Модель коррекционной работы учителя-логопеда
учебно-методический материал по теме

Осипова Наталья Владимировна

Материал предназначен для учителей-логопедов и позволяет планировать кореционную деятельность в соответствии с ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Модель коррекционной работы учителя-логопеда

Разделы

Задачи

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с педагогом

Взаимодействие

с семьей

Развитие связной речи

Старшая группа

  • составление простых распространенных предложений
  • обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом
  • обучение детей составлению рассказов по лексическим темам
  • работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений)
  • обучение детей пересказыванию больших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
  • Обучение пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.
  • Составление различных типов сложно-подчиненных предложений с союзами и союзными словами.
  • Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Подготовительная к школе группа

  • Составление простых распространенных предложений
  • Обучение умению задавать вопросы, отвечать на вопросы полным ответом
  • Обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам
  • Работа над диалогической речью
  • Обучение пересказу небольших рассказов и сказок
  • Обучение пересказу и составлению рассказу по картине и серии картин
  • Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта
  • Составление различных типов сложноподчиненных предложений  союзами и союзными словами
  • Обучение составлению рассказов из опыта и творческих рассказов
  • Рассматривание иллюстраций
  • Дидактические игры «Расскажи сказку», «что сначала, что потом», «Короткие истории», «Придумай предложение», «Забавные рассказы», «Читаем и пересказываем», «Посмотри и расскажи», «Связанные одной цепью»
  • Сочинение сказок, рассказов, загадок
  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Физкультминутки
  • Игры с мячом
  • Дидактические игры «Доскажи словечко»», «Составь предложение», «Закончи предложение»
  • Моделирование ситуаций общения
  • Опорные схемы
  • Рассматривание иллюстраций и беседы
  • Просмотр видеоматериалов
  • Решение проблемных ситуаций
  • Словесное поручение
  • Работа с диалогической речью
  • Работа по закрытой картинке
  • Работа со спрятанным предметом
  • Работа с разрезными картинками: составление рассказов.
  • Составление пересказа сказки
  • Составление рассказа по серии картин, с пропусками, описательных рассказов, рассказов с элементами творчества
  • Работа с мнемотаблицами
  • Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов
  • Домашние задания «Что сначала, что потом», «Придумай предложение», «Расскажи, что видишь по дороге домой», «Составление рассказов по лексическим темам»
  • Праздник
  • Круглый стол по проблеме
  • Консультации «Учим ребенка общаться», «Детское словотворчество»
  • Памятки «Учим стихи играючи», «Придумываем сказку и зарисовываем»
  • Странички логопеда
  • Анкеты «Развитие связной речи»

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие речи

Старшая группа

  • Развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять название предметов, действий, признаков; понимание обобщающего значения слов

 - Подготовка к овладению диалогической формой общения;

 - Практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

 - усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными

 - умение изменить форму глагола

 - овладение навыками в составлении простых предложений по вопросам, при демонстрации действий, по картине, по моделям.

Подготовительная к школе группа

 - отработка падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа

 - преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число

 - согласование глаголов  с существительными единственного и множественного числа

 - согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже

 - согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои

 - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

 - согласование числительных два и пять с существительными

 - образование названий детенышей животных

 - образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных

 - образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов

 - уточнение значения простых предлогов места.

 - учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов

 - отработка правильного употребления в речи различных типов сложноподчиненных

предложений с союзами и союзными словами

- учить образовывать наречия от прилагательных, форм степеней сравнения прилагательных

 - обучение подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами

 - закрепление способов образования новых слов, с помощью приставок и суффиксов, путем сложения

