Использование ритмико-двигательных элементов в музыкальном обучении детей с особыми образовательными потребностями на основе русского фольклора
статья

Русаева Светлана Николаевна

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием.

В музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями используются следующие виды деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, слушание музыки, игра на простейших детских музыкальных инструментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rusaeva.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Использование ритмико-двигательных элементов в музыкальном обучении детей с особыми образовательными потребностями на основе русского фольклора.       Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием.

В музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями используются следующие виды деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, слушание музыки, игра на простейших детских музыкальных инструментах.

Музыкальный материал для работы с детьми с нарушением в развитии отличается:

простотой и выразительностью;

доступностью восприятия и исполнения;

небольшим объёмом;

частым повторением заданий;

коррекционно-развивающей направленностью.

Всем этим требованиям соответствуют русские народные мелодии, песни. Содержание текстов русских народных песен доступно детскому восприятию, напевы легко исполняются.

Движения должны быть

простыми;

легко выполнимыми без специальной тренировки;

ритмичными;

соответствовать настроению музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства неслучайна. Проработав много лет с детьми разного возраста, я столкнулась с тем, что наши дети знают мало русских народных песен, не знакомы с традициями и обычаями своего народа. В нашей повседневной жизни, в гостях, на улице ребята окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом.

В своей музыкально-воспитательной работе я использую материал народных песен, игр, танцев, что формирует у детей знания о русских народных праздника, обычаях и традициях. А т.к. народное творчество отличается своей яркой импровизационностью, то оно дает большой простор для детской фантазии. Вот именно в этом и заключается актуальность моей темы.

Использование данного материала будет эффективно при следующих условиях:

-систематическое использования фольклорного материала в образовательном процессе;

-учет возрастных и психологических особенностей детей;

-создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Одной из важных задач для меня становится поиск таких педагогических технологий обучения, которые позволят активизировать творческую деятельность  детей. Я хочу остановиться на игровой технологии, ведь именно её я активно использую в своей работе, опираясь на труды таких авторов:

 «Горенка» Н.В. Хазовой , «Оберег» Е.Г. Борониной – программы, которые  предлагают комплексное изучение музыкального фольклора.

Георгий Маркович Науменко - известный русский фольклорист-музыковед, всю свою творческую деятельность посвятил собиранию русского музыкального и поэтического фольклора. В его книге «Русские народные детские игры с напевами» представлено множество разнообразных игр разных областей на основе музыкального материала.

Терентьева Л. «Методика работы с детским фольклорным ансамблем», где представлены некоторые вопросы сценического воплощения фольклора в детском фольклорном ансамбле

Сейчас я хочу показать как игровые технологии применяются в музыкальном фольклоре.

Одним из видов игровой технологии является песенно-игровой фольклор.

Это игры с пением, где текст подсказывает действие. Содержание текстов песен часто предполагает импровизацию, что дает возможность развития детского музыкального творчества. Без особого труда школьники импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. А как это происходит, мы с вами рассмотрим на примере хороводно-игровой песни  «По-за городу гуляет».

Цель игры: активно реализовать себя в игровых действиях.

Игру разучиваем в несколько этапов

I этап - Разучивание слов, знакомство с мелодией

(знакомлю со смыслом слов, протяжность пения, дикция)

СЛАЙД

1. По-за городу гуляет, по-за городу гуляет

Царевич-королевич, Царевич-королевич.

2. Открывайтесь, ворота, открывайтесь, ворота,

Царевич-королевич, Царевич-королевич.

3Перед милой развернись, перед милой развернись,

Царевич-королевич, Царевич-королевич.

4. Кого любишь, поклонись, кого любишь, поклонись,

Царевич-королевич, Царевич-королевич.

II этап - Зачин

Обычно народная игра начиналась с призыва

Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай! Никого не принимай!

И сейчас я хочу пригласить вас для исполнения хоровода (призываю участников).

III этап - Правила игры

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. Поэтому объясняем правила игры.

Выбираем царя, остальные играющие образуют круг-город, царь встаёт за кругом и начинает под песню ходить вокруг города противоходом с остальными игроками. Все игровые действия выполняем по тексту песни.

«По-за городу гуляет, по-за городу гуляет

Царевич-королевич, царевич – королевич

Далее на слова

«Открывайте ворота, открывайте ворота»

стоящие в кругу поднимают руки, открывают ворота и пропускают царя в центр. Он заходит в круг-город, идёт вдоль круга, а на слова

«Перед милой развернись, перед милой развернись»

останавливается перед царевной-королевной, разворачивает плечи, как бы красуется. Все это обычно проделывается с индивидуально выраженной мимикой, пластикой движений, т.е. каждый новый «царь» решает свою творческую задачу: в движении проявляется его характер, темперамент, отношение к окружающим.

Выбрав невесту, царь ей кланяется, девочка должна ответить поклоном.

Далее необходимо распределить роли. Да так, чтобы никому не стало обидно.

IV этап

Для этого существуют игровые прелюдии - считалки.

Задача считалок: организовать детей в игре. подготовить к совместному творчеству.

Считалки могут петься.

Предлагаю считалку с напевом, она поможет развитию точности музыкальной интонации, чувства ритма и выберет царя.

Под горою у реки живут гномы-старики,

У них колокол висит, позолоченный звонит.

Диги-диги-диги-дон, выходи из круга вон.

V этап – Исполнение (привлечь участников в зале для исполнения песни)

Для лучшего усвоения движений использую приговорки, которые помогают позабавить детей, развить их ритмическое восприятие, например:  «В хороводе мы пойдём, песню русскую споём», движение выполняем легко, мягко, изящно.

Царь выводит невесту в центр круга и танцует с ней.

Для детей можно ввести творческий момент, придумать движение. Чтобы повысить интерес детей к придумыванию движений можно ввести элемент соревнования «кто интересней придумает …». Движения, должны быть разнообразными, можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши и т.д. Варианты оцениваются и отбираются педагогом, пробуются в исполнении.

Примеры введения элементов ритмики на произведениях русского фольклора, рекомендованных для изучения по коррекционной программе :

Русская народная песня "Во поле береза стояла" – игра "Передай ленту";

Русская народная песня "Ах вы, сени мои, сени" – приставной шаг;

Русская народная песня "На горе-то калина" – притопы;

Русская народная песня "Андрей-воробей" – прыжки, приседания.

Привлечение ритмики в процесс восприятия музыкального произведения помогает детям с проблемами в развитии научиться художественно оформлять свои движения. Выполнение музыкально-ритмических движений при слушании музыки или исполнении песен способствует:

-активизации развития общей музыкальности;

-активизации творческих способностей;

-помогает сделать урок более красочным, запоминающимся,

-создает нужную эмоциональную реакцию на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье представлены методы и приёмы обучения детей,  испытывающих трудности в учебной деятельности...

Выступление на открытом заседании ПМПк "Обучение детей с особыми образовательными потребностями: поиск, перспективы, решения."

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуал...

Обучение детей с особыми образовательными потребностями

Обучение детей с особыми образовательными потребностями...

Тематический семинар для педагогов "Обучение детей с особыми образовательными потребностями"

В связи с ноыми требованиями ФГОС современные педагоги должны знать и применять методы и приемы работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Семинар актуализирует важную информацию по тем...

Выступление по теме "Актуальные модели и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями".

Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута. 1. Администрация школы определяет в какой класс и к каком...

материалы к семинару "Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями"

Представлены материалы из опыта  работы методического объединения учителей математики....