Сенсорное воспитание ребёнка в быту
статья по теме

Солоцкая Ольга Николаевна

В настоящее время особую значимость в работе специалистов приобретает работа с семьёй. Поскольку требования родителей к воспитанию ребёнка в детском саду возрастают, то и педагогическое просвещение самих родителей должно сыграть важную роль во взаимном воспитании подрастающего поколения, а именно взаимодействии специалистов, родителей с учётом интересов непосредственно ребёнка, как главного участника всего воспитательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_vospitanie_rebyonka_v_bytu.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время особую значимость в работе специалистов приобретает работа с семьёй. Поскольку требования родителей к воспитанию ребёнка в детском саду возрастают, то и педагогическое просвещение самих родителей должно сыграть важную роль во взаимном воспитании подрастающего поколения, а именно взаимодействии специалистов, родителей с учётом интересов непосредственно ребёнка, как главного участника всего воспитательного процесса.

Мы согласны с высказыванием  Яна Снедецкого о том, что «ощущения помогают разуму познать вещи, каковы они по отношению к нам и по отношению к другим вещам». Действительно, в процессе накопления чувственного опыта, «оречевления» своих действий, малыш пробует свои силы в постижении загадок природы, развивая вербально-логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, закономерность природных и языковых явлений. Именно поэтому направлением  взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей нашей группы   с  родителями  стало сенсорное воспитание ребёнка в быту поскольку сенсорика играла и играет наиважнейшую роль в жизни ребёнка. Ведь обеднение окружающей среды красками, звуками, запахами ведёт к задержке психического развития, нарушению интеллекта дошкольника.

Целью нашего взаимодействия являлось сенсорное воспитание ребёнка и формирование целостности его восприятия в повседневной жизни. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: воспитывать в ребёнке эстетические чувства; наблюдательность;  умение прислушиваться к себе и к окружающему миру;  познавательную активность; самостоятельность.

В результате нашей совместной деятельности воспитанники развили наблюдательность, воображение, освоили приёмы развития сенсорики.  К ним относятся: наблюдение, обведение предмета по контуру, ощупывание предмета, сопоставление, наложение, группировка, последовательный осмотр, описание.

 Сенсорика - понятие, объединяющее ощущения и восприятия. Всё, что касается постижения ребёнком окружающего мира должно быть непременно красивым и праздничным, запоминающимся посредством ярких эмоциональных впечатлений. Необходимо устраивать весёлые красочные праздники, на которых и дети, и родители  почувствуют  тонкую душевную связь, потребность в новых ощущениях, радости жизни. Такие праздники устраивались в детском саду во время досуга.

В домашней обстановке использовались различные  подручные средства. Малыши искали своё отражение в посуде,  столовых приборах, прослушивая стихотворения детских поэтов.  Дети постарше с удовольствием  рисовали на запотевших окнах квартир и автомобилей по дороге в детский сад. Вместе с родителями рассматривали мелкие и крупные детали конструкторов, украшений, находя сходства и различия. Во время похода в различные магазины находили предметы, группируя их по цвету, форме, величине, весу, тактильным ощущениям. Устраивались дни каждого из цветов радуги, когда зрительное внимание ребёнка сосредотачивалось на одном определённом цвете в течение всего дня в разных условиях и ситуациях. Всё это формировало зрительное ощущение и восприятие, ассоциативное мышление, произвольное внимание у детей нашей группы, их  братьев, сестёр.

Для развития слухового внимания дети использовали различные музыкальные инструменты, игрушки, книги, аудиодиски для привлечения внимания к неречевым звукам, предшествующим привлечению внимания к фонемам родного языка. Родителям давались рекомендации по созданию различных ситуаций, доступных игр дома и на улице,  формирующих произвольное слуховое внимание.

Для полноты ощущений необходимо развивать у детей обоняние. Ведь  у каждого взрослого сохранился свой запах детства. В  памяти хранятся запах дома, детского сада, свежего хлеба, маминых духов, свежескошенной травы, страниц новой книги и множество других, возвращающих в детство.

Для развития обоняния детьми сравнивались  запахи фруктов, овощей, цветов, мыла, пены для ванной.  Также дети определяли по запаху заваренный чай, аптечные травы.

Вкусовые ощущения развивались во время приготовления пищи от начала и до конца. С закрытыми глазами малыш определял на вкус продукты, которые использовали мама или папа.

Для получения новых тактильных ощущений ребята сравнивали фактуру различных тканей, общались с домашними питомцами,  испытывали различные температурные ощущения от воды и воздуха. Особым ощущением является предвкушение чего-то приятного, вызывающего приятную дрожь. Особые ощущения от кожных рецепторов возникают при щекотке в разумных пределах.  

Во время любого вида деятельности необходимо развивать у малыша оптико-пространственные и временные ощущения. На прогулке в безопасном месте давать возможность самостоятельно обойти площадку, найти знакомые предметы. Родители обращали внимание детей на смену времён года, времени суток, истечения определённого времени при помощи песочных часов.

Как показал наш проект, развитие сенсорики в повседневной жизни не  требует от родителей приобретения дорогостоящих методических пособий, материалов. Использование настольных игр, конечно же,  обогащает знания малыша. Но наиболее  ценно развивать в ребёнке наблюдательность, творческую фантазию, заинтересованность в постижении нового, загадочного, требующего умственного и физического напряжения. Ведь ориентируясь на зоны ближайшего и актуального развития, предложенные Л.С. Выготским, ребёнку должно быть немного трудно. Иначе, получая готовый результат с объяснением полученного, малыш не научится рассуждать самостоятельно, пробовать, ошибаться, снова пробовать  и постигать истину.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сенсорному воспитанию "Сличение цвета и формы".

Конспект открытого занятия с группой детей дошкольного возраста с умеренной умственной осталостью по теме "Сличение цвета и формы"....

Занятие по сенсорному воспитанию "Бабочки"

Занятие обучающее сличению основных цветов. Дающее понятие большой маленький....

Родительское собрание "Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей"

Дети – наше продолжение, наше наследие. А как же воспитать это наследие? Или может сначала стоит задуматься о своем собственном воспитании и отношении к ребенку?Любой родитель хочет, чтобы его р...

Сказкотерапия – как один из методов коррекционной работы в сенсорном развитии ребёнка

Сказкотерапия – как один из методов коррекционной работыв сенсорном развитии ребёнка...

Сенсорное развитие ребёнка

   Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе обра...

Сенсорный профиль ребёнка с ОВЗ

Рассмотрим, что такое сенсорный профиль, для чего нужно его знать. Как его определить и как развивать в домашних условиях....