  • Дидактические игры и упражнения «Антонимы», «Назови признак», «Сравни предметы», лото «Какая картинка лишняя», «Одень куклу», «Кому что нужно», «Времена года», «Назови месяцы года», «Назови дни недели», «Предлоги», «Маленькие слова»
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Дидактические игры и упражнения «Найди лишний предмет», «Разложи картинки по сходству», «Назови одним словом», Пара к паре», «Выбери правильный ответ», «Догадайся каким будет четвертое слово», «Назови части», «Объясни что общего у предметов», «Скажи какой», «Выбери из трех слов 2 слова неприятеля», «Сравни», «Сравни наоборот», «Придумай слова приятели», «На что похоже», «Подбери сравнения», «Добавь одно общее слово к двум словам», «Кто как передвигается», «Кто как ест», «Кто что умеет делать», «Отгадай что за животное», «Придумай как можно больше слов», игра с мячом «Расскажи про зайчика», «Чье это жилище», «Придумай о чем может идти речь», «Чьи хвосты», «Чем отличаются слова», «Назови животных парами», «Кто у кого», «Что для чего», «Назови ласково», «Что из чего сделано», «Назови лишнее слово», «Назови общую часть слов «родственников», «Придумай одно слово вместо двух»
  • Анкета «Грамматический строй речи»
  • Домашние задания по тетрадям Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»
  • по методике  З.Е. Агранович

Развитие фонематического слуха

Старшая группа

  • Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков
  • Знакомство со звуками
  • Выделение ударного гласного в словах
  • Подбор слов на гласные звуки
  • Звуковой анализ слогов
  • Определение наличия звуков в слове на материале изученных звуков
  • Выделение гласных звуков в конце слова под ударением
  • Выделение гласных звуков  в трехзвуковых словах
  • Дифференциация твердых и мягких согласных звуков  в изолированном  положении слогах и словах.
  • Выделение твердых и мягких согласных в начале и конце слова
  • Составление схемы слова
  • Дифференциация на слух парных согласных по звонкости и глухости

Подготовительная к школе группа

  • Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки)
  • Знакомство с гласными звуками
  • Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков
  • Выделение гласного вначале слова, в середине односложных слов
  • Подбор слов на гласные звуки
  • Знакомство с согласными звуками
  • Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина)
  • Учить полному звуковому анализу слов на материале изученных звуков
  • Учить различать на слух твердые и мягкие согласные
  • Учить преобразовывать слова путем замены или добавления звука
  • Обучать звуковому анализу слов без наглядной основы, подбору слов по моделям
  • Закрепление навыков слогового анализа слов и анализу предложений
  • Дидактические игры и упражнения «Звуковое лото», «Звуковые цепочки»,
  • «Найди ошибку», «Какой звук лишний», «Звуковые пеналы», «Пеналы гласных звуков»,
  • «Поймай звук»,
  • «Подари подарок»,
  • «Кто как кричит?»
  • «Звуки в картинках»
  • «Сломанное радио»
  • Дидактические игры и упражнения «Подскажи словечко», «Какой звук пропал в словах», «Запомни и повтори в том же порядке», «Какой первый звук в словах», «Договори слово», «Повтори пары слов», «Какой последний звук в каждой паре слов», «замени первый звук в слове», «Научим Аню говорить», «Дразнилка», «Догадайся какой слог надо сказать», «Какой новый звук появился», «Назови второй слог в слове», «Узнай слово по картинке», «Узнай слово по гласным звукам», «Угадай слово по первому слогу»
  • Консультация «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Стендовая информация «Фонетико-фонематическое недоразвитие детей старшего дошкольного возраста»
  • Консультация «Учим детей не путать звуки»
  • «Почему важно развивать фонематический слух?»
  • «Почему ребёнок путает звуки?»
  • «Различаем звуки на слух»

Звукопроизношение

Старшая группа

  • Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков
  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков
  • Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа)
  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков

Подготовительная к школе группа

  • Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков путем проведения артикуляционной гимнастики
  • Выработка четкого координированного движения органов речевого аппарата
  • Обучение детей короткому и бесшумному вдоху
  • Работа по формированию диафрагмального дыхания
  • Работа над мягкой атакой голоса. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом
  • Знакомство с различными видами интонаций: повествовательной, вопросительной, восклицательной
  • Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков
  • Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков
  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков
  • Работа над темпом, ритмом и выразительностью речи

