Животный мир степей (Бурятия) Конспект урока в коррекционной школе VIII вида
план-конспект урока (7 класс) по теме

Стативо Татьяна Сергеевна

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о природной зоне степь. Преобладающими на уроке являются практический и словесные методы. Одновременность словесного описания животных степей, демонстрация презентации, создание картины степей, работа с картой способствуют повышению интереса детей к уроку и лучшему восприятию изучаемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnyy_mir_stepey.doc53 КБ
Реклама
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Тема: «Животный мир степей»

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь - полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это степь.

Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о природной зоне степь.

Задачи:

образовательные: 

- сформировать у учащихся представление о животном мире степей;

- актуализировать имеющиеся знания по данной теме;

 коррекционно-развивающие:

- коррекция памяти: совершенствовать умение воспроизводить знания в новых условиях;

- коррекция мышления:

- развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты, рассуждать, делать выводы;

- активизировать мыслительную и творческую деятельность;

- коррекция эмоционально-волевой сферы: способствовать развитию самостоятельности мышления при решении познавательных задач;

 воспитательные: 

- воспитывать умение работать в парах,

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта природных зон, раздаточный материал для создания картины  «Степь»,  Красная книга Республики Бурятия, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный

                                         

 Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна.  Я очень рада, что этот урок проведу именно с вами. Настраиваетесь на активную работу, будет очень интересно,  вы узнаете много нового.

2. Постановка целей и задач урока

Начнем урок с просмотра видеофрагмента. О какой зоне мы посмотрели фильм? Почему вы решили, что это степь?

Сегодня на уроке мы продолжим изучение природной зоны, о которой вы говорили на прошлых уроках. 

Тема урока: Животный мир степей. 

Повторяя пройденный и изучая новый материал, мы попробуем создать полную картину одной из самых интересных  и красивейших природных зон. Поэтому на уроке мы будем заниматься еще и  творческой работой – создавать коллективно картину природной зоны. Надеюсь, что у нас все получится.

3. Актуализация опорных знаний

Задание:  Посмотрите на доску. На картинках представлены разные природные зоны.

Определите картинку, на которой изображена степь. Выйти  к доске, выбрать картинку, на которой изображена степь, а остальные убрать. (Учащийся у доски убирает картинки с изображением зон арктических пустынь, тундры, лесов, пустынь и оставляет картинку «Степь»).

Вот так выглядит степь. А как она выглядит на карте?

Работа с картой.

Учитель: Откройте карту «Природные зоны» (форзац учебника). Рассмотрите внимательно, найдите природную зону – степь. (слайд)

- Где расположена зона степей? (Эта зона расположена южнее зоны лесов)

- Каким цветом она показана на карте? (жёлтым) В случае затруднения учитель обращает внимание учащихся на условные обозначения внизу карты.

- Покажите на карте Республику Бурятия и примерное расположение вашей местности.

- Как в Гимне нашей республики говорится о Бурятии? (Таежная, озерная, степная…)

А в вашем районе есть степь? Как она называется? (Селенгинская). Карточка со словами «Селенгинская степь» прикрепляется на доске.

Учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель: Вы хорошо знаете, как выглядит степь, ее цветовое обозначение на карте, следовательно, мы можем начать творческую работу по созданию картины. 

Учитель вывешивает картину в рамке с подготовленным фоном.

Учитель: Каждая природная зона отличается своим растительным миром. Сейчас давайте вспомним, что мы знаем о растительном мире степей.

Кто сможет выйти к доске и начать творческую работу, прикрепив  те растения, которые растут в степях? На каждый стол учащимся раздается конверт № 1 с комплектом картинок с изображением растений степей (ковыль, типчак, гусиный лук, ирис тюльпан), среди которых также два растения (сосна и береза), не растущие в степях.

Работа в парах.

Задание: Рассмотрите картинки и выберите те растения, которые растут в степях. Назовите их.

  Проверяем, сравнивая  с растениями на картине.

- Почему вы исключили сосну и березу? (Это растения лесной зоны, в степях растут травы).

4. Изучение нового материала

Учитель: Так как вы живете в степной зоне, возможно некоторые животные вам уже известны. Попробуйте их назвать.

 Сейчас я подробнее расскажу вам о животном мире степей, а вы из характеристик и картинок постарайтесь определить, что это за животное, если оно вам знакомо. Будьте внимательны, потому что мы с вами должны будем распределить животных по группам и затем разместить их на нашей картине.

Рассказ учителя с использование слайдов презентации:  Особенно многочисленны в степях грызуны: суслики, хомяки, тушканчики, мыши-полевки, сурки (которых мы называем тарбаганы). Все эти грызуны на зиму впадают в спячку и делают запасы. Хомяк, например, запасает на зиму до 20 кг зерна, кукурузных початков, моркови и картофеля.

Грызуны являются пищей для многих хищников: волков, лисиц, барсуков, степных хорьков. Изредка в степи встречается манул. Какое домашнее животное напоминает вам манул? О нем чуть поподробнее.

Манул — животное размером с домашнюю кошку; весит он 2—5 кг. От обычной кошки он отличается более плотным, массивным телом на коротких толстых ногах и очень густой шерстью. Глаза жёлтые. Хвост длинный и толстый, с закруглённым кончиком.
Мех у манула пушистый и густой. В Бурятии распространен в Джидинском,  Иволгинском и Селенгинском районах. За последние 10—15 лет манул в открытых степях был практически истреблён. Манул ведёт одиночный оседлый образ жизни. Активен преимущественно в сумерках и ранним утром; днём спит в укрытии. Сам по себе манул — самый медлительный и неповоротливый из диких котов.
Кормится манул почти исключительно пищухами и мышевидными грызунами, изредка ловит сусликов, зайцев, птиц. Манул занесен в
Красную книгу РФ.

