Профессиональное самоопределение воспитанников
консультация по теме

Прокофьева Елена Витальевна

Содержание и формы профориентационной работы во вспомогательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_samoopredelenie.rar11.35 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение – степень самооценки себя как специалиста определённой профессии; содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием.

Правильное профессиональное самоопределение ребёнка с особыми образовательными потребностями имеет огромное значение для него самого и для общества в целом. Задача взрослых помочь ребёнку выбрать доступную, интересную и нужную для общества профессию, овладеть ею для дальнейшего трудоустройства. Сложность заключается в том, что по образовательному уровню, особенностям высшей нервной деятельности, личностным качествам умственно отсталым детям многие профессии недоступны. Следует также отметить, что для выпускников вспомогательной школы не существует каких-либо специально созданных профессий. Эти дети должны войти в жизнь настолько подготовленными, чтобы найти своё место среди современного общества и продуктивно работать в сфере существующих форм трудовой деятельности.

У умственно отсталых детей профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны, у них отсутствует или слабо выражена профессиональная направленность. У таких детей в основном преобладают интересы к отдельным качествам профессии.

Незрелость мотивов выбора профессии, недостаточная осознанность их профессиональных интересов обуславливают специфику решения вопросов профориентационной работы среди детей с ОВЗ.

Одной из задач профориентационной работы является подготовка ребят к сознательному выбору профессии. Работа с УО детьми должна быть направлена на повышение их уровня осведомленности и творческой активности в познании своих возможностей, профессии и осуществлении разумного ее выбора.  

Профессионально самоопределиться умственно отсталым детям бывает трудно, так как ребёнку необходимо осознать свои желания, влечения, интересы, а затем соотнести их со своими способностями. Как правило, такие дети часто некритично относятся к своим способностям и не могут объективно их оценить.

Ведущую и определяющую роль в профессиональном самоопределении ребёнка с ОВЗ следует рассматривать не как ограничение его свободы в выборе профессии, а как рациональную форму сочетания желаемого и возможного. Поэтому работу по профессиональному определению необходимо строить с опорой на их профессиональные склонности.

Содержание и формы профориентационной работы

во вспомогательной школе:

В понятие профориентационной работы среди умственно отсталых учащихся включается три этапа: профессиональное просвещение и пропаганда, профессиональная консультация и профессиональная адаптация.

  • Профориентационная работа начинается с профессионального просвещения и пропаганды среди учащихся. Цель данного этапа - раскрыть содержание и социальное значение профессий, их условия труда.

С этой целью в группах рекомендуется использовать следующие формы:

1. Создать профориентационные уголки или стенды;

2. Организация различных конкурсов (рисунков, сочинений);

3. Тематические беседы, диспуты, круглые столы, дискуссии, конференции;

4.  Знакомство и изучение специальной литературы;

5. Совместные профессиональные вечера-встречи, праздники;

6. Экскурсии.

7. Проводить практические занятия: помощь по уходу за животными, уборка и ремонт школьного помещения, территории, ремонт мебели, одежды учащихся, дежурство по школе, в классе, спальных комнатах.

При организации и проведении данных мероприятий можно использовать следующие темы:

- «В поисках своего призвания»;

- «Образ «Я», или «Что я думаю о себе»;

- «Дороги, которые мы выбираем»;

- «В мир профессий — по компасу»;

- «Палитра моих особенностей и способностей»;

- «Мир профессий и твое место в нем»;

- «Кем быть»;

- «Твоя профессия»;

- «Ты нужен людям».  

Во время вечеров-встреч, диспутов, бесед, круглых столов можно использовать художественную и специальную литературу, кинофильмы, материалы газет и журналов. В начальной школе рекомендовано активно использовать устное народное творчество (сказки, пословицы и поговорки о труде).

Необходимо в начальных классах в доступной форме знакомить детей с содержанием трудовой деятельности, раскрывать на конкретных примерах специфические особенности той или иной профессии.  Профинформационная работа среди учащихся младших классов проводится путем наглядной опоры на труд окружающих людей. Их знакомят с работой няни, кухонных работников, уборщицы.

Основную профессиональную информацию учащиеся получают на уроках труда, СБО, а практические навыки вырабатывают во время практических занятий.

  • Следующим этапом профессиональной ориентации является консультация, которая призвана помочь учащимся решить вопрос правильного выбора профессии, дать научно обоснованный совет.

 Формы профконсультаций:

  1. Диагностика профессионального самоопределения воспитанников (анкетирование, тестирование).
  2. Специально организованные собеседования, и соответственно оформленные профориентационные стенды, справочники, памятки, альбомы, которые, на конкретных примерах, знакомят детей с качествами личности специалиста в области интересуемой профессии.
  3. Индивидуальные занятия.

Конкретные консультации, специализированные по соответствующим профессиям, проводятся в ПТУ, техникумах, вузах,  а также в центрах занятости населения, но детям с ОВЗ многие профконсультационные службы по объему и характеру  не доступны.

Во время проведения профессиональной консультации необходимо участие медицинского работника, так как педагог и медицинский работник могут более квалифицированно и своевременно помочь ребёнку в выборе профессии с учётом его медицинских показаний.

  • Завершающим этапом профориентационной работы является адаптация — умение безболезненно влиться в трудовую деятельность.

В понятие профессиональной адаптации включаются два взаимосвязанных процесса: трудовая и социальная адаптация, т. е. приспособление организма, личности к новому режиму профессиональной деятельности, а также к новым условиям установления профессиональных межличностных отношений.

При этом большое значение имеет степень подготовленности выпускника, его профессиональная и социальная зрелость.

Дети с ограниченными возможностями здоровья быстро устают, выключаются из ритма работы, из-за чего падает производительность их труда, у них наступает разочарование, неуверенность, снижение интереса к профессии. Предупредить такие явления, преодолеть их влияние на профессиональную адаптацию помогут:

  1. Сюжетно-ролевые игры;
  2.  Игры практикумы;
  3.  Игровые профориентационные упражнения.

Данные формы включают ребёнка с особыми образовательными потребностями в естественные условия производственных отношений, режима работы.

Выводы:

При формировании профессионального самоопределения необходима профориентационная работа, которая должна проводиться на протяжении всего периода обучения детей с ОВЗ.

Содержание и формы профориентационной работы разрабатываются с учетом возраста, образовательной подготовки, психофизического развития, уровня трудовой подготовки детей.

В нашей школе в рамках программы «Школа правоведения» проводятся занятия по профориентации:

  1. Круглый стол: «Я и мой выбор», на котором ребята оценивают и анализируют свои способности и возможности;
  2. Дискуссия «Выбор жизненных целей», на данном занятии у подростков формируется умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях и целях;
  3. Тренинговое занятие «Я, мои успехи и неудачи», на котором ребята учатся объективно оценивать свои удачи и поражения. Занятие помогает подросткам формировать представление о значимости труда и упорства;
  4. Диспут «Наши права, обязанности, ответственность». На занятии воспитанники знакомятся с основными правами человека, в том числе и правом на труд, с трудовым кодексом РФ;
  5. Лекторий «Наши документы». На занятии дети знакомятся с основными документами, необходимыми при трудоустройстве, поступлении в ПУ.

Социальный педагог                                                       Е.В.Прокофьева