Использование интерактивных учебных пособий на уроках русского языка, литературы, логопедических занятиях при обучении детей с особыми образовательными потребностями
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Неживенко Наталья Викторовна

В работе дано описание интерактивныз пособий, которые можно использовать при работе с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

 

Неживенко Наталья Викторовна (nezhnat@mail.ru)

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Зерноградская специальная школа-интернат»)

 (ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»)

Аннотация

В работе дано описание интерактивных учебных пособий, которые можно использовать при обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями требует индивидуального подхода к каждому ученику. Такие дети, как правило, имеют разный уровень работоспособности, внимания, мышления. Чтобы такой ребенок чувствовал себя уютно среди своих сверстников, ему нужно создать безбарьерную образовательную среду, в которой он будет не сторонним наблюдателем, а активным участником. На протяжении нескольких лет незаменимыми «помощниками» на  уроках являются образовательные комплексы «1С», электронные приложения издательства «Планета», интерактивные пособия «Наглядная школа».

Как правило, современные школьники хорошо ориентируются в различного рода гаджетах, поэтому разобраться в интерфейсе пособий им не сложно. 

Образовательные комплексы «1С: Школа. Русский язык 5-7 классы», «1С: Я пишу без ошибок», «1С: Полезные уроки за 10 минут» состоят из обучающих, справочных и контролирующих материалов, могут использоваться как с интерактивной доской, так и на персональном компьютере. В тренажерах имеются режимы «Учеба», «Самопроверка», «Контроль знаний». При работе с программой ученики закрепляют навыки грамотного письма, а учитель имеет возможность быстро оценить усвоенные темы.

Интерактивное приложение по русскому языку для 5 класса издательства «Планета» содержит презентации и Flash-приложения. С целью проверки знаний обучающихся можно использовать интерактивные тесты, кроссворды, тренажеры, плакаты, представленные в данном электронном ресурсе.

Интерактивные дидактические материалы для 7 класса дают возможность многократного выполнения задания (а это актуально для детей с особыми потребностями) по темам «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие», «Звукоподражательные слова», что способствует повышению качества усвоения материала обучающимися.

Одним из приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении предмета являются мультимедийные словесные игры. Общеизвестно, что игры помогают сделать процесс обучения занимательным и разнообразным, развивают воображение, наблюдательность и сообразительность обучающихся. Их можно включать в учебный процесс в момент ослабления внимания, что особенно характерно для детей с ОВЗ.

Хорошим подспорьем учителю будет продукция издательства «Планета». В комплект входят игры, каждая из которых состоит из 12 заданий. Задача играющего – создать как можно больше слов из предложенного программой слова («Составь слова»); превратить одно слово в другое («Шагословы»); расшифровать слова, объединенные одной темой, («Анаграммы»); найти слова на буквенном поле («Филворды»), выполнить задания на группировку слов  («Мешки со словами»). Эти игры подходят для детей с речевыми нарушениями, задержкой психо-речевого развития. Игры имеют красочный дизайн и удобный интерфейс.

Интерактивные тесты и кроссворды, выпущенные тем же издательством и созданные в программе «Hot Potatoes 6» удобны в применении, не требуют установки дополнительных программ, содержат инструкции по работе.

Интерактивное пособие «Наглядная школа» по русскому языку и литературе для  5-9 классов состоит из информационного, практического и контрольного модулей, которые в доступной форме демонстрируют материал предмета. Правила русского языка выполнены в режиме анимации. Материалы можно использовать при проблемной постановке вопроса, объяснении нового материала. Практические модули представлены в разных вариантах:

  • Соотнесение понятий – соединение двух позиций;
  • Заполнение таблицы – группировка по определенному грамматическому признаку;
  • Маркировка текста – выделение цветом;
  • Выпадающий список – выбор ответа из предложенных вариантов;
  • Выбор буквы – из двух вариантов выбрать правильный;
  • Множественный выбор – выделение нескольких (верных или неверных) вариантов;
  • Графическое выделение  исправление ошибок;
  • Задания на соответствие;
  • Шаблоны разных разборов (фонетического, морфемного, синтаксического).

Некоторые задания имеют функцию выполнения на время, что является дополнительной мотивацией к учению.

Контрольные модули составлены к каждому разделу, в распечатанном виде могут использоваться в качестве раздаточного дидактического материала.

Все вышеперечисленные электронные образовательные ресурсы подходят для использования на индивидуальных логопедических занятиях в среднем звене.

Таким образом, использование интерактивных пособий в учебно-воспитательном процессе коррекционного учреждения повышает познавательную активность обучающихся, позволяет овладевать практическими способами работы с образовательными электронными продуктами, дополнительно мотивирует учеников не только к изучению программного материала, но и нацеливает на успех.

Как следствие, дети с ОВЗ изъявляют желание пробовать свои силы в различного рода конкурсах и викторинах. Но проявить себя в очных мероприятиях дети с особыми потребностями часто стесняются, они боятся оказаться хуже всех. Тогда на помощь приходит Интернет. Сегодня ученики нашей школы принимают участие во всероссийских Интернет-викторинах по православной культуре, по литературе «Никто не забыт, ничто не забыто!» (www.zarobr.ru), во всероссийском детском конкурсе сочинений  «Святые заступники Руси» (www.detisavve.ru), игровом конкурсе «Золотое руно» (www.runodog.ru), «Инфоурок».  В условиях интерактивного конкурса они чувствуют себя наравне со всеми, преодолевая тот самый «барьер», вселяя уверенность в себя и собственные силы.

Литература:

  1. Методические рекомендации к интерактивному учебному пособию. Наглядный русский язык. Наглядная литература.
  2. Русский язык. 7 класс. Интерактивные дидактические материалы. Задания для самостоятельных и контрольных работ. Повторение, обобщение, систематизация. Диагностика, самодиагностика, контроль. / О.Г. Скоробогатова. М: «Планета», 2012.
  3. Уроки русского языка в школе с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ Авторы: Т.А. Захарова, И.А. Меховская, А.А. Румянцева, Е.А Табунова, Ю.В. Трошина, Л.Н. Чурсина, Е.С. Юрьева. М: «Планета», 2011.
  4. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением/А.М. Гращенкова, А.Ю. Госсман, [и др.]. М: «Планета», 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье представлены методы и приёмы обучения детей,  испытывающих трудности в учебной деятельности...

Выступление на открытом заседании ПМПк "Обучение детей с особыми образовательными потребностями: поиск, перспективы, решения."

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуал...

Обучение детей с особыми образовательными потребностями

Обучение детей с особыми образовательными потребностями...

Тематический семинар для педагогов "Обучение детей с особыми образовательными потребностями"

В связи с ноыми требованиями ФГОС современные педагоги должны знать и применять методы и приемы работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Семинар актуализирует важную информацию по тем...

Выступление по теме "Актуальные модели и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями".

Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута. 1. Администрация школы определяет в какой класс и к каком...

материалы к семинару "Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями"

Представлены материалы из опыта  работы методического объединения учителей математики....

Использование ритмико-двигательных элементов в музыкальном обучении детей с особыми образовательными потребностями на основе русского фольклора

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отно...