Образовательные технологии на уроках в коррекционной школе VIII вида
статья по теме

Опыт применения педагогических технологий в коррекционной школе VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_pedagogicheskie_tehnologii.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ школа №10 VIII вида Ступинского муниципального района

«Использование образовательных  технологий

в учебно-воспитательном процессе

специальной (коррекционной) школы VIII вида»

заместитель директора школы по учебной работе

Горькова Людмила Викторовна

Л.В.Горькова, заместитель директора школы по учебной работе

МКС(К)ОУ  школа №10 VIII вида г.Ступино, Московской области

«Использование образовательных  технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса наши учителя видят в использование педагогических технологий.

Чтобы осознанно и обоснованно выбирать  педагогические технологии  проектировать их самим, необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности.

Что такое современные технологии на уроке?

Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе.

По мнению д.п.н. . профессора Бориса Тимофеевича Лихачева

 « Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения  и воспитательных средств»

 Другое определение педагогической технологии дает  В.П. Беспалько «содержательная техника реализации учебного процесса как совокупность приемов, средств, направленных на организацию учебно-воспитательного процесса»

Чем технология отличается от методики?

Если методика направлена на решение следующих задач:  чему учить? зачем учить? как учить?  То технология обучения, отвечает на вопрос как учить результативно? Технология более широкое понятие, включающее в себя методики и опирающееся на нее.

        В своем докладе я остановлюсь на некоторых образовательных технологиях, которые используют наши учителя   на уроках и во внеклассной деятельности. 

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.

Игра для детей – это способ познания мира и своего места в нем, и поэтому она необходима для развития личности.  Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.  Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  1. как технология внеклассной работы.

Ежегодно методическая копилка школы пополняется новыми разработками уроков с использованием дидактических , сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевые игры   воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации, развитию коммуникативных возможностей учащихся, отработки необходимых умений и навыков. Поэтому они часто применяются на уроках по социально-бытовой ориентировке. Учителем  СБО разработаны и успешно применяются ролевые игры по темам:

 «Железнодорожный транспорт» - «Обращение в справочное бюро», «Покупка билета», «Хранение багажа в ручной и автоматической камере хранения» «Найди в расписании свой поезд», «Посадка в вагон», «Разговор с проводником».

«Питание» - «Прием гостей», «Магазин». «Готовим обед». «Составляем меню»

«Средства связи» -  «На почте – отправка бандеролей, посылок»

«Культура поведения» -  «Запишите меня в библиотеку» «Здравствуй, театр», «Вы пришли в гости», «Я иду на день рождения», «У меня сегодня день рождения».

        Хотелось бы  добавить, что привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, умения принимать решения, общаться.

 К  внутришкольным игровым технологиям относятся   и деловые игры.

Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) – это педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций.

В учебно-воспитательном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, деловой театр, операционные игры и т.д.

Уже несколько лет  организация  ученического самоуправления в нашей школе проходит в виде деловой игры.  Весь ученический коллектив школы представляет собой Морскую страну, которая имеет свою символику – герб, гимн, законы.  Все учащиеся школы -  жители Морской страны, они образуют свои классы-экипажи. Классные экипажи объединяются по возрастному признаку:

Младшее звено (1-3классы) яхта «Малыш»

Среднее звено (4-6 кл) шхуна « Тинейджер»

Старшее звено (7-9 классы) парусник «Юность»

Каждый класс – экипаж, имеет свое название например 9 класс – «Робинзоны»,  7 класс «Дружный», 4 класс «Морячки» и т.д

Принимая участие в различных мероприятиях, на островах «Математики», «Абвгдейка», «Остров  здоровья», «Музыкальный», «Самоделкин», «Исторический». «Школьный» и т.д жители Морской страны получают вознаграждения в виде буйков  I,II,II степени. На протяжении всего «путешествия» (учебного года) каждый экипаж ведет «Путеводный дневник», в который выставляются оценки за поведение, записываются замечания, благодарности отдельным членам экипажа, фиксируется количество полученных буйков. В конце каждой четверти  и года подводятся лучшие экипажи, которые получают специальные дипломы о присвоении звания «Лучший экипаж Морской страны». В конце учебного года на итоговой линейке выявляются лучшие экипажи, которые получают специальные дипломы о присвоении звания «Лучший экипаж Морской страны»

Результат  использования игровых технологий учителями нашей школы:

- создание банка методических  разработок игровых уроков и внеклассных мероприятий.