  • Дидактические игры и упражнения «Фокусы», «цветные дорожки», «Мячики», «Лесенка», «Пианино», «Подарки», «Угадывание картинки по запаху», «Волшебный рукав лягушки царевны», «Удивительные превращения», «Плавающие слова», «Фокус с мышками, мишками и кошками», «Угадывание картинок в квадрате», «Волшебный шоколад», «Назойливые мошки»
  • Артикуляционно-мимическая разминка
  • Дидактические игры и упражнения «Сыщики», «Пчелка на лугу», «Я садовником родился», «Что таким бывает», «Пила и клей», «Горшок каши», «Заменяйка», «Солнышко и ливень», «Охота на злого волка», «Про Емелю», «Сражение», «Слова «однофамильцы», «Запоминайка», «Антилогическое лото», «Цапля и лягушки», «Вагончики», «Необычные загадки», «Языколомки в картинках», «Артистическая лотерея», «Чье слово», «Буриме», «Звуки человечки»
  • Игры на улице и дома «Придумай слова со звуком», «Бывает, не бывает», «Цепочка слов», «Звукоедик», «Построим мост», «Найди слово в комнате», «Разноцветные прищепки», «Бусы из макарон»
  • Стендовая информация «Почему так важно правильно произносить звуки»
  • Памятка «20 простых советов логопеда», «Правильное выполнение артикуляционной гимнастики дома»
  • Консультация «Как сделать скучное интересным», «Если у ребенка дизартрия»
  • Рекомендации

«Логопедические игры на кухне», «Гимнастика для языка»

Слоговая структура слова

Старшая группа

  • Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова
  • Работа над двухсложными словами без стечения согласных
  • Работа над трехсложными словами без стечения согласных
  • Работа над структурой слов со стечение согласных в начале слова, в середине слова, в конце слова
  • Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова
  • Закрепление  слоговой структуры двухсложных слов со стечение согласных
  • Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных

Подготовительная к школе группа

  • Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова
  • Работа над двусложными словами без стечения согласных
  • Работа над трехсложными  словами без стечения согласных
  • Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова, в середине,, в конце слова
  • Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале и в середине слова
  • Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных
  • Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой
  • Дидактические игры «Повтори так же», «сосчитай правильно», «Длинное – короткое»,  «Слоговые кубики», «Цепочка слов», «Логокуб», «Поезд», «Пирамида», «Собери слово», «Подбери слово», «Наведем порядок», «Кто больше», «Прошагай слово», «Поднимись по лесенке», «Магазин»
  • Чистоговорки «Прохлопай по карточкам», «Лягушки на тропинке»

  • Дидактические игры «Выбери схему», «Телеграф», «Сосчитай, не ошибись», «Передай дальше», «Назови правильное слово», «Что изменилось», «Найди самое длинное слово», «Какое слово отличается», «Назови одинаковый слог», «Конец слова за тобой», «Какое слово получилось», «Назови ласково», «Назови слово правильно», «Скажи наоборот»
  • Чистоговорки

«Подбери слово с таким же ритмическим рисунком», «Добавь слово из …слогов», «Выложи фишками», «Добавь слог», «Повтори, не ошибись», «Скажи наоборот», «Нарасталочка», «Исправь путаницу», «Прошагай, прохлопай

  • Серия консультаций: «играем на улице и дома»
  • Памятка «Если ребёнок путает слоги»
  • «Денискина зарядка»
  • Круглый стол для родителей: «Слоговая структура слова»
  • Серия домашних заданий: «Делим слова на слоги»
  • Игры на развитие предпосылок формирования слоговой структуры слова: «Формируем слоговую структуру слова дома»

