Программа нравственного развития и воспитания учащихся СКОШ среднего школьного возраста
методическая разработка по теме

Ирина Анатольевна Тютимова

Проблема нравственного воспитания актуальна в настоящее время, т.к. подрастающее поколение наблюдает в современном мире проявление бездуховности, безверии, агрессивности.  А многообразие различных молодежных течений не всегда дает возможность школьнику сориентироваться в правильном нравственном выборе.

Программа разработана на основе 2 программ: «Программа духовно – нравственного воспитания» авторская программа Лунеговой И.В., учителя начальных классов МАОУ « Лицей №4», г. Пермь, Программа духовно – нравственного воспитания младших школьников «К истокам духовности» авторская программа  Рыбкиной Е.А., учителя начальных классов МОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского (сайт - Прошколу. ру)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oglavlenie.docx420.9 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление:

  1. Пояснительная записка

1.1.Актуальность программы___________________________  с.1

  1. Цель программы нравственного развития

и воспитаниеучащихся среднего школьного

 возраста_________________________________________ с.2

     1.3. Задачи программы_________________________________ с.2

      2.Основные принципы нравственного развития и

воспитания учащихся среднего школьного возраста_________с.2

3.Структура нравственного развития и воспитания учащихся среднего школьного возраста, ее цели____________________ с.4

  1. Ценностные установки нравственного развития и

воспитания_________________________________________с. 5

5.Планируемый результат нравственного развития и

воспитания_________________________________________с. 5

  1. Ожидаемый портрет ученика__________________________с. 7

   7. Примерные мероприятия по реализации программы_______с. 7

   8. Библиографический список __________________________с. 15

   9. Приложение_______________________________________с. 16

- Приложение 1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации____________________________________________с.16

- Приложение 2. Анкета для родителей_____________________с.18

- Приложение 3. Диагностика уровня проявления воспитанности школьников___________________________________________с.20

- Приложение 4. Анкета для школьников «Оцени себя сам»___с.24

- Приложение 5. Анкета для школьников «Мои достоинства и недостатки»___________________________________________с.25

- Приложение 6. Формы психолого – педагогического просвещения для родителей__________________________________________с.26

- Приложение 7. Примерная тематика родительских собраний по теме: «Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников среднего школьного возраста»___________________________ с. 27

  1. Пояснительная записка.

Приоритетным в процессе развития и социализации учащихся среднего школьного возраста является воспитание  нравственных качеств личности.  Программа нравственного развития и воспитания учащихся среднего школьного возраста направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в современном мире. Для организации и полного функционирования образовательного процесса требуется согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных объединений, включая и детско – юношеские движения и организации.

Ведущая, определяющая роль в создании социально – открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.

  1. Актуальность программы

Проблема нравственного воспитания актуальна в настоящее время, т.к. подрастающее поколение наблюдает в современном мире проявление бездуховности, безверии, агрессивности.  А многообразие различных молодежных течений не всегда дает возможность школьнику сориентироваться в правильном нравственном выборе.

Программа разработана на основе 2 программ: «Программа духовно – нравственного воспитания» авторская программа Лунеговой И.В., учителя начальных классов МАОУ « Лицей №4», г. Пермь, Программа духовно – нравственного воспитания младших школьников «К истокам духовности» авторская программа  Рыбкиной Е.А., учителя начальных классов МОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского (сайт - про школу. ру)

На основе этих программ можно выделить следующие направления деятельности педагогов:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- патриотическое воспитание;

- формирование духовности школьников  через отношение к литературе и средствам массовой информации;

- эстетическое развитие школьников.

Мною определены целевые установки , структура , принципы, направления и основные формы работы по нравственному воспитанию и составлена программа нравственного воспитания детей среднего школьного возраста коррекционной школы.

  1. Цель программы нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста:

1.Воспитание целеустремленной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя; своих поступков с точки зрения норм нравственного поведения,

  1. Оказание помощи учащемуся коррекционной школы в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности духовно – нравственного развития личности.
  2. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.
  3. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству.
  4. Уважительное, бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа; освоение высших духовных образцов отечественной культуры.

