Автоматизация звука [Л'].
план-конспект занятия на тему

Нуждина Ирина Николаевна

Индивидуальное занятие по автоматизации звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_artikulyatsii_zvuka_l.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия.

ОНР III уровня, обусловленное полиморфной функциональной дислалией. 

Этап автоматизации звука [Л'].

Цель: добиться правильного произнесения звука  [Л'] в слогах со стечением гласных, словах, словосочетаниях, предложении. 

Задачи: 

  • Образовательная: уточнить и обогатить словарный запас по лексическим темам: «Птицы», «Дикие животные»; Развивать навыки согласования прилагательных с существительными.
  • Коррекционная: развивать артикуляционную моторику; автоматизировать правильное произношение  звука [Л']  в слогах со стечением гласных,    словах, словосочетаниях, предложении; развивать фонематический слух и восприятие, память, мышление, развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук, общую координацию. 
  • Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к животному миру, любовь к природе.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для артикуляционной гимнастики, зеркало, карточки с изображением животных и птиц, трафарет с изображением контуров животных.

Ход занятия:

I. Орг.момент. Здравствуй, Ванюша! Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайся с ними, садись. Они пришли посмотреть,  чему мы с тобой научились. Давай покажем.

II. Тема. Смотри, к нам ещё пришел Лилипутик. Но он какой-то грустный. Он что-то говорит и просит твоей помощи. Лилипутик хочет встретить Весну, но боится, что один её не найдёт. Давай поможем Лилипутику преодолеть вместе с ним различные препятствия, четко произнося звук [Л']. Так мы вместе встретим Весну.

III. Артикуляционная гимнастика. Но перед любой дорогой необходимо размяться. Разомнём наш язычок.

Я весёлая лошадка,                                                          Блин мы ели с наслажденьем -

Тёмная, как шоколадка.                                                  Перепачкались вареньем.            

Язычком пощёлкай громко –                                         Чтоб варенье с губ убрать,

Стук копыт услышишь звонкий.                                     Ротик нужно облизать.    

Сели дети на качели                                                          Вкусных мы блинов поели,

И взлетели выше ели.                                                       Выпить чаю захотели.

Даже солнышка коснулись,                                             Язычок мы к носу тянем,

А потом назад вернулись.                                                Чашку с чаем представляем.        

Я – индюк «балды - балда».                                            Зубки нужно чистить дважды:

Разбегайся кто куда.                                                          Каждое утро и вечер каждый.    

Лодочка под  парусом по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

Язычок сделал гимнастику, набрался сил. Значит можно отправляться в путь.

IV.  Артикуляционный уклад.

Вспомним, какое положение принимают органы артикуляции при произнесении звука [Л']?

1. Губы в легкой улыбке;

2. Зубы сближены, видны;

3. Кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами;

4. Передняя часть спинки языка опускается;

5. Средняя и задняя части спинки языка поднимаются к небу;

6. Воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой;

7. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

8. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Что мы сейчас делали?

Вспомнили, какое положение принимает язычок при произнесении звука [Л'].

  1. Составление слогов. Чтобы перебраться Лилипутику через озеро слогов, нам надо их составить, соединив буквы.

Ли, ле, лю, лё, ля.

Что мы сейчас делали?

Составляли слоги.

  1. Чтение чистоговорок. На пути Лилипутика встретился лес чистоговорок. Чтобы пройти скозь него, надо чётко и внятно прочитать чистоговорки.

Ли-ли-ли – с Лилипутиком пошли.

Ле-ле-ле – мы навстречу весне.

Лю-лю-лю – песню я ему спою.

Лё-лё-лё – про зверьё моё.

Ля-ля-ля – всё получится у меня.

 Что мы сейчас делали?

Читали чистоговорки.

Пауза для глаз. Наши глазки устали, давай дадим им отдохнуть.

Крепко сожми их, сосчитай до пяти, потом разожми. Повторим два раза.

VII. Составление слов. Лилипутик дошёл до поляны слов. Чтобы её пройти, нам надо соединить слоги так, чтобы получились слова.

Ле-бедь, цап-ля, фи-лин.

Что мы сейчас делали?

Составляли слова.

Пальчиковая гимнастика. С помощью пальчиков помоги Лилипутику разыскать детёнышей животных.

У белки – бельчата,

У лисы – лисята,

У льва – львята,

У оленя – оленята,

У лягушки – лягушата,

Вот такие тут зверята.

VIII. Обводка по контуру, штриховка. Мы размяли с тобой ручки и незаметно подошли к обрыву динозавров. Чтобы перепрыгнуть через него, надо выполнить их задания. Отгадай загадку, теперь обведи по контуру то животное, о котором в ней говорится, заштрихуй его.

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасётся весь день.

Кто же это?

Олень.

Что мы сейчас делали?

Мы отгадали загадку, обвели по контуру оленя и заштриховали его.

  1. Составление словосочетаний. Смотри, прилетели инопланетяне. Давай выполним данное ими задание в помощь Лилипутику. Надо подобрать к словам подходящие картинки.

Рогатый олень.

Пятнистый леопард.

Сильный лев.

Что у нас получилось?

Получились словосочетания.

Физминутка.

У оленя – рога, а у льва-то  – грива,

Понесут в облака лебедя крылья.

Полетаем в небесах и присядем на местах.

  1. Работа с предложением. Лебедь обронил письмо. Давай прочитаем, что в нём написано.

В сказочном лесу появились новые птицы и животные.

Нам надо выполнить последнее задание: распределить встретившихся нам птиц и животных в две группы.

Птицы: лебедь, цапля, филин.

Животные: леопард, лев, олень, лягушка, лиса.

Что мы сейчас делали?

Мы прочитали письмо и распределили птиц и животных в две группы.

Воспитательный момент. Ванюша, а как надо относиться к птицам, животным, растениям?

Конечно, их надо беречь.

Итог: Ванюша, чем мы занимались на занятии?

Учились правильно произносить звук [Л'].

Домашнее задание: Вспомните с мамой упражнения, которые мы делали на занятии. Подберите картинки с изображением животных, в названии которых есть звук [Л'].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Автоматизация звука [Л] и постановка звука [Р]

Автматизация звука [Л] в стихотворениях и подготовка артикуляционного аппарата к постновке звука [Р]...

«Автоматизация звука В и звука Ш на речевом материале по теме «Посуда»

              Занятие для подготовительного класса школы II вида (для слабослышащих детей)                 Задачи...

Мультимедийная презентация "Наведи порядок", направленная на автоматизацию звука "Р" и определение места данного звука в слове.

Необходимо назвать изображенный предмет, определить место звука в слове (1, 2, 3, 4) в соответствии с заданием и кликнуть по названной картинке мышкой. В результате предмет перемещается на полку. Мест...

Открытое индивидуальное занятие по РСВ и ОП «Автоматизация звука «Ш» в начальной позиции перед гласными в игровых упражнениях. Коррекция звука «Р».

На индивидуальном занятии ведется работа по коррекциии звука «Р» и  автоматизации звука «Ш» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных  процессов как: па...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...