"Формирование навыков чтения младших школьников с ОВЗ"
методическая разработка по теме

Пьяных Ирина Валерьевна

Методическая рекомендация учителям работающим с обучающимися воспитанниками с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_chteniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           «Формирование навыков чтения младших

школьников с    ОВЗ».

Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогике. Это вызвано её большой практической значимостью. « Нет чтения, нет учения».

Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Особую коррекционную направленность обучение чтению приобретает в специальной (коррекционной) школе VIII вида, определяя возможности умственного развития и речевой коммуникации её выпускников. В пределах данной проблемы особое значение приобретает вопрос первоначального обучения чтению школьников с недостатками интеллекта. Чтение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения является замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

Задачи обучения чтению:

  научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;         повысить уровень их общего и речевого развития учащихся;                                                научить излагать свои мысли в устной и письменной форме;                                        формировать нравственные качества.

  Обучение в первом классе является наиболее сложным периодом начального обучения. Объясняется это тем, что, во-первых, дети с нарушением интеллекта резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в подготовленности к восприятию и усвоению школьного материала. У них обнаруживается нарушение психофизических функций, которые непосредственно участвуют в акте чтения и письма,- слуховых, зрительных и пространственных восприятий и представлений, артикуляции, общей моторики, достаточно организованного внимания.

Во-вторых, в первый класс попадают дети с различной степенью умственной отсталости.

В-третьих, у разных детей обнаруживается преобладание того или иного нарушения, которое бывает выражено в большей или меньшей степени.

В-четвертых, дети имеют различную подготовку. Одни поступают в первый класс из массовой школы после безуспешного обучения в ней. Другие приходят из детского сада, где было замечено их резкое отставание от сверстников. Третьи поступают в школу прямо из семьи и обычно бывают не подготовлены к обучению.

Именно эти причины  обуславливают необходимость отвести в первом классе значительное количество времени на пропедевтические, или добукварные, занятия.

На добукварные занятия отводится один месяц в течение первой четверти. В случае если класс составляют дети, особенно слабо подготовленные к школьному обучению, программа рекомендует добукварный период продлить до полутора двух месяцев, а обучение грамоте закончить во втором классе.

При организации занятий в первом классе, основными методами работы на данном этапе является игра и упражнения. В добукварный период игра, игровые моменты должны преобладать над упражнениями.

Основными направлениями в работе с учащимися в добукварный период являются: изучение состава детей поступивших в первый класс; развитие их речи, включая коррекцию произношения; развитие зрительного восприятия и представления;

Для развития речи, фонематического слуха и звукового анализа следует использовать доступные детям сказки, рассказы, стихотворения.

Словесным материалом для заучивания наизусть с голоса учителя служат короткие четверостишия, для прослушивания и беседы – простейшие загадки, скороговорки, стихотворения, игры. Богатый материал для развития речи дают сказки. Ученики прослушивают сказку, отвечают на вопросы. Все ответы учеников должны быть полными, хотя бы с помощью учителя. Можно дать задание пересказать сказку, инсценировать наиболее легкие и доступные сказки целиком или частично. Такая работа будет способствовать формированию диалогической речи первоклассника.

Во вторых-четвертых классах у учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Последовательно на каждом году обучения осуществляется совершенствование техники чтения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта в силу особенности психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.                                                                                                                                             В связи с большой распространённостью нарушений навыков чтения и их значительной стойкостью у учащихся с интеллектуальной недостаточностью проблема поиска способов и приёмов, способствующих наиболее эффективному формированию навыков чтения (беглость, осознанность, правильность, выразительность) является актуальной и практически значимой для коррекционной педагогики.

Для формирования навыка чтения младших школьников я разработала свою систему и опробовала ее. Предлагаю структуру урока.

     1.Упражнение на дыхание.

     2.Речевая разминка.

     3.Чтение блоков.

     4.Скороговорки.

   5.Зрительные диктанты.

   6.Самозамер.

     Чтобы ребёнок умел правильно говорить и выразительно читать на первое место ставится умение, ровно и глубоко дышать-владеть своим дыханием и голосом. С первого класса в начале каждого урока чтения я проводила дыхательную гимнастику. В 1 классе я использовала упражнения на дыхание без слов, во втором классе упражнения со счетом. В третьем и четвертом классах применяла упражнения для разогрева голосовых связок, распевные упражнения. Для снятия напряжения с голосовых связок, использую упражнения для снятия усталости и организации ребят на дальнейшую работу (приложение№1).

      Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетание достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы над скороговорками известна: от медленного, отчетливого проговаривания до максимально четкого, быстрого. От разучивания скороговорки со слов учителя в 1 классе. Самостоятельное чтение во 2 классе, выделение цветным мелом в записи скороговорки, буквы, обозначающие звуки, над,  которыми предстоит работа.

      В 3-4 классах начиная работу с одной строки скороговорки, на каждом следующим занятии я добавляю новую. Так в течение 3-4 занятий чтение начинается со знакомой ребятам строчки, то при переходе на новую строку темп чтения сохраняется. Такое чтение можно назвать с « разбега». И ребята, делая разбежку (читая знакомую часть) готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать новую строку. (Приложение №2)

    Одним из основных элементов обучения чтению можно считать «жужжащего» чтения.

   На каждом уроке я провожу чтение блоков. Это чтение направлено на тренировку речевого аппарата, на раннее выявление дефектов речи, также на отработку навыков чтения целыми словами. Материал для упражнений - это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Блоки распределены по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения: от простого к сложному. Приложение№3

Объём материала составляет от 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно размера буквосочетаний. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

   Формирование навыка чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работу  над её развитием провожу с помощью зрительных диктантов. Тексты диктантов я использую разработанные профессором Федоренко. Во втором классе до урока  я записываю на доске предложения (от 2-4, закрываю их) В ходе урока открываю и даю детям запомнить их течении 30 секунд. Затем закрываю и предлагаю назвать все предложения по порядку. Постепенно увеличиваю количество предложений. В 3 классе после запоминания предлагаю назвать по порядку, затем в обратном порядке, только первое и второе, третье и четвертое, первое и четвёртое и т.д.

В 4 классе учащиеся должны запомнить предложения пока я записываю их на доске, на запоминание последнего предложения даю 10 сек. Этот вид работы можно использовать и на уроках письма. Такая методика обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений.

Начиная со 2 касса, в начале каждого урока я предлагаю речевую разминку. Ребята читают отдельные тексты, приготовленные для них в соответствии с их возможностями, (разные по содержанию и объёму). Приложение№4.

Школьникам предлагается прочесть текст в течение одной минуты про себя, подготавливаясь к быстрому и плавному чтению вслух. После окончания молчаливого чтения вызываются 1-2 ученика для чтения вслух своего текста в пределах того же времени.

Учитель задаёт вопрос классу по прочитанному материалу, чтобы убедиться, как школьники поняли текст, а также, для того чтобы привлечь внимание каждого ученика к содержанию рассказа. Класс оценивает технику чтения своего товарища с учетом соблюдения времени, правильности выразительности чтения.

В четвертом классе можно заменить тексты художественной литературой. Этот метод способствует развитию беглого чтения, накоплению определенного запаса представлений об окружающем мире, увеличивается объём словаря - всё это создаёт предпосылки для продолжения работы по дальнейшему совершенствованию способов чтения. Также этот метод работы я советую проводить воспитателям во внеурочное время, на каждом уроке, независимо какой это урок чтение письмо, математика.

  В связи с тем, что контингент класса специальной  (коррекционной) не однороден, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, поэтому на каждом уроке используется индивидуальный и дифференцированный подход. Индивидуально дозирую темп и объём работы. Опираюсь на «зону ближайшего развития». Постепенно увеличиваю и усложняю нагрузку. На любом уроке, какой бы урок не был, использую метод мотивации обучению, чтобы вызвать интерес учащихся к предмету и желание работать лучше.  

   Каждый, пусть даже маленький успех ученика, я отмечаю. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дети работают заинтересованно, увлеченно.

  Если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Для того чтобы чтение вызывало у детей желание я использую приём, который я применяю на протяжении нескольких лет. В конце каждого урока чтения я оставляю 3-4 минуты для того, чтобы провести самозамер скорости чтения. Ребята в течении одной минуты читают текст. Каждый в своём темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам. Отмечают, до какого слова прочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневник. Изо дня в день проводится эта работа. Уже через неделю учитель имеет возможность увидеть результат. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения.

Таким образом, в результате комплексной коррекционной работы у большинства учащихся наблюдается положительная динамика в развитии психических процессов, активизируется планирующая и регулирующая функции речи, появляется чувство уверенности в своих силах, формируется полноценная учебная деятельность, увеличивается темп чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование творческих видов деятельности в формировании иноязычных речевых навыков у младших школьников»

в реферате можно найти информацию о психологических особенностях младших школьников, особенностях организации обучения младших школьников, фрагменты занятий....

Формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников

В работе содержатся краткие характеристики вокально-хоровых навыков, формируемых у младших школьников....

Ловкие пальчики. Формирование моторных навыков у младших школьников.

Упражнения с использованием песочной терапии направлены:·        на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и моторики рук. Ребенок учится говорить о сво...

Коррекционная программа «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) » I ступень обучения

     Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения,...

Из опыта работы: Формирование навыков чтения у младших школьников с помощью ИКТ на уроках немецкого языка.

Обучение чтению начинается с того урока, когда дети знакомятся с первой буквой, запоминают её название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Затем дети приступают к овл...

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР является важной и актуальной, поскольку от того как дети овладеют этим учебным навыком, зависит все дальнейшее обучение ...

Занятия по формированию навыков саморегуляции младших школьников

Gознакомить детей с видами эмоциональных состояний и мимических способах их выражения; обучать умению распознавать чувства других людей; обучать детей приемам расслабления...