Птицы. В степях обитают перепела, куропатки, жаворонки. Грызунами питаются хищные птицы: степной орел и лунь. В отдаленных районах, далеко от городов и поселков, встречается птица степей – дрофа. Эта птица крупная. Её вес от 4 до 16 килограммов. В высоту достигает 120 сантиметров. Дрофы очень осторожные птицы с прекрасным зрением. Гнездо дрофы – это неглубокая ямка, на дне которой сухая трава. Летом питаются насекомыми, а весной и осенью в основном растениями. Кормятся они рано утром, а в жару залегают в траву; любят «купаться» в пыли. Вечером дрофы летают на водопой. В дождливую погоду они сильно намокают и не могут летать. И тогда эти птицы – великаны становятся лёгкой добычей для хищников и браконьеров. Дрофа – очень редко встречается в природе и поэтому её занесли в Красную книгу.

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что дрофа и манул занесены в Красную книгу. Карточки со словами «манул» и «дрофа» прикрепляются на доску, учащиеся записывают слова в тетрадь.

Вопрос: Сейчас вы увидели на слайдах обитателей степей. На какие три группы можно их разделить? (грызуны, хищники, птицы) Схема на слайде,

Работа в парах. Задание дифференцированное.

Задание: Возьмите конверт № 2 с рисунками животных  и таблицу.   Распределите всех обитателей степей по группам. Учащиеся 3 уровня распределяют только птиц. Учащиеся 1, 2 уровня распределяют всех животных.

Грызуны

Хищники

Птицы

Кто заметил лишних животных? (белка, белый медведь). Почему эти животные лишние? (они живут в других природных зонах). Каких животных вы отнесли к грызунам? (суслик, хомяк, тушканчик, тарбаган, мышь). Проверьте, сверяя со слайдом презентации. Разместите грызунов на нашей картине. Один ученик идет к доске, выполняет задание. В это время учитель работает с классом. Назовите хищников (лиса, волк, степной хорек, барсук, манул), разместите их на картине,  и птиц (жаворонок, перепелка, дрофа, лунь, степной орел). Какие из птиц хищные? (степной орел, лунь).

Учитель корректирует расположение рисунков (птицы вверху картины, растения и животные – в нижней ее части).

Учитель: Посмотрите, ребята, насколько богат и разнообразен животный мир степей.

Работа с учебником.

Учитель: А как же приспособились животные к жизни в степи? Об этом мы узнаем из статьи в учебнике. (с. 118, предпоследний абзац). Учащиеся читают сначала про себя, а затем один ученик вслух, и выделяют в тексте карандашом  особенности приспособления животных:

- оперение птиц и мех зверей окрашен под цвет почвы и травы;

- хищные животные ведут ночной образ жизни;

- грызуны зимой впадают в спячку.

Затем на слайде – общий итог, читает ученик.

Экологические проблемы степей.

Учитель:  Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Сегодня мы назвали двух обитателей степей – манула и дрофу, занесенных в Красную книгу. (Учитель показывает Красную книгу Бурятии). На самом деле их гораздо больше.  А как вы думаете,  почему они стали редко встречаться в природе? Почему они занесены в Красную книгу?

Примерные ответы учащихся. Главная причина – распашка земель. Чернозёмы, тёплое солнечное лето, позволяют людям выращивать пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры.

 Другая причина – это выпас скота. Скот вытаптывает и выщипывает траву.

 Ещё одна причина – незаконный отстрел животных (браконьерство). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу.

Учитель подводит итог: Наша задача – сберечь степи с их удивительным растительным и животным миром. Для этого надо прекратить их распахивать, строго ограничить выпас скота, вести борьбу с браконьерством, создавать новые заповедники.

5. Итог урока

Учитель: Наш урок  подошел к концу.

У нас получилась замечательная картина «Степь», которая останется у вас на память о нашей встрече.

Глядя на нее хочется сказать:

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь - полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это степь.

Я надеюсь, что те знания, которые вы получили на уроке, вам пригодятся в жизни. Мне было интересно с вами работать. Вы были активны, доброжелательны и я с удовольствием поставлю вам всем за урок оценку «5». Спасибо за урок!

 6. Домашнее задание

Учебник: стр. 118-119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные технологии на уроках в коррекционной школе VIII вида

Опыт применения педагогических технологий в коррекционной школе VIII вида....

Подготовка мультимедийных учебных материалов для уроков в коррекционной школе VIII вида

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь»(Древняя китайская мудрость)За последние десятилетия в образовании произошли кардинальные измене...

Урок математики. Коррекционная школа VIII вида. Тема: Умножение чисел. Составные примеры и задачи.

Пояснительная записка Полное описание разработки: Урок дан в 6 классе, для детей с ограниченными возможностями здоровья, по федеральной программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных уч...

Конспект урока в коррекционной школе VIII вида 4 класс по теме: А.Н.Плещеев "Весна"

Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок? Мне представляется, что современный урок должен прежде всего научить ребёнка учиться, общаться, помочь ему осознать себя....

Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)

Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...