1.3.Задачи программы:

  • закреплять у школьников среднего школьного возраста коррекционной школы представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;
  • формировать патриотические чувства: любовь к Родине; к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну;
  • формировать потребность и мотивы нравственного воспитания;
  • обогатить эмоциональный мир школьников коррекционной школы;
  • вооружить учащихся среднего школьного возраста коррекционной школы знаниями о морали и целесообразности моральных норм.

  1. Основные принципы нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста.

Организация работы по реализации программы нравственного развития и воспитания среднего школьного возраста коррекционной школы осуществляется на основе следующих принципов:

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который является высшей целью стремлений , деятельности воспитания и духовно – нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутренний уклад школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности педагога, учащегося, родителей в воспитании и социализации  школьника.

Аксиологический принцип( равнозначный).Ценности определяют основное содержание духовно – нравственного развития и воспитания личности школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей           ( общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных) происходит на основе идеала, который раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для нравственного развития воспитанника имеет пример педагога.

Принцип идентификации. Идентификация – устойчивое отождествление себя с другим человеком, стремление быть похожим на него. В среднем школьном возрасте преобладает образно – эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В среднем школьном возрасте выражены ориентации на яркие, эмоционально – привлекательные образы людей.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет общение школьников  со сверстниками, родителями (законными представителями), учителями и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого человека в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно использовать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Выработка учащимся собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребенка со значимым человеком.

Принцип системно – деятельного воспитания. Нравственное воспитание включает в себя организацию учебной, внеучебной и общественно полезной деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. Для решения  воспитательных задач ученики вместе с педагогами, родителями , другими субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

- образовательных дисциплин,

- произведений искусства,

- духовной культуре и фольклора народов России,

- истории, традиций и современной жизни России, своего края, своей семьи,

- жизненного опыта своих родителей ( законных представителей),

- общественно - полезной и личностно - значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик,

- периодической литературы, публикаций и других источников информации и научного знания.

  1. Структура программы нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста, ее цели.

Программа нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста структурно состоит из восьми тематических блоков:

  1. ДИАГНОСТИКА: работа по нравственному воспитанию начинается с методов наблюдения, эксперимента или анкетирования, опроса, тестирования, беседы; оценивается уровень духовного развития, моральность поведения педагогов, учеников и родителей, их готовность к совместному и плодотворному сотрудничеству;
  2. ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ: программа нравственного воспитания школьников стремится максимально обогатить эмоциональный мир учеников, чтобы пробудить в них желание оказать помощь и заботу в бытовых условиях;
  3. ЗДОРОВЬЕ: программа нравственного воспитания школьников обязана дать представления, призвать и убедить в важности соблюдения здорового образа жизни, показать прелесть спортивных занятий и соревнований, оздоровительных мероприятий;
  4. « НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»: программа нравственного воспитания школьников базируется на нормах не только этики, эстетики, но и на букве закона, поэтому учащиеся обязаны знать пункты Конституции, свои права, свободы и обязанности, основные правонарушения и наказания за них и др;
  5. ЭКОЛОГИЯ: программа нравственного воспитания школьников пробуждает ответственность в учащихся за благосостояние и великолепие природы и всех ее обитателей;
  6. ДОСУГ: программа нравственного воспитания школьников способствует созданию зоны отдыха школьников для восстановления физических и духовных сил, развитию творческих способностей, интересов, креативного мышления, умения видеть прекрасное в окружающей жизни;
  7. ТРУД: программа нравственного воспитания школьников обязуется подготовить достойное будущее страны в производственно – экономическом аспекте через привитие ученикам уважение и  положительное отношение к труду, потребность в творческой и физической деятельности и тд;
  8. « МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»: программа нравственного воспитания школьников способствует созданию у воспитанников более полного представления о культуре народа; осознанию своей причастности к истории своей страны и малой родины, чувства ответственности и гордости за свою страну, готовности к защите ее свободы и независимости.

  1. Ценностные установки нравственного воспитания.

Ценностные установки нравственного развития и воспитания учащихся среднего школьного возраста коррекционной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служению Отечеству;

Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и порядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

Семья – любовь и верность, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших и тд;

Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, способность к личностному и нравственному выбору;

Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

Природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

                   Процесс превращения базовых ценностей в личностный  смысл и ориентиры требует активного включения самого ученика в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

  1. Планируемый результат.