- цикл игровых уроков «Осень в природе» отмечен специальным призом издательством «Просвещение» в рамках Всероссийского конкурса «Учитель – учителю»

- цикл игровых уроков «Времена года» награждён дипломом II степени  центром «Педагогический поиск» в рамках Всероссийского конкурса «Современный урок»

Система ученического самоуправления «Путешествие по морю Знаний» стала победителем Всероссийского конкурса «Мудрая сова» («Учительская газета» №39 от 28 сентября 2010 года, статья «Награждается буйком I степени»)

Метод проектов

        Теоретические концепции Д.Дьюи( американский философ, психолог и педагог) послужили основой для разработки американскими педагогами У.Килпатриком и Э.Коллингском метода проектов. В России эти идеи первым реализовал С.Т.Щацкий.

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Конечно,  наши дети  в силу своих особенностей над проектами работают совместно с учителями, т.е. учителя выступают в роли тьютора, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. 

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика(или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особенные.

1.Необходимо наличие проблемы (значимой задачи) – информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта.

3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря , выходом, является продукт.

Тип наших проектов – информационные,  т.е. сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, обобщение фактов.

Прежде чем внедрять метод проектов в  учебно-воспитательный процесс, была проведена работа с учителями. На педагогическом совете,  школьном  методическом  объединении классных руководителей, рассмотрены и обсуждены темы:  

- «Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»

- «Проектная деятельность в классе -  фактор повышения качества воспитательного процесса.»

- «Проектная деятельность в школе»

 В  течении всего 2011/12 учебного года каждый класс школы работал над проектами на экологическую тематику.

 «Люблю березку русскую»-2 класс;

«Как живут деревья (сезонные изменения)»-4 класс;

«Бархатцы в декоративном оформлении клумб» - 5 класс;

«Лекарственные растения Ступинского района» - 6 класс;

«Войди в лес другом» - 7 класс;

«Зеленая жемчужина» - 8 класс;

«Растения Ступинского района, занесенные в красную книгу» - 9    класс;

«Экология и здоровье» - 10 класс.

В конце года состоялась защита  проектов. Экологическая тематика выбрана  неслучайно, т.к. школа работает в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Разработка системы педагогических мероприятий, направленных на повышение эффективности процесса формирования основ экологической культуры в специальной коррекционной) школе VIII вида.

Как пример, я предлагаю вам познакомиться со  структурой экологического проекта «Редкие растения Ступинского района.

          «Редкие растения Ступинского района».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

- научиться любить и восхищаться красотой природы, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

ЗАДАЧИ:

          познакомить учащихся с растительностью Ступинского района;

изучить редкие растения;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

развивать у учащихся речь, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;

Срок реализации проекта:   сентябрь 2011г.- май 2012г.

Актуальность данного проекта

Мы живем в одном из прекрасных уголков южного Подмосковья – в Ступинском районе, и можем по праву гордиться этим. Многообразие и уникальность флоры – богатство Ступинской Земли, требующее бережного и внимательного отношения.

К сожалению, нередко причиной гибели многих видов растений является человек. Вырубка лесов, сбор трав и цветов, небрежное и халатное отношение к природе становиться причиной утраты целого вида, восстановить который подчас оказывается невозможным.

Ступинский район – это наш общий дом, и от каждого из нас зависит его будущее. Важно научиться любить и восхищаться красотой природы, бережно относиться ко всему, что нас окружает. Только в этом случае удастся сохранить и приумножить природное богатство нашей малой Родины для следующих поколений жителей Ступино и Ступинского района.

Состав проектной группы  – учащиеся 9 класса МКС(К) школа №10 VIII вида

Содержание

В рамках данного проекта планируется:

  1. Проведение наблюдений, исследований, изучение редких растений;
  2. Изучение литературы о растениях Ступинского района;
  3. Беседы, классные часы;
  4. Выращивание рассады;
  5. Оформление альбома «Редкие растения Ступинского района»;
  6. Экскурсии;
  7. Конкурсы рисунков;
  8. Работа на пришкольном участке

                                        План реализации

Название мероприятия

Ответственные

Сроки исполнения

1.

Беседа «Знаете ли вы растения своей местности».

