Элементы логоритмики на уроках в коррекционной школе VIII вида
материал на тему

Яковчик Ольга Михайловна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элементы логоритмики на уроках в коррекционной школе VIII вида

Логоритмика - это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.

Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

- оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики);

- образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений);

- воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность);

- коррекционные (коррекция определенного нарушения в определенном возрасте).

Логоритмика появилась в начале XX века. Сначала использовалась в работе с заикающимися дошкольниками, потом при коррекции афазии. В 60-е годы Галиной Анатольевной Волковой разработана система логоритмического воздействия для всех форм речевой патологии. В настоящее время входит составной частью в комплекс методик по коррекции нарушений речи в детских садах, школах, медицинских учреждениях.

Учреждение, в котором мы работаем, посещают дети с умственной отсталостью. Все учащиеся имеют нарушение речи. Вы сами знаете, что с каждым годом к нам в школу поступают дети все сложнее и сложнее. И сами наблюдаете насколько эти дети моторно неловкие.

При использовании логоритмики можно выделить три периода.

1. Развитие общих движений рук, ног, туловища, мелкой моторики, мимических мышц лица, внимания и памяти (слуховой и зрительной). Используются безречевые дидактические игры, пассивная (для детей с ДЦП) гимнастика, слушание музыки, пропевание отдельных гласных.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата. Используются упражнения для конечностей, тела, артикуляционная гимнастика, упражнения для развития слухо-произносительной дифференциации контрастных звуков.

3. Закрепление речевых навыков, в том числе и автоматизация звуков, двигательных способностей, коллективных взаимоотношений. Используются игры с пением, инсценировки.

А теперь мы посмотрим, как логоритмика может стать элементом урока.

Одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.

Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с учащимися. Она необходима и важна т. к. это “минутка” активного и здорового отдыха.

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Физминутки любимы детьми. В своей работе наблюдала, как во время проведения знакомой физминутки раскрепощается неуверенный ребёнок, сам не замечая этого, он преодолевает свою двигательную неловкость.

Для детей с нарушение речи физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

В наш современный век, мы можем с помощью интернета подобрать на свое занятие такую физминутку, которая будет учитывать тему занятия и возраст детей.

Учитывая особенности наших учащихся работу нужно начинать с пальчиковых игр. «Игры с ручками», «игры со словом» лучше всего помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

 Кроме игрового момента, в этой забаве очень много положительных черт:
– развивается моторика ручки – сгибаются и разгибаются пальчики;
– развивается память – нужно же запомнить кто есть кто и кто за кем;
– развивается речь – последние слова фраз ребенок может говорить.

 Для достижения положительного результата необходимо многократное, систематическое повторение упражнения.

Физминутка или элемент логоритмики на развитие общей моторики.

 Для того, чтобы это упражнение дало результат, необходимо тщательно подбирать материал. Учитывать возраст, тематику упражнения. Упражнения на развитие общей моторики могут быть просто выполнение комплекса движений под сопровождение стихотворения.

Для мальчиков -  это стихотворение «Шофер», или «Спортсмен (конькобежец, лыжник, боксер) Можно также регулировать темп физминутки: замедлять или ускорять. И тогда эти задания приобретают шуточный оттенок.

Каждый учитель должен помнить, что физминутка должна быть адресная, непродолжительная, не должна утомлять детей, и просто должна быть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

Животный мир степей (Бурятия) Конспект урока в коррекционной школе VIII вида

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о природной зоне степь. Преобладающими на уроке являются практический и словесные методы. Одновременность словесного описа...

Образовательные технологии на уроках в коррекционной школе VIII вида

Опыт применения педагогических технологий в коррекционной школе VIII вида....

«Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы VIII вида»

Методическая разработка «Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы VIII вида»...

Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)

Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...

Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида. Методический материал.

Методические рекомендации. Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида....