«Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы VIII вида»
методическая разработка (9 класс) по теме

Сомова Лилия Анатольевна

Методическая разработка «Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы VIII вида»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc101.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы VIII вида»

                                           Учитель математики: Сомова Л.А.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Многим детям особенно трудно дается усвоение программного материала по математике. Практика показывает, что если у детей появляется интерес к предмету, то и значительно повышаются их познавательные способности.

На уроках математики большое значение уделяется решению арифметических задач. Через решение арифметических задач, направленных на формирование прикладных умений, идет подготовка учащихся к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности.

Важным условием для успешной интеграции учащихся в социум является умение применять полученные знания на практике. Возникает необходимость формирования элементов экономических знаний у учащихся коррекционных школ VIII вида. С целью формирования элементов экономических знаний решаются задачи на расчет платежей за коммунальные услуги, телефон, свет, газ.

Учащиеся с нарушением интеллекта с трудом воспринимают десятичные дроби и выражение чисел, полученных при измерении длины, массы и стоимости десятичной дробью. А ведь в основном числа, полученные при измерении, записываются в виде десятичных дробей. В этом учащиеся убеждаются, изучая счета-квитанции за коммунальные услуги. Также решаем задачи на расчет налогов, задачи на тему «Проценты»: о ссудах, вкладах, подоходном налоге, скидках на товары и т.д. При решении данных задач учащиеся знакомятся с самим понятием «налог», видами налогов, различными видами банковских услуг. На уроках и внеклассных мероприятиях по математике используем игры, которые активизируют познавательный интерес и познавательные возможности учащихся. Появление у учащихся интереса к обучению в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.

Задачей обучения детей с нарушением интеллекта в коррекционной школе являются максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни. В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые дети не имеют возможности продолжить обучение в каком-либо ином учебном заведении (есть дети, которые учатся в ПТУ, но у многих на этом образование заканчивается). Поэтому знания, которые учащиеся получают в условиях коррекционной школы, должны иметь законченный характер. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы усвоение этих знаний не носило характера механического заучивания и тренировок, знания должны быть осознанными. Учащиеся должны овладеть некоторыми теоретическими знаниями, на основе которых более осознанно формируются практические умения и навыки.

В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразно меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для умственно отсталых школьников косность мышления, стереотипность использования знаний. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Школа должна дать «такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь».

В меняющихся условиях жизни нашим детям особенно трудно адаптироваться. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным. «Наиболее общее понимание экономики – способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика – «хозяйствование по правилам в соответствии с законом». Применительно к домашнему хозяйству экономика – это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи». Вот в этом смысле и можно говорить об элементах экономического образования в коррекционной школе. Это и бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банков.

Так, при изучении десятичных дробей можно использовать счета-квитанции по оплате за коммунальные услуги. Как известно, тарифы и начисления в счете-квитанции даны в десятичных дробях. Ученики могут принести из дома счета-квитанции и по ним можно поработать на уроке.

На примере этих квитанций можно объяснить учащимся все виды коммунальных и прочих услуг, дать понятие «коммунальное хозяйство». По каждому виду услуг нужно определить единицу измерения услуги и тариф на каждый ее вид. Работать по счету-квитанции на уроке сложно, там много лишних данных, поэтому можно выписать нужные данные в отдельную таблицу. Можно проводить устный счет по таблицам. Например, учитель называет услугу, учащиеся определяют по таблице единицу услуги и тариф на нее. Также по этим таблицам можно упражняться в чтении десятичных дробей, их преобразовании. Особого объяснения требуют единицы услуги. Например, за отопление оплата берется с 1кв. м, а вода (холодная, горячая)- в куб. м с человека в месяц, т.е по количеству жильцов. Таким образом, учащиеся учатся свободно ориентироваться в тарифах, видах услуг и единицах измерения на каждый вид услуги. В целях подготовки учащихся к жизни это имеет большое значение, они должны знать и уметь защищать свои права.

Затем можно начинать решать задачи на расчет оплаты за различные услуги. До начала решения задачи нужно каждый раз объяснять новые слова, выражения. Слова, требующие объяснения при решении этих задач: коммунальное хозяйство, услуги, тарифы, расчетка, счет-фактура, абонентская плата, льготы, ветеран труда, техобслуживание, приватизация, наем, договор, электроэнергия, кВт.ч, кабельное телевидение, субсидия, совокупный доход, себестоимость.

 При решении задач требуется сделать много вычислений, в этих случаях можно использовать групповые формы работы или разрешить при индивидуальной работе пользоваться калькуляторами.

При изучении темы «Десятичные дроби» решаем задачи, где речь идет о налогах: на строения и на землю. Необходимо объяснить понятия: бюджет; налоги на строения, на землю; приватизированная квартира.

При изучении темы «Проценты» открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни. При постоянно меняющихся ценах на товары, при многообразии цен на одни и те же виды товаров в различных магазинах, при таких явлениях, как «скидки» на товары и «распродажа» - выпускники коррекционных школ должны научиться ориентироваться во всех этих явлениях и уметь выбирать, где с наименьшей потерей для своего бюджета сделать ту или иную покупку. Кроме того, можно решать задачи, где речь идет об услугах банков: кредитах (ссудах) и вкладах. При решении этих задач учащиеся узнают, что такое ссуда и ее виды. После решения каждой задачи и серии задач делается вывод: где, в каком банке, какой вид ссуды выгоднее взять. Учащимся объясняется, что берется в виде ссуды меньшая сумма, а возвращается большая (на сколько больше – считается по процентам), что эта сумма возвращается не в один прием, а постепенно в течение года или нескольких лет ежемесячно.

Выпускники коррекционной школы должны уметь пользоваться услугами банков – как хранить деньги в банке, так и брать ссуду для различных крупных покупок и т.д.  При решении  данных задач учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «ссуда», «вклад», «вкладчик», «годовые проценты», «кредит», «скидка», «распродажа».

При изучении темы «Проценты» можно решать и задачи, в которых речь идет о подоходном налоге, премиях, совокупном доходе семьи, о взносах. Понятия: «премия», «подоходный налог», «совокупный налог», «взнос», «профсоюзный взнос» следует объяснить.

Решаем практические задачи по оплате коммунальных услуг; расчеты по электроэнергии;  расчет платежей за коммунальные услуги.

Примерное  содержание  практических задач:

  1. Сбербанк  дает ссуду под 22%  годовых. Сколько это составляет в рублях, если взять кредит в размере  25 000 рублей на год?

  1. Сколько денег будет на счету у вкладчика через год, если он положил деньги в банк, годовые 8%, а денег было : 10 500., 13 800., 30 250 рублей?

  1. Рассчитать подоходный налог.

Начисление, руб.

Подоходный налог, %

Количество находящихся на иждивении

Подоходный налог

1.

   15 458

     13

    0

?

2.

   43 700

     13

    1

?

3.

   26 330

     13

    2

?

4.

   17 670

     13

    3

?

  1. В магазине предразничные скидки 15%. Сколько будет стоить  мужской костюм, если его цена до скидки 5 300 рублей?

  1. В магазине «Дружба» скидки на электротовары на 10%. Сколько будет стоить холодильник, если его цена 13 650 рублей?

  1. Рабочему выплачивается премия в размере 25% от месячного тарифа. Какую премию получит рабочий, если среднемесячный тариф 14 000?

  1. Предыдущее показание счетчика 7088, последнее показание – 7205. Сколько нужно заплатить за электроэнергию?
  2. Абонентская плата за телефон – 260 рублей. Рассчитайте, сколько денег уходит на абонентскую плату за телефон за 2 месяца, полгода, год?

  1. Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 48 кв.м. Сколько стоит оплата за отопление? Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на 1 человека больше? Почему?

  1.  Рассчитать оплату за холодную и горячую воду по показаниям счетчиков.

           Показания ХВС

             Показания ГВС

предыдущее

последующее

предыдущее

последующее

5, 538

8,307

9,724

12,396

  1. Сколько платит семья  за капитальный ремонт жилых зданий ежемесячно, если площадь квартиры 32 кв. м? Сколько платит за полгода, год?

  1. Рассчитать оплату за коммунальные услуги  в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счетчики воды не установлены.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Формирование экономико бытовых умений учащихся коррекционной школы VIII вида

Система работы раскрывает особенности и принципы планирования работы по формированию экономико–бытовых умений и навыков, системно– деятельностный подход в обучении на уроках социально–бытовой ориенти...

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»

Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

Статья "Экономическое образование старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе специально организованных занятий".

      В настоящее время, сложившаяся система специального образования не достаточно обеспечивает подготовку детей к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихс...

Формирование познавательной сферы на уроках математики у учащихся коррекционной школы VIII вида

Вопросы, связанные с изучением детей с ограниченными возможностями здоровья относятся к числу актуальных в педагогике, психологии и других смежных науках. Это подтверждается значительной распространен...