Знакомство с редкими  растениями Ступинского района (экскурсия).

сентябрь

2.

Участие в выставке «Осенняя фантазия».

Игра «Поле чудес – растения нашего края».

октябрь

3.

Беседа «Лес – один из главных регуляторов экологического равновесия».

ноябрь

4.

Беседа «Растения для здоровья».

декабрь

5.

Беседа «Ступино – прекрасный уголок южного Подмосковья».

Оформление альбома «Редкие растения Ступинского района».

январь

6.

Выращивание рассады.

Беседа «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой».

февраль

7.

Работа на пришкольном участке.

Выращивание рассады.

март

8.

Участие в конкурсе рисунков «Я хочу дружить с природой».

Участие в празднике «День Земли».

Презентация и защита проекта.

апрель

9.

Работа на пришкольном участке.

Экскурсия в парк.

май

Ожидаемый результат - расширить кругозор учащихся о растительном мире нашего района. Привить любовь и бережное отношение к природе.

 Информационно-комуникационные образовательные технологии.                                  

           Необходимость применения информационно-комуникационных образовательных технологий в школьном образовании очевидна. Поэтому учителя  активно используют компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, а также при организации  досуговой деятельности.

Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается  от того «как лучше рассказать материал», к тому «как лучше его показать».

Результат системной работы по использованию ИКТ-технологий в школе:

- создание учителями   банка компьютерных дидактических и методических материалов для использования информационных технологий в образовательном процессе (по истории, географии, биологии, штукатурно-малярному делу, чтению)

 - за период с 2010г  по 2011 г курсы повышения квалификации по информационным технологиям в работе учителя  на базе ГБОУ ВПО АСОУ прошли 14% учителей, и на базе Ступинского ИМЦ  по теме «ИКТ в учебном процессе»  18 % учителей

 - участие в конкурсах педагогического мастерства таких как Московский областной конкурс «Компьютер и школа» в номинации «Лучший урок с использованием презентации» в 2012 году (27 % педагогов)

- создание персональных сайтов  учителями

-  проведение педагогического совета по теме: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»

                  В заключении хотелось бы подчеркнуть, что работа по изучению и применению педагогических технологий в коррекционной школе  продолжается:

- за первое полугодие  2012 учебного года прошли  курсы повышения квалификации на базе ГБОУ ВПО АСОУ   41%  учителей  по следующим темам:

-«Игровые педагогические технологии в образовательном пространстве школы»

- «Современные педагогические технологии в ОУ»

- «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»

-« Современные педагогические технологии в обучении географии»

- «Основы создания учебных сайтов»

- в декабре 2012 года школа провела областной семинар по теме  «Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы  VIII вида»

          Работа с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями всегда является организацией совместной деятельности в атмосфере делового сотрудничества, где роль учителя –  роль  доброжелательного помощника ребенка. Все это обеспечивает включение механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей, создает эффективные условия обучения и воспитания и это дает хорошие результаты, так за последние два учебных года 6 человек нашей школы стали  лауреатами именной стипендии Губернатора Московской области.

        Литература по теме:

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий (Москва: НИИ школьных технологий, 2006)

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.         Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -3-е изд, испр. и доп.-М.;Аркти.2006 г 80с..

Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся  - Волгоград: Учитель,2009- 138 с.

Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И.

          Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51.

Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2. –С. 157 – 159.

Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.-С.21-23.

Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8, С. 84-88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема "Обработка закруглённого среза фартука двойной косой бейкой "

конспект урока по технологии для коррекционной школы VIII вида 5 класс. Урок - соревнование по теме " Фартук"...

Здоровьесберегающие технологии в условиях ГПД коррекционной школы VIII вида

Одной из приоритетных задач начального образования в современных условиях является сохранение и укрепление здоровья детей.С другой стороны, для детей с нарушениями интеллекта, необходимо снизить ...

Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.

С           Содержание: 1.Предисловие 2.  Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...

Новые технологии воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида

В данной статье представлен проект Новых технологий воспитательного процесса...

Разработка урока по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Отделка швейных изделий. Рюши". 7 класс.

Разработка открытого урока по технологии швейного дела в коррекционной шокле VIII вида.Тема: "Отделака швейных изделий".Тема урока: " Рюши". 7 класс...

Конспект и презентация к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида.Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс.

КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс....