морда)?

6. Какое у него настроение, какой характер?

7. Во что он одет? Какого цвета его одежда?

8. Где находится этот персонаж?

9. Какие краски использовал художник?

10.Твоё отношение к этому персонажу.

№5. Описание сюжетной иллюстрации к сказке, сюжетного рисунка (изображён один персонаж)

                                     План

1. Кто изображён на рисунке? Из какой он сказки?

2. Что он делает,  о чём думает, говорит, поёт?

3. Его возраст?

4. В какой позе он нарисован (какой момент из сказки изображён на рисунке)?

5. Какое у него лицо (морда)?

6. Какое у него настроение, какой характер?

7. Во что он одет? Какого цвета его одежда?

8. Где находится этот персонаж?

 9. Какое время года изображено на рисунке?

10. Что нарисовано ближе всего к тебе?

11. Что находится в центре картинки?

12. Что ты видишь на заднем плане?

13. Какие краски использовал художник?

14. Твоё отношение к этому персонажу( нравится, хотел бы с ним встретиться,  поиграть, подружиться).

15. О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок?

№6. Рассказ по нескольким картинкам

                                  План

1. Вступление

Помощь:

Что могло произойти до того момента, который нарисован на первой картинке.

А) Начало действия:

 - Время   (Однажды весной, как-то раз после обеда, в один прекрасный день) 

 - Место (в саду, в лесу, на речке, в городе, в парке, на катке, дома, в школе..)

Б) Развитие действия

 - Сообщение о действующем лице (лицах)

(Маленький ёжик,  старая черепаха, весёлая девочка..)

- Особенности и порядок действий.

(Увидел бабочку, пошёл на рыбалку, решил сходить за грибами …)

2. Основная часть

Опиши действия героев в моменты, изображённые на каждом рисунке.

В) Развитие событий

1 рисунок

-Время  и место

-Совершающиеся действия.

(действия героев, их размышления, настроение).

-Кульминация (развитие событий)

2 рисунок

-Время  и место

-Совершающиеся действия.

(действия героев, их размышления, настроение).

-Кульминация (развитие событий)

3 рисунок

-Время  и место

-Совершающиеся действия.

(действия героев, их размышления, настроение).

-Кульминация (развитие событий)

3.Заключение

Что могло произойти после того момента, который изображён на рисунке.

     Эффективным приёмом  обучения устному высказыванию является  – мини-образец. Это очень короткий,  эмоциональный рассказ учителя, своеобразный этюд-описание. Особенность этого образца заключается в следующем:

1.Учитель разрабатывает несколько мини-образцов к одной теме и систематически их представляет школьникам.

  1. Мини-образцы должны быть короткими, динамичными, образными, рассказывать о каком то интересном событии или случае.
  2. Мини-образцы не должны занимать много времени и нести слишком много неизвестной детям информации.
  3. Учитель не заставляет детей повторить мини-образец, а лишь предлагает послушать интересную информацию.

     Ценность данного приёма состоит в том, что учащиеся получают пример краткого и яркого описания объекта (явления) действительности, знакомятся с интересными фактами из истории нашей Земли, развивают познавательный интерес, помогают детям овладеть таким видом повествования, как рассказ-этюд.  Рассказ-этюд – это словесная зарисовка, образная характеристика предмета. Например: каждый ученик получает рисунок с изображением цветка анютины глазки и в соответствии с его цветовой гаммой составляет краткое и словесное описание цветка. Темы рассказов–этюдов соотносятся с изучаемым в данный момент программным материалом, предлагаются школьника на любом этапе урока в качестве речевой разминки.

       Речевые разминки позволяют формировать у учащихся умения и навыки вступать в диалог. С 1 по 4 класс используем разные виды таких упражнений:

  • Диалоги реальных лиц, телефонные диалоги;
  • Диалоги животных и растений;
  • Диалоги неодушевлённых предметов («оживших»). Например: « В ночь под Новый год ёлочные игрушки рассказывали, из чего их сделали и как они сюда попали» и т. д.

    Для развития связной монологической речи, лексико-грамматического строя, умения передать информацию своими словами, умение устанавливать причинно-следственные связи  практикуем  приём «Бег  мыслями». Детям выдаются карточки с набором предложений. Нужно передать мысль, изложенную в предложении, но другими словами  (ни одно слово из предложенного  не должно повторяться). Например:

  1. На лугу летает бабочка (Среди благоухающих цветов порхает красивый мотылёк).

   Чтобы  обучить детей плавному слоговому чтению, в своей работе применяем  эффективный метод «пальчикового чтения».  Для этого используем следующие символы:

    А – большой  круг

    У - маленький круг

    О – овал

    Ы – полоска

Гласные звуки – символ красного цвета. Каждому пальчику соответствует свой звук

    А - указательный

    У - средний

    О – безымянный

    Ы – мизинец

Большой палец – согласный звук. Согласные звуки подставляются по мере их изучения. Сначала на пальчики надеваются колпачки с символами гласных. Со временем колпачки снимаются,  и дети по памяти сливают согласный звук с гласными.  Данный метод  позволяет быстро и без проблем научить детей считывать слоги, вызывает интерес к чтению.

    Большую помощь в обучении первоклассников звуковому анализу и синтезу оказывают слоговые таблицы. Работа с таблицами проводится в 1 классе на уроках обучения грамоты. Подобную работу можно продолжить во втором классе  на уроках  чтения.

   Пример слоговой таблицы:

СЕ

РО

ГИ

БО

МЕ

КО

ТЫ

РЫ

ГУ

СА

ДО

НИ

РА

СЯ

ТО

ЛО

ПО

НА

ЦА

ТА

ДА

РЕ

ЛИ

СИ

  Примеры соответствующих слов по данной таблице: долина, семена, сапоги, сани, досада, медали, пони, синица, лисица, сирена, сирота, рота,  сито, дороги, лоси, гуси, рыси, лисята, гусята, рысята, лосята, поросята, лица, коты, даты, работа, роботы, боты, роты, порода, гусеница, санитары.

   Предлагаем следующие виды работ с таблицами:

  1. Учитель по очереди называет слова. Ученики в своих таблицах должны отыскать слоги,  из которых состоит слово.
  2. Учащиеся из данных слогов самостоятельно составляют  слова и показывают слоги  в порядке их следования в слове.
  3. Добавление букв к данным слогам так, чтобы получилось слово.
  4. Добавление слога (не из таблицы) к данным слогам  так, чтобы получилось слово.

    Используя перечисленные виды,  по одной таблице можно работать несколько уроков. Систематическое включение в урок этого приёма  обеспечит речевое развитие, формирование     у детей умений анализа и синтеза, обогатит  их словарный  запас.

    Чтобы научить детей осознанному чтению, практикуем на уроках литературы  и русского языка приёмы понимания текста:

  • Постановка вопросов до чтения текса

- угадай предмет, задавая вопрос;

- «Приставалка» (задать соседу вопрос);

- задать вопрос к услышанным строкам стихотворения.

  • Диалог с текстом
  • Погружение в текст
  • Диктовка мысли

      - формулирование собственных определений на основе готовых

      Речевая деятельность и  работоспособность коры головного мозга зависит,  прежде всего,   от того, насколько движения пальцев детей будут ловкими, точными, синхронными.   Главный инструмент  коррекции мелкой моторики  – пальчиковая игра. Для проведения    пальчиковых гимнастик используем различные дидактические средства: шнуровку, мозаику, кубики Кооса, прищепки, массаж щёткой, пазлы,   мячи, шишки, орехи, нитки, пуговицы, игрушки, крышки, горох.

                           

    Предлагаем некоторые виды пальчиковой гимнастики.

1.Игры с резиночками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.

2.Игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом,  обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.

3.Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой-либо предмет ( стол, стул и др.), что способствует развитию фантазии, воображения.

4.Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.

 

5.Игры с палочками, заключающие в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов.     Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит  распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке,  развивает логическое мышление, фантазию.

6.Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей интерес и эмоциональный  настрой.

     Таким образом, представленные  игры, приёмы и  упражнения способствуют улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, речевой деятельности и направлены на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на открытом заседании ПМПк "Обучение детей с особыми образовательными потребностями: поиск, перспективы, решения."

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуал...

Обучение детей с особыми образовательными потребностями

Обучение детей с особыми образовательными потребностями...

Тематический семинар для педагогов "Обучение детей с особыми образовательными потребностями"

В связи с ноыми требованиями ФГОС современные педагоги должны знать и применять методы и приемы работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Семинар актуализирует важную информацию по тем...

Выступление по теме "Актуальные модели и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями".

Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута. 1. Администрация школы определяет в какой класс и к каком...

материалы к семинару "Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями"

Представлены материалы из опыта  работы методического объединения учителей математики....

Программа индивидуального обучения детей с особыми образовательными потребностями. Приложение

Предлагаемая программа предназначена для учащихся подготовительных классов ДМШ, ДШИ, для дошкольников и студентов Сургутского музыкального колледжа в рамках предмета «Учебная практика по педаго...


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Очень интересная работа!