В результате реализации программы нравственного развития и воспитания учащихся среднего школьного возраста  коррекционной школы должно обеспечиваться достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности школьников:

  • Воспитательный результат – духовно – нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (приобрел некие знания о себе и окружающих, опыт самостоятельной деятельности и тд);
  • Эффект -  последствия результата, того, к чему привело достижение результата( развитие обучающегося как личности формирование его компетентности, идентичности и тд).

При этом учитывается, что достижение эффекта – результат личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и тд – становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагогов и других субъектов нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности и тп), а также собственными усилиями школьника коррекционной школы.

Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение школьником коррекционной школы социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с педагогами, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьниками коррекционной школы опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в среде, в которой ученик получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьником коррекционной школы начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьников социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии ребенок становится гражданином, социальным деятелей, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастает воспитательный эффект:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно – ориентированных поступков(практикумов, тренингов);

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия школьников коррекционной школы в нравственно – ориентированной, социально – значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения в жизни (организация специально разработанных целевых ситуаций).

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает проявление значимых эффектов духовно - нравственного развития и воспитания учащихся – формирование основ российской идентичности, базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально – психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

  1. Ожидаемый портрет ученика.

Обобщенный результат образовательной деятельности коррекционной школы как итог реализации программы нравственного воспитания фиксируется в портрете ее выпускника:

  1. Умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  2. Владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и мероприятиях;
  3. Обладающий основами коммуникативной культуры;
  4. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  5. Любящий свой край и свою Родину, владеющий основами экологической культуры;
  6. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  7. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей, школой и обществом;
  8. Доброжелательный и толерантный;
  9. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
  10. Владеющий навыками социализации.

  1. Примерные мероприятия по реализации программы « Нравственное развитие и воспитание учащихся среднего школьного возраста».

Направление работы

Цели

Формы работы

Этапы работы

« Новое поколение»: воспитание гражданствен-ности, патриотизма.

  • Формировать представления о политическом устройстве государства, его институтах, их роли в жизни общества, о важнейших законах;
  • Формировать представления о символах государства;
  • Формировать представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • Развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • Развивать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, родного края;
  • Развивать стремление активно участвовать в делах класса, школы, города;
  • Воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества;
  • Развивать умение отвечать за свои поступки;
  • Воспитывать негативное отношение к нарушениям порядка, к невыполнению человеком своих обязанностей.

  • Беседы,
  • Чтение книг,
  • Экскурсии по историческим и памятным местам,
  • Сюжетно-ролевые игры,
  • Творческие конкурсы,
  • Праздники,
  • Встречи и беседы с интересными людьми.

I этап

II этап

III этап

Воспитание духовности, нравственности и этического сознания.

  • Формировать представление о базовых национальных российских ценностях,
  • Формировать умения различать хорошие и плохие поступки,
  • Формировать представления о правилах поведения в общественных местах, в школе, дома, на природе,
  • Воспитывать  уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и младшим,
  • Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому,
  • Закреплять  знания вежливого поведения, культуры речи, умений пользоваться «словарем вежливости», быть опрятным, чистым, аккуратным,
  • Воспитывать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

  • Беседы,
  • Экскурсии,
  • Заочные путешествия,
  • Участия в творческих мероприятиях
  • Проведение мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного воспитания,
  • Наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведение разных людей,
  • Обучение коллективным, дружным играм,
  • Беседы о семье, о родителях и родственниках,
  • Проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению

I этап

II этап

III этап

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учебе, труду, жизни.

  • Формировать представление о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда,
  • Воспитывать  уважение к труду и творчеству старших и сверстников,
  • Формировать представления об основных  профессиях,
  • Развивать навыки коллективной работы,
  • Развитие умений проявлять дисциплинированность, настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий,
  • Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам,
  • Воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

  • Экскурсии на заводы,
  • Беседы о профессиях родителей,
  • Проведение сюжетно-ролевых игр,
  • Проведение праздников труда, конкурсов,
  • Проведение занятий народными промыслами,
  • Участие в деятельности трудовых и творческих сообществ,
  • Проведение мероприятий по привитию навыков самообслуживания в школе и дома

I этап

II этап

III этап

Экологическое воспитание

  • Развивать интерес к природе, природным явлениями формам жизни, понимание активной роли человека в природе,
  • Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни,
  • Развивать элементарный опыт природоохранительной деятельности,
  • Воспитывать бережное отношение к растениям и животным,
  • Развивать личный опыт участия в экологических проектах.
  • Экскурсии и прогулки по заповедным местам родного края,
  • Высадка растений,
  • Очистка доступных территорий от мусора,
  • Подкормка птиц,
  • Участие в акциях по охране природы,
  • Создание и просмотр фильмов, презентаций,
  • Беседы с представите-лями   организаций, занимающихся охраной природы.

I этап

II этап

III этап

Эстетическое воспитание

  • Формировать эстетические идеалы, чувство
  • прекрасного,
  • Развивать умение видеть красоту природы, труда и творчества,
  • Воспитывать интерес к литературе, произведениям искусства, спектаклям, музыке,
  • Развивать интерес к занятиям художественному творчеству,
  • Воспитывать отрицательное отношение к «некрасивым» поступкам
  • Экскурсии к памятникам зодчества, на объекты современной архитектуры,
  • Знакомство с лучшими произведениями искусства,
  • Разучивание стихотворений,
  • Просмотр и обсуждение фильмов и презентаций,
  • Беседа на эстетические темы,
  • Создание творческих работ по мотивам экскурсий и бесед,
  • Организация встреч с представителями творческих профессии.

I этап

II этап

IIIэтап

Воспитание здорового образа жизни

  • Формировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей,
  • Формировать представление о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека,
  • Формировать представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества,
  • Развивать знание о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения и вредных привычек на здоровье человека,
  • Развивать личный опыт здоровьесберегаю-щей деятельности.

  • Беседы о спорте и спортсменах, прославивших своими победами Россию,
  • Проведение физ.минуток на занятиях и подвижных игр на прогулках,
  • Проведение мероприятий о правилах здоровье сбережении и здоровом образе жизни,
  • Организация работы спортивных секций, организация спортивно-массовой работы школы,
  • Организация встреч с интересными людьми

I этап

II этап

III этап

Мой родной край

  • Создать более полное представление о культуре народов края через познание региональных культурных традиций,
  • Формировать положительный идеал настоящего патриота Отечества на примерах жизни исторических персонажей,
  • Развивать собственное идеальное представление о смысле жизни через изучение истории развития родного края,
  • Осознавать свою причастность к истории своей страны и малой родины,
  • Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите ее свободы и независимости.

  • Уроки мужества,
  • Экскурсии в краеведческий музей,
  • Экскурсии по памятным местам,
  • Операция «Забота»,
  • Устные журналы,
  • Игры-путешествия на местности,
  • Викторины,
  • Часы краеведения,
  • Экологический месячник,
  • Встречи с интересными людьми

I этап

II этап

III этап

Проследить динамику формирования ценностных ориентиров мы можем с помощью следующих методов:

  1. наблюдение;
  2. экспертные суждения;
  3. анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
  4. различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

  1. Библиографический список.
  1. Щуркова Н.Е.Программа воспитания школьников/ Н.Е. Щуркова. – Белгород,, 1994.
  2. Подласый И.П. Педагогика/ И.П. Поласый. – М., 1996
  3. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина ; под редакцией В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. support@ lomonschool.ru
  5. Амоношвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш.А. Амоношвили. – М., 1996.
  6. Сайт – про школу.ру

        

9.Приложение.

Приложение 1.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации.

Данная анкета разработана Н.Г. Лускановой  для изучения уровня учебной мотивации учащихся. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов.

При положительном ответе  ученик получат 3 балла;

При нейтральном ответе – 1 балл;

При отрицательном ответе – 0 баллов.

На основании ответов ученик может быть отнесен к одной из 5 уровней школьной мотивации:

  1. 25 – 30 баллов -  высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Такие  показатели имеет большинство учащихся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.
  3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной стороной. Такие дети благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает.
  4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
  5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают  проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотншениях с педагогом. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Младшие школьники часто плачут, просятся домой. Старшие школьники могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять задания. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Анкета для школьников.

  1. Тебе нравится в школе?

А) да

Б) не очень

В) нет

          2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

                А) иду с радостью

                Б) бывает по -  разному

                В) чаще хочется остаться дома

         3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

               А) пошел бы в школу

               Б) не знаю

               В) остался бы дома

         4. Тебе нравится, когда вам отменяют какие – нибудь уроки?

               А) не нравится

               Б) бывает по – разному

               В) нравится

        5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

               А) не хотел бы

               Б) не знаю

               В) хотел бы

        6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

               А) нет

               Б) не знаю

               В) хотел бы

        7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

               А) часто

               Б) редко

               В) не рассказываю

        8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

               А) мне нравится наш учитель

               Б) точно не знаю

               В) хотел бы

        9. У тебя в классе много друзей?

               А) много

               Б) мало

               В) нет друзей

       10. Тебе нравятся твои одноклассники?

               А) нравятся

               Б) не очень

               В) не нравятся

Приложение 2.

Анкета для родителей.

Уважаемы родители! Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проблем обучения, воспитания и развития Вашего ребенка в школе. Нас очень интересует Ваше мнение по этим проблемам, поэтому просим ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная, поэтому фамилию можно не указывать. Заранее благодарим Вас за участие в анкетировании.

  1. Нравится ли Вам школа, в которой учится ваш ребенок? ( подчеркнуть)

- да

- больше да, чем нет

- трудно сказать

- больше нет, чем да

- нет

    2.  Как  вы относитесь к учителям школы? (подчеркнуть)

         - очень хорошо

         - хорошо

         - удовлетворительно

         - плохо

         - очень плохо

         - безразлично

   3. С каким настроением приходит Ваш ребенок из школы? ( подчеркнуть)

         - веселый и жизнерадостный

         - уставший, но удовлетворенный

         - раздражительный, расстроенный, неудовлетворенный

   4. Как вы думаете, учитывают ли в школе индивидуальные особенности   Вашего ребенка? ( подчеркнуть)

         - учитывают

         - в основном учитывают

         - и да, и нет ( трудно сказать)

         - мало учитывают

         - не учитывают

   5. Что больше всего вы цените в школе, в которой учится Ваш ребенок?      (напишите)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   6. Что не нравится Вам в школе? (напишите)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   7. Какие пожелания ребенка и других членов Вашей семьи не осуществляются в школе?

(напишите)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     8.Какими бы вы хотели видеть своего ребенка по окончании школы? Какими качествами должен обладать он, как выпускник школы? (напишите)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Подскажите, пожалуйста, что необходимо изменить в школе, чтобы Ваш ребенок обладал названными Вами качествами? (напишите)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3.

Диагностика уровня проявления воспитанности школьника.

Отношение к обществу. Патриотизм.

1.Отношение к родной природе.

5 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других,

4 – любит и бережет природу,

3 -  участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя,

2 – участвует в деятельности по охране природы нехотя, только под давлением со стороны,

1 – природу не ценит и не бережет, ломает природные объекты.

  1. Гордость за свою страну.

5 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим,

4 – интересуется прошлым, самостоятельно изучает историю,

3 – любит слушать рассказы взрослых и одноклассников по истории,

2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших,

1 – не интересуется историческим прошлым, высказывает негативное отношение.

  1. Забота о своей школе.

5 – организует дела на пользу школе, классу,

4 – участвует в делах класса и привлекает других,

3 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса,

2 – в делах класса участвует при побуждении,

1 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду. Любознательность.

  1. Познавательная активность.

5 – сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное,

4 – много читает,

3 – читает только в рамках заданного на дом,

2 – читает под присмотром взрослых и учителей,

1 – читает недостаточно, на побуждение взрослых не реагирует.

  1. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности.

5 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим,

4 – стремится хорошо учится,

3 – учится средне, особого интереса к учебе не проявляет,

2 – учится при наличии строгого контроля,

1 – плохо учится даже при наличии контроля.

  1. Саморазвитие.

5 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей,

4 – есть любимое полезное увлечение,

3 – нет постоянного полезного увлечения, временно увлекается, но потом бросает дело,

2 – нет полезного увлечения, во внеурочной деятельности участвует при побуждении со стороны учителя,

1 – во внеурочной деятельности не участвует.

  1. Организованность в учении.

5 – работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам,

4 – работу на уроке, домашнее задание выполняет аккуратно,

3 – недостаточно внимательно и аккуратно выполняет уроки и домашнее задание, но сам,

2 – работу на уроке и домашнее задание выполняет под контролем,

1 -  на уроках невнимателен, домашнее задание не выполняет.

Отношение к физическому труду. Трудолюбие.

  1. Инициативность и творчество в труде.

5 – находит полезные дела в классе, школе, организует товарищей,

4- находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом,

3 –участвует в полезных делах, организованных другими,

2 – участвует в полезных делах по принуждению,

1 – не участвует в полезных делах даже по принуждению.

    2.Самостоятельность в труде.

          5 – хорошо трудится, побуждает к труду товарищей,

4 -  сам трудится хорошо, но к труду товарищей равнодушен,

3 – участвует в трудовых операциях, организованных другими, но без особого желания,

2 – трудится при наличии контроля,

1 – участие в труде не принимает.

    3.Бережное отношение к результатам труда.

 5 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует к этому других,

 4 – бережет личное и общественное имущество,

 3 – сам не ломает, но равнодушен к разрушительным действиям других,

 2 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу,

 1 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

   4.Осознание значимости труда.

         5 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам и      помогает товарищам,

         4 – осознает значение труда, сам находит работу,

         3 – сам работает хорошо, но к труду других равнодушен,

         2 – не имеет четкого представления о значении труда, нуждается в руководстве,

  1. не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям. Доброта и отзывчивость.

  1. Уважительное отношение к старшим.

5- уважает старших. Не терпит неуважительного отношения со стороны других,

4 – уважает старших,

3 – уважает старших, но на неуважительное отношение со стороны других не обращает никакого внимания,

2 – к старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве,

1 – не уважает старших, допускает грубость.

 2.Дружелюбное отношение к сверстникам.

 5 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость,

4 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам,

3 – сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен,

2 – проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых,

1 – груб, эгоистичен.

3.Милосердие.

  5 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным, привлекает к этому другим,

  4 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным,

3 – помогает слабым, беспомощным при организации дела другими людьми,

2 – помогает слабым, больным при условии поручения,

1 – неотзывчив, иногда жесток.

4.Честность в отношениях с товарищами и взрослыми.

5 – честен, не терпит нечестности со стороны других,

4 – честен в отношениях,

3 – в основном честен, но иногда допускает « обман во благо»,

2 – не всегда честен,

1 – нечестен.

Отношение к себе. Самодисциплина.

1.Развитие доброй воли.

5 – проявляет добрую волю и старается развивать ее, поддерживает проявления воли сверстниками,

4 – проявляет добрую волю, стремится развивать ее,

3 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях,

2 – силой воли не обладает,

1 – не стремится к развитию доброй воли

.

2.Самоуважение.соблюдение правил культуры поведения.

5 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других,

4 – добровольно соблюдает правила культуры поведения,

3 – достаточно культурен, но иногда допускает нетактичность,

2 – нормы правила поведения соблюдает при наличии контроля,

1 – нормы и правила поведения не соблюдает.

3.Организованность и пунктуальностью

5 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других,

4 – своевременно и качественно выполняет свои дела,

3 – дела выполняет добросовестно, но не всегда своевременно,

2 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле,

1 – начатые дела не выполняет.

4.Требовательность к себе.

5 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках,

4 – требователен к себе,

3 – не всегда требователен к себе,

2 – мало требователен к себе,

1 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Приложение 4.

Анкета для школьников «Оцени себя сам».

Для изучения самооценки можно использовать методику А. И. Липкиной        «Три оценки».

Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменном виде. Психолог совместно с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей выполненных работ ученикам говорят: « Три учителя проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о вашей работе, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

  1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым, сильным?
  2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учитель поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
  3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

- совпадение или несовпадение самооценки с адекватно оценкой учителя;

- характер аргументации самооценки:

А) аргументация, направленная на качество выполненной работы,

Б) любая другая аргументация;

- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

Приложение 5.

