урок математики в коррекционной школе 8 вида "Прямоугольник"
план-конспект урока на тему

Карабута Галина Михайловна

Цель: Обобщить знания о прямоугольнике, связать с жизнью и практической деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.pryamougolnik.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Тема: Прямоугольник

Цель: Обобщить знания о прямоугольнике, связать с жизнью и практической деятельностью.

Задачи:

1) Закреплять представления, учащихся о прямоугольнике. Развивать практические навыки построения прямоугольника. Научить делать кармашек и открытку-оригами.

2) Воспитывать чувство бережливости, долга. Формировать временные представления учащихся. Воспитывать любовь к труду, интерес к предмету.

3) Развивать внимание, образную и зрительную память. Развивать целенаправленность в работе.

Оборудование: конверты с геометрическими фигурами, линейки, карандаши, рисунки с изображением корабля и принцессы, плакат с фигурами, таблица «Четырёхугольники», бумага для поделок, рисунки к геометрическому заданию.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. «Настрой» на хорошую работу.

  1. Игра «Сядет тот, кто скажет»

 - Какое сегодня число?

 - Какой сегодня день недели?

 - Какое число было вчера?

 - Какое число будет завтра?

 - Какой сейчас год?

 - Сколько месяцев в году?

 - Сколько дней в неделе?

 - Какое сейчас время года?

  1. Сообщение темы урока.

Люди с давних пор изучают геометрию. Знаменитый учёный Платон над дверью своего дома, в котором он занимался со своими учениками велел сделать надпись: «Не обучающийся геометрии пусть не входит в эту дверь».

Геометрию с давних пор считают особенно важной наукой, потому, что она вплотную связана с жизнью. Земельные поля, доска, стол, тетрадь, оконные рамы, двери имеют форму прямоугольника. Чтобы уметь изготовить эти предметы или засеять поле, нужно уметь высчитать необходимые размеры, нужно знать свойства прямоугольника. Как Вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Дети отвечают). Правильно.Тема нашего урока  «Прямоугольник».

II. Устный счет.

1. Ребята, сегодня нас приглашают в гости в старый замок, в стране Геометрия король Точка и его дочь принцесса Прямая. Но, чтобы войти в старый замок, нужно разгадать кроссворд короля. (На доска красочно изображены король и принцесса)

т

о

ч

к

а

п

р

я

м

а

я

о

т

р

е

з

о

к

о

к

р

у

ж

н

о

с

т

ь

д

у

г

а

к

в

а

д

р

а

т

к

р

и

в

а

я

л

у

ч

  1. Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером?
  2.  Линия, не имеющая ни начала, ни конца.
  3. Что получиться, если на некотором расстоянии друг от друга на прямой поставить две точки?
  4. Что можно построить циркулем?
  5. Часть окружности.
  6. Фигура, у которой углы прямые и стороны равны.
  7. Если линия не прямая и ломаная, то она ... .
  8.  Что за линия такая, которая выходит из одной точки и продолжается до бесконечности.

Итак, ребята, вы поняли -  нас приглашают на карнавал.

На карнавале присутствуют очень важные фигуры: прямоугольники, квадраты, треугольники, круги. И мы их послушаем: Выступают дети с заранее приготовленными стихотворениями. На головах короны с изображением геометрических фигур.

  1.             Ты на меня, ты на него

                 На всех нас посмотри у нас

                 У нас всего, у нас всего

                 У нас всего по три

                 Три стороны и три угла

                 И столько же вершин

                 И трижды трудные дела мы трижды совершим

                 Все в нашем городе друзья

                 Дружнее не сыскать

                 Мы треугольников семья

                 Нас каждый должен знать!

                 Узнает очень просто

                 Меня любой школьник

                 Я тупо-прямо-остро

                 Угольный треугольник

                 Если все углы прямые

                 А всего угла четыре

                 Ну а по две стороны

                 Противоположны и равны

                 Этот четырёхугольник

                 Назовём прямоугольник

      Не удивляйтесь, если увидите меня, то большим, то маленьким, я по размеру сторон могу быть всяким. Только красота моей фигуры от этого не изменится.

