Практикум для родителей "Мяч и речь"
консультация на тему

Енина Наталья Васильевна

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12

 города Шебекино Белгородской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум для родителей

 «Мяч и речь»

 

 

 

 

Учитель-логопед

МАДОУ «ЦРР – ДС№12»

 Енина Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

Шебекино 2013

 

Работа с родителями — важ­ная составная часть коррекционно-воспитательной деятель­ности логопеда ДОУ. Именно родителей нужно сделать ак­тивными участниками педаго­гического