Как организовать проектную деятельность в коррекционной школе VIII вида
методическая разработка по теме

КРЕМЛЕВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Тавдинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

(ГКОУ СО «Тавдинская СКОШИ»)

Методические рекомендации

«Как организоват проектную деятельность в коррекционной школе VIII вида»

Автор: Кремлева Инна Владимировна, заместитель директора по учебной работе

             ГКОУ СО «Тавдинская СКОШИ»

г. Тавда,  2014 г.


Метод  учебного проекта

1. Из истории метода проектов

        Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ- прагматик, психолог и педагог. Правда, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу.

        В 1990-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

  1. «проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности;
  2. «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  3. «повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.;
  4. «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра.

На рубеже 1910-1920-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы.

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. привело к падению качества обучения. Причинами этого явления называют:

  1. Отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
  2. Слабая разработанность методики проектной деятельности;
  3. Гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения.

2. Основные требования к проекту

        Требования к учебному проекту – совершенно особые:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.
  2. Начало выполнения проекта – это планирование действий по разрешению проблемы (т.е.  с проектирования самого проекта, с определения вида продукта и формы презентации).
  3. Проект требует исследовательской работы учащихся (поиск информации).
  4. Результат работы над проектом является продукт.
  5. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

            (это папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта:

черновики, планы, отчеты и т.д.)

Важное правило: каждый этап работы над проектом должны иметь свой конкретный продукт.

3. Классификация проектов

по доминирующей деятельности учащихся

  1. Практико-ориентированный проект нацелен на интересы самих    участников проекта или внешнего заказчика. Этот проект может быть использован в жизни класса, школы, города. Деятельность в этом проекте разнообразна – от учебного пособия для школьного кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования на практике и его способность решить поставленную проблему.
  2. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, может быть и создание информационной среды класса и школы.

  1. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это может быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

  1. Классификация проектов

 по комплексности и характеру контактов

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

  1. Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, экологическими, культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки и презентации: например, музыкальное оформление спортивного праздника.

Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной деятельности.

  1. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.

Они могут быть:

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными.

  1. Классификация проектов по продолжительности.

Выделяют 4 вида проекта:

  1. Мини-проекты укладываются в один урок.
  2. Краткосрочные проекты требует выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности.

  1. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными.

  1. Годичные проекты выполняются в группах.

  1. Формы продуктов проектной деятельности.

Выбор формы продукта предметной деятельности – важная организационная задача участников проекта.

        От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной, убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

        Рассмотрим перечень возможных выходов проектной деятельности:

  • видеофильм;
  • выставка;
  • газета;
  • журнал;
  • игра;
  • коллекция;
  • оформление кабинета;
  • музыкальное произведение;
  • серия иллюстраций;
  • учебное пособие;
  • костюм;
  • макет;
  • праздник;
  • сказка;
  • сценарий;
  • экскурсия.

  1. Паспорт проектной работы.

Паспорт проектной работы (регистрационный документ) используется дважды, а иногда и трижды.

-Как методическая разработка проекта.

     -Паспорт проекта  становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Расширенный вариант паспорта может стать описанием проекта, подготовленным для публикации.

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  1. название проекта;
  2. руководитель проекта;
  3. консультант(ы) проекта;
  4. учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту;
  5. учебные дисциплины, близкие к теме проекта;
  6. возраст учащихся, на который рассчитан проект;
  7. состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс);
  8. тип проекта (информационный, творческий, практико-ориентированный);
  9. цель проекта (практическая и педагогическая цели);
  10.  задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!);
  11.  вопросы проекта (2-3 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на  которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения, если проект требует разрешения проблемы);
  12.  необходимое оборудование;
  13.  аннотация, краткое изложение (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательский аспект, точка зрения, кратко – содержание);
  14.  предполагаемые продукты проекта;
  15.  этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  16.  предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

  1. Оформление проектной папки.

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • четко организовать работу каждого участника проектной группы;
  • стать удобным коллектором (сборником) информации и справочником на протяжении работы над проектом;
  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
  • судить о личных достижениях каждого участника проекта;
  • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

  1. паспорт проекта;
  2. планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
  3. промежуточные отчеты группы;
  4. вся собранная информация по теме проекта;
  5. результаты исследований и анализа;
  6. записи всех идей и решений;
  7. краткое описание всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
  8. эскизы, чертежи, наброски, другие рабочие материалы и черновики группы;
  9. материалы к презентации (сценарий).

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.

9. Виды   презентаций   проектов.

 

        Выбор  формы  презентации  проекта – задача  сложная, так как здесь требуется   особый  полет  фантазии в  сочетании  с  обязательным   учётом  индивидуальных  интересов  и  способностей  проектантов.

   

 Виды  презентационных  проектов  могут  быть  следующими:

-  Деловая   игра.

-  Игра  с  залом.

-  Отчет  исследовательской  группы.

-  Путешествие.

-  Реклама.

-  Ролевая  игра.

-  Соревнования.

-  Спектакль.

-  Спортивная  игра.

-  Экскурсия.

10. Система  оценки  проектных  работ

        Оценивание  работ  предполагает  номинирование.  Критерии оценивания проектных работ  могут  быть  следующими:

  • за  лучшее  исследование;
  • за  важность  темы;
  • за  оригинальность  предложенных  решений;
  • за  качество  выполнения  продукта;
  • за  убедительность  презентации.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

В настоящее время усиливается поиск новых форм организации внеурочных видов деятельности в специальной (коррекционной) школе, которые обеспечили бы интеллектуальное, социальное развитие особого ребенк...

Проектная деятельность в коррекционной школе 8 вида

Специфика обучения детей с отклонениями в развитии...

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ VIII ВИДА

В этой статье я делюсь опытом по применению проектного метода в своей работе сначала на факультативных занятиях, а потом и на уроках швейного дела.Я работаю  в коррекционной школе 8 вида, поэтому...

Статья на тему: «Использование компьютерных технологий в учебной деятельности специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и другие вопросы задаёт, наверное, каждый учитель, пр...

Обмен опытом. Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.

Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, ...

Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».

Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и на...