                 У меня угла четыре

                 И четыре стороны

                 Все углы мои прямые      

                 А бока одной длины:

                 Что же за фигура я,

                 Отгадайте-ка, друзья!      (квадрат)

                         

Я самый ближайший родственник прямоугольнику. Посмотрите, какой у меня вид. Стороны мои все прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольются и углы один на другой точь-в-точь и наложатся. Если перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравняются. Захочу – перегнусь я по любой прямой, идущей с угла на угол, и соседние стороны сольются. Красивее меня на свете фигуры нет! Ребята пишут в тетрадях в клетку, а клетка – это квадрат, то есть – я. Дети на улице играют в квадратики.

                 Я – круг. Меня можно сравнить с монетой, блином, тарелкой.

                 У меня есть одна подруга. Знакома всем её наружность.

                 Она идёт по краю круга

                 И называется – окружность.

               

   Окружность можно сравнить с (блином), обручем, баранкой, кольцом. Ребята играют в мяч, он похож на меня. А самое главное – ребята любят витамины, они похожи на меня, они – круглые.

3.  Слуховой диктант.

      Вы узнали знакомые вам фигуры. Карнавал продолжается.

 

Расположите фигуры в праздничном зале для танца на нашем карнавале. Для этого ...

- Положите в центр зала  

- Над кругом

- Слева от круга

- Справа от круга

- В левый верхний угол

- В правый верхний

- В левый нижний

- В правый нижний

 

- Давайте посмотрим, каких фигур будет участвовать в танце больше.

Д.: прямоугольников

У.: Какую форму имеет зал?

Д.: Прямоугольную

  1. Объяснение нового материала

Я вижу вы неслучайно попали в старый замок. Вы знакомы с геометрическими фигурами. Но, чтобы с ними дружить, нужно знать о них гораздо больше. Знать их свойства, уметь находить их среди других фигур.

Посмотрите сюда: На карнавале присутствуют фигуры

                                                         

 основание

                                                         

                                                                     

                                                                                                                               

- Каким общим словом называются эти фигуры? (четырехугольники)

 - Почему они так называются? (У них 4 угла)

 - Четырехугольники бывают разных видов, как вы видите. Какую бы вы выделили фигуру среди них? (Прямоугольник).

- Прямоугольник – это такой четырехугольник, у которого все углы прямые.

Если же у прямоугольника все стороны равны, то он называется квадратом. Таким образом всякий квадрат является прямоугольником, но не всякий прямоугольник является квадратом. Точки АВСД называются вершинами. Соединяющие их отрезки – сторонами. Чтобы назвать прямоугольник – последовательно называют его вершины. В прямоугольнике АВСД – AД и BC – основания, АВ, СД – боковые стороны. На доске прямоугольник с буквенным обозначением вершин.

Возьмите прямоугольник у себя на столе. Покажите верхнее основание, нижнее основание, боковые стороны. Дети выбирают прямоугольник из множества других геометрических фигур.

О длинах сторон. Измерить стороны прямоугольника линейкой. Сделать вывод оь равенстве противоположных сторон.

IV. Словарная работа

Чтобы запомнить карнавал и его замечательные фигуры в своих записных книжках, а для нас это справочники: сделаем записи.

                                     

                                                     верхнее основание

                                     б.с.                                                б.с     

                                                               нижнее основание

V. Физкультминутка  

  1. Король приглашает нас отдохнуть в его королевском саду, где поют птицы, а в пруду плавают рыбы. (Прослушивание звуков природы)
  2. Сделать глубокий вдох, выдох, расправить плечи, выпрямить спину.

VI. Работа с учебником

Открыть стр. 183, рис. 125.

Измерьте основание и боковую сторону.

Основание – 5 см.                                              Основание – 4 см.            

Б. сторона – 2 см 5 мм.                                       Б. сторона – 1 см 5 мм.

VII. Работа в тетрадях

Начертить прямоугольник, у которого основание равно 8 см, а боковая сторона – 1 см.

 - На что похож прямоугольник? (на полоску.)

 - Прямоугольник может иметь и такой вид.

VIII. Игра «Цена минуты»

- В замке старого короля ценят время и дорожат каждой минутой. Король и принцесса предлагают вам поиграть:

Минута пролетает так быстро, что и незаметно. Казалось бы, что за этот срок можно сделать? Но оказывается, что и за минуту можно сделать не так уж мало, если постараться. Предлагаю нарисовать в тетради как можно больше прямоугольников за 1 минуту. Без линейки, прямоугольники размером в две клеточки.

           

 - Побеждает тот, у кого больше. Но это всего лишь игра. Пройдут годы, и вы не в игре, а на работе будете стараться выпустить как можно больше продукции (сшить, смастерить). Так, что научитесь ценить минуту и время вообще, это очень важно. В народе говорят: «копейка рубль бережет», ну а из минут складываются часы, дни, недели, годы. А годы – это наша жизнь в целом.

Одна хорошая минута                                             За один день,

Сделала одно хорошее дело                                   За одну неделю,

Десять хороших минут                                           За один месяц,

Сделали десять хороших дел.                                За один год,

А сколько хороших дел                                           Если занимаешься делом!

Можно сделать

За один час,

IX. Практическое задание.

 Изготовление открытки и конверта-оригами из прямоугольника и квадрата

- Вот давайте и будем заниматься делом. Что же можно изготовить из прямоугольника и квадрата? Да, очень много. То, что мы изготовим, будем считать подарком короля и принцессы

 - Король и принцесса предлагают сделать из его фигур поделку. Готовим поделки из бумаги.

- Вот такие простые вещи можно изготовить из листа бумаги.

Стул, на котором ты сидишь                    

Кровать, в которой ты уснёшь

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож.

И этот гвоздь,

И этот дом,

И этот ломтик хлеба.

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

За все, что сделано для нас

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час

И мы трудиться будем!

Х. Разгадывание геометрического рисунка. Раскраска.

 - В этом рисунке король спрятал фигуру, или ещё что-то, мы не знаем. Чтобы покинуть карнавал, мы должны разгадать этот геометрический рисунок.

              - раскрасить зелёным цветом

                - раскрасить красным цветом

 

Дети раскрашивают. Если правильно выполнено задание, по центру получается прямоугольник, раскрашенный из мелких треугольников.

 Король спрятал прямоугольник.

Вы правильно раскрасили геометрические фигуры и получили разгадку. А это ключ к нашему возвращению. Мы возвращаемся из сказочной страны Геометрии, попрощавшись с королем и его дочерью, принцессой Прямой. Но мы всегда будем помнить о том, что мы там видели и что узнали.

X.Вопросы по теме.

Какая фигура называется прямоугольником?

Как называется прямоугольник у которого основания и боковые стороны равны?

XI. Итог урока. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.

 Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...

Урок математики в коррекционной школе 3 класс

Коррекция памяти, активизация словаря через введение в него новых слов, коррекция мелкой моторики, пространственной ориентации, логического  мышление, коррекция функций анализа и синтеза п...

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики в коррекционной школе VIIIвида.

«Здоровье – не всё,но всё без здоровья - ничто»                                          ...

Презентация к уроку математики в коррекционной школе VIII вида

Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: "Нахождение 1% числа". Материал подобран с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Задача специальной ( коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появился механизм ко...

Использование ИКТ на уроках математики в коррекционной школе- интернате 1вида.

Применение ИКТ на уроках математики при обучении неслышащих детей....

Урок математики в коррекционной школе VIII вида с элементами профессиональной подготовки.

Трудовое обучение в  коррекционной школе  ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на ...