Роль семьи и детского сада в развитии коммуникативной компетентности
презентация к уроку по теме
В презентации освещен вопрос важности семьи и педагогов в формировании и развитии коммуникативной компетентности детей с нарушением речи. А так же целеноправленность этого процесса, взаимодействие всех его участников. И для чего нужна та самая коммуникативная компетентность, каковы ее перспективы в будущей жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 649.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, человек постоянно запрашивает, передает и хранит информацию, то есть активно занимается коммуникативной деятельностью В научном контексте сочетание терминов « коммуникативная компетентность » впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений ). В толковых словарях (С. И. Ожегов, Т. Ф. Ефремова и др.) понятие «компетентность» как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области» («Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» под редакцией В.И. Бородуллина , А.П. Горкина и др.). Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский , Р.С. Немов , В.А. Мижериков ) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.
Существует несколько определений коммуникативной компетентности: Петровская Л.А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Емельянов Ю.Я. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения, а также выделяет меру коммуникативной компетентности - степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других. Столяренко Л.Д. рассматривает понятие коммуникативной компетентности как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия . Е.В. Сидоренко считает, что коммуникативная компетентность - совокупность коммуникативных способностей; адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решений коммуникативных умений и коммуникативных знаний.
Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание ребенка вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию , умение вести себя в конфликтных ситуациях; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка. Педагоги и специалисты в первую очередь будут: Развивать средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию . Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. Воспитывать доверительное отношение друг другу. Развивать невербальное воображение, образное мышление.
Здесь важно сказать и об особенностях детей с речевыми нарушениями, т.к. несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность , которые не обеспечивают процесса свободной коммуникации и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют овладению знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение дошкольника . Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения Коммуникативная деятельность, являясь в дошкольном возрасте одной из значимых, не будучи целенаправленно формируема , существенно затрудняет социальную адаптацию ребёнка в среде сверстников и социуме в целом. Поэтому здесь очень важна помощь специалистов, и не только логопеда, но и психолога, дефектолога, воспитателей и конечно родителей. Важно педагогизировать и просвещать их в вопросе коммуникативной компетентности , работать сообща.
Ребенок с нарушением речи логопед Педагогический коллектив родители
На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет. Подражает взрослым, копирует их поведение, перенимает привычки и характер. Конечно в первую очередь транслирует отношения, присущие его семье. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста развивается во времени и пространстве, обусловлена социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения. Мы хотим, чтобы следующее поколение было духовно богатым, целостным и нравственным, а посему давайте воспитывать и заниматься нашими детьми – оно наше будущее!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/08/picture-170062-1623136909.jpg)
Конспект семейного кафе - "Моя семья".- в детском саду.
В семейном кафе принимают участие все желающие семьи всех возрастных групп детского сада. Предварительная работа предполагает помощь музыкального руководителя семьям при подготовке творческих номеров ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-397102-1391750849.jpg)
Развитие коммуникативной компетентности на базе использования коммуникативно- информационных технологий внутри ШМО учителей математики
Выступение - презентация построена на анализе возможности использованиякоммуникативно-информационных технологий для развития коммуникативнойкомпетентности учащихся на уроках математики. Приведены приё...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-71412-1353002264.jpg)
Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык
Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...
Выступление на педсовете. Тема: ««Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».
Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому ра...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/15/picture-1489434-1697356039.jpg)
Статья о взаимодействии семьи и детского сада как условие развитий музыкальных способностей детей
Что может быть важнее родительского воспитания - правильно, взаимодействие детского сада и семьи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/08/picture-622700-1702047094.jpg)
Родительское собрание на тему «Проблема взаимодействия семьи и детского сада»
Цель:ознакомить с проблемами взаимодействия работы детского сада и семьи, способствовать установлению доверительных отношений между родителями и педагогами в воспитательно-образовательном процес...