Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"
план-конспект занятия по теме

Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кострюкова И. А.,

учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида»,

город Саранск

Конспект занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

и развитию связанной речи

Старшая логопедическая группа

Тема: Предлог «из».

Цели: 

познакомить детей со значением предлога «из»;

учить детей правильно употреблять предлог «из» с существительными в родительном падеже;

учить составлять предложения с предлогом «из» и с заданным словом;

учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»;

учить пересказывать рассказ с опорой на сюжетные картинки;

развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование: 

игрушки  белка, ёж, птица;

схемы предлогов «на», «в», «по», «под»;

сюжетная картина «Ночь в лесу»;

конверт с заданиями, картинки с изображением сказочных героев;

игра «Соедини, не ошибись», маркер;

подсолнух с предметными картинками на лепестках;

серия сюжетных картинок к рассказу «Синичка».


I. Организационный момент:

 Послушайте предложения с маленькими словами. Поднимите подходящую схему.

Кот забрался под диван.

Попугай сидит в клетке.

Яблоко лежит на столе.

Машина едет по шоссе.

II. Беседа по теме занятия. 

Выставляется картина ночь в лесу.

 Посмотрите на картину. Ночь. Все спят. Где спит белка? (В дупле). Где спит ёж? (В норе). Где спит птица? (В гнезде). Наступило утро. Животные проснулись и пришли к нам в гости. (Выставляются игрушки: белка, еж, птица).

 Вспомните, где спали обитатели леса. Откуда прибежала белка? (Белка прибежала из дупла). Откуда вылез ёж? (Ёж вылез из норки). Откуда прилетела птица? (Птица прилетела из гнезда). Все они пришли к нам из леса.

 Какое маленькое слово помогло нам сказать, откуда прибежали животные? (Из).

 Сегодня мы будем учиться правильно употреблять предлог «из».

 Откуда я достала конфету? (Из вазы).

 Откуда я взяла карандаш? (Из стакана).

 Когда мы говорим маленькое слово «из»?

Дети делают вывод:

 Если предметы находятся внутри чего-то и откуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово «из».

III. Дидактическая игра «Ответь на вопросы».

 Наши гости учатся в лесной школе. Давайте поможем им выполнить задания, которые находятся в конверте. Белка просит вас ответить на вопросы.

 Откуда приехал мальчик, если он ездил в Москву? (Мальчик приехал из Москвы).

 Откуда вышла бабушка, если она была в магазине? (Бабушка вышла из магазина).

 Откуда пришла девочка, если она была в школе? ( Девочка пришла из школы).

IV. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

Еж прислал вам загадки. Если вы отгадаете загадку, появится герой сказки. (Когда дети отгадывают загадку, выставляется картинка со сказочным героем).

На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился…     (Колобок).

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

Вы подскажите имя её (Красная Шапочка).

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…  (Айболит).

У отца был мальчик странный  

Необычный, деревянный.

Всюду нос совал он длинный.

Кто же это?           (Буратино).

 Из каких сказок пришли эти герои? (Колобок пришел из сказки «Колобок». Красная Шапочка пришла из сказки «Красная Шапочка и серый волк». Айболит пришел из сказки «Доктор Айболит». Буратино пришел из сказки «Золотой ключик».)

 Какое маленькое слово есть во всех предложениях? (Из).

V. Дидактическая игра «Подсолнух» − составление предложений с заданным словом и с предлогом «из» (по индивидуальным карточкам).

 Звери и птица принесли нам игру «Подсолнух». Оторвите лепесток и составьте предложение со словом-названием этой картинки и маленьким словом «из». (Я достал платок из кармана. Машина выехала из гаража. Мама вышла из магазина. Аня достала книгу из сумки. Попугай вылетел из клетки. Бабушка налила суп из кастрюли. Я взял куртку и шапку из шкафа).

VI. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

 Животные просят вас поиграть и изобразить лесных жителей.

По завалам, по оврагам

Шёл медведь хозяйским шагом.

Вдалеке тропинка вьётся,

А по ней лиса крадётся.

Зайка серый, не зевай,

Прыгай, прыгай, убегай.

Вылез ёжик из листвы:

Про меня забыли вы?

Если я кого боюсь  

Быстро я в клубок свернусь.

 А теперь покажем пальчиками мишку-артиста.

Этот мишка не простой.

Ведь артист он цирковой!

Нужно много репетиций,

Чтоб с каната не свалиться.

Повернулся, потоптался,

Раз подпрыгнул, удержался.

Лапой левой помахал,

А обратно побежал.

VII. Игра «Соедини, не ошибись» (составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что» и предлогом «из»).

− Посмотрите на картину. Кого Алеша встретил на полянке? (Алеша встретил лося, скворца, лягушонка.) Подумайте, кто откуда пришел. Соедините линией картинки, которые подходят друг к другу. Объясните, почему вы соединили эти картинки. (Я соединю скворца со скворечником, потому что скворец вылетел из скворечника. Я соединю мальчика с домом, потому что мальчик пришел из дома. Я соединю лося с лесом, потому что лось вышел из леса. Я соединю лягушонка с рекой, потому что лягушонок выпрыгнул из реки).

VIII. Пересказ рассказа «Синичка» с опорой на сюжетные картинки.

 Внимательно слушайте рассказ. Если ваша картинка подходит к тому, о чем я говорю, поставьте её на наборное полотно.

Была холодная зима. Ребята вышли во двор. Под деревом они увидели синичку со сломанной лапкой. Синичка замерзала. Ребята взяли синичку домой. Всю зиму синичка жила у ребят в клетке. Дети кормили синичку, лечили ей лапку.

Наступила весна. Когда снег растаял, ребята выпустили синичку из клетки. Синичка улетела. (Пересказ: 2-3 человека).

    

 

 Как можно назвать этот рассказ? (Спасенная синичка).

 Почему нужно заботиться о птицах? (Птицам зимой холодно и голодно. Они могут погибнуть.)

IX. Итог занятия.

 Ребята, ежу, белке и птице очень понравились ваши ответы. Они возвращаются в свой лес.

 О чём мы говорили на занятии? (Мы говорили о маленьком слове «из».)

 Что вам понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей.

Литература:

1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.

2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.

3. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.

4. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.

5. Степанов В. Сборник стихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

Конспект открытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНР III уровня II года обучения Тема: Сказочный вернисаж

Конспектоткрытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНРIII уровня II года обучения Тема:     Сказочный верниса...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАИ РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»...