Анкета для школьников «Мои достоинства и недостатки».

Исследование самооценки проводится при помощи теста « Оцени себя».

Ученикам предлагается набор положительных и отрицательных качеств и шкала – вертикальная линия, в верхней части которой,  располагаются положительные значения, а в нижней – отрицательные.

Слова, образующие отдельные качества личности:

Аккуратность, беспечность, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятство, искренность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, подвижность, развязность, рассудительность, решительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Из оценочных качеств ученики выбирают по  5 – 6 самых привлекательных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны ( выписаны или подчеркнуты). Ученикам предлагают оценить себя и объясняют принцип размещения качеств на шкале.

При анализе результатов важно отметить расположение на шкале как положительных, так и отрицательных качеств.

                  Адекватной считается самооценка, при которой ученик несколько положительных качеств ставит в верхней части шкалы, а одно – два качества – в нижнюю часть или близко к середине. Если отрицательные качества поставлены близко к середине, одно из них попало в нижнюю часть шкалы, а хотя бы одно – в верхнюю часть, можно говорить, что ребенок в целом принимает себя и свой образ, но не идеализирует его и видит свои отрицательные стороны.

               Если ребенок все положительные качества помещает в верхней части шкалы достаточно высоко, а отрицательные – в нижней или около середины  - его оценка неадекватно завышена. Он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков и приписывает себе отсутствующие достоинства. Эта неадекватность может быть источником агрессивного поведения, конфликтности, так же как и тревожности или нарушения общения. Негативные проявления связаны с тем, что образ, который выстроил ребенок, не совпадает с представлением о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и является причиной ассоциального поведения школьника.

                Если ребенок располагает положительные черты ближе к середине, или, что еще хуже, в нижней части шкалы, то независимо от того, где поставлены отрицательные качества, можно говорить о неадекватной заниженной самооценке. Расположение отрицательных качеств только ухудшает (если они находятся в верхней части шкалы) или улучшает (если они находятся внизу) общую структуру самооценки.Для таких учеников характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление расположить к себе собеседника, особенно взрослых. Однако заниженная самооценка может быть связана и с ассоциальностью, агрессивностью, особенно в тех случаях, когда от ученика настойчиво требуют выполнения каких либо поручений, с которыми он не справляется.

Приложение 6.

Формы психолого – педагогического просвещения для родителей.

Лекция – форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций.

Конференция  – предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.

Открытые уроки – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителей специфики учебной деятельности.

Индивидуальные тематические консультации – обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах. Они должны иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Посещение семьи – индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.

Родительские собрания – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

- общешкольные родительские собрания – знакомство с нормативно – правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

- классные родительские собрания – обсуждение задач учебно –воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Приложение 7.

Примерная тематика родительских собраний по теме:

 «Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников среднего школьного возраста».

  1. Типичные ошибки в семейном воспитании.
  2. Роль семьи в духовно – нравственном воспитании детей.
  3. Почему дети плохо ведут себя в школе?
  4. Воспитание через семейные традиции.
  5. Можно ли уберечься от вируса грубости?
  6. Дети после развода.
  7. Игры, телевидение, песни, праздники детские и взрослые.
  8. Искусство и воспитание.
  9. Роль отца, матери, бабушки и дедушки в воспитании школьника.
  10. Какие отцы нужны мальчикам?
  11. Роль семьи в создании условий для развития самостоятельности и творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии развития критического мышления у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка

Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой практический и теоретический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его...

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на среднего общего образования являются : Закон Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образо

Нормативно-правовой и документальной основой программы  духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на среднего общего образования являются   : Закон Об образовании», федер...

Особенности развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках гимнастики.

Одной из основных проблем школьного физического воспитания является повышение уровня физического развития и физической подготовленности детей.  Рядом специальных исследований отмечено, что до нас...

Особенности развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста.

Возрастные особенности развития силы и силовых способностей. Понятия о силовых способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.Основное содержание исследования.....

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЮЦ «Прометей»

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...

Статья «Круговой метод в развитии силы мышц у детей среднего школьного возраста»

laquo;Круговой метод в развитии силы мышц у детей среднего школьного возраста» Михайлова А. Г.Учитель физической культуры       ...