Подготовка к обучению грамоте

  • Знакомство с понятиями «гласный» звук и «согласный» звук, «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук»
  • Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками
  • Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов  с изученными звуками
  • Знакомство с буквами
  • Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами
  • Учить детей делить слова на слоги, ввести понятие «слово», «слог»
  • Знакомство с понятием «предложение», составление схем и предложений
  • Знакомство с элементарными правилами правописания
  • Обучение слоговому чтению слов, предложений, коротких текстов
  • Знакомство с двумя способами обозначения мягкости на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных
  • «Подбери картинку к букве»
  • «Угадай букву на ощупь»
  • «Весёлые буквы»
  • «Выложи слово»
  • «Буквы из шнурков»
  • «Слепи букву из пластилина»
  • «Найди букву в тексте»
  • «Зашумленные буквы»
  • «Найти правильные буквы»
  • «Где спрятались буквы?»
  • «Звуковые пеналы»
  • «Звуки-человечки»
  • «Подбери и прочитай слог»
  • «Звук, буква, слово»
  • «Прочитай и назови»
  • «Весёлая азбука»
  • Работа по букварю О.С. Жуковой
  • Работа с тетрадями: «Солнечные ступеньки»
  • Консультации: «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с ОНР»
  • «Звуки и буквы»
  • Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Развитие мелкой моторики

Старшая группа

  • Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам)
  • Составление фигур, узоров из элементов (по образцу)
  • Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой
  • Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)
  • Работа по развитию конструктивного праксиса
  • Работа с карандашом по клеткам в тетради Подготовительная к школе группа
  • Работа по развитию пальчиковой моторики
  • Работа по развитию конструктивного праксиса
  • Дидактические игры и упражнения «Волшебный мешочек», «Тактильные мешочки», «Тактильные дощечки», «Пальчиковый бассейн», игры с крупами и песком, «Водичка», «Кручу-верчу», «Фокусник», «Скрепки», «Веревочка», «Ватка», «Бумага», «Платочек», «Массажное колечко», «Прищепки», «Резинка», «Травка», «Щетки», «Счеты», «Волчок», «Эспандер», «Дырокол», «Пружина», «Пакетик», «Баночки и крышечки», «Театр», «Пуговицы»
  • Шнуровки
  • Плетение ковриков
  • Штриховки
  • Дидактические игры и упражнения «Обрывание бумаги» (по лексическим темам), «Оригами», «Обводки трафаретов», «Волшебный ключ»
  • Пескотерапия
  • Лепка
  • Работа с проволокой
  • Констуктор
  • Работа с соленым тестом
  • Работа с природным материалом
  • Работа с бросовым материалом
  • Су-джок терапия
  • Вышивание
  • Вязание крючком и спицами
  • Аппликация
  • Работа со счетными палочками, спицами
  • Памятки «Игры и упражнения для подготовки детей к письму», «Игры с мячом», «Самомассаж горохом»
  • Рекомендации «Проведение пальчиковых игр и массажа»
  • Консультация: «Весёлый карандаш»
  • Консультации: «Игры с пальчиками»
  • «Развиваем мелкую моторику»
  • «Взаимосвязь мелкой моторики и речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя-логопеда на школьном логопункте

Выступление перед родителями для ознакомления с работой школьного логопеда...

Семейные фотографии как эффективное средство в коррекционной работе учителя–логопеда.

Опыт работы показывает, что хороших результатов в развитии связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) можно достигнуть при активном привлечении к занятиям всех людей, причастных к ф...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Опыт работы по теме: «Использование игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе учителя - логопеда»

Сделать занятия с детьми интересными, эффективными мне помогают игровые технологии. Важно, чтобы игровая технология предоставляла ребенку возможность творчества, не утрачивала своей привлекательности ...

Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов»

Очень часто учитель-логопед сталкивается  с тем, что  учителя,  встречают его появление в классе настороженно. Происходит это от того что, учителя особенно старшего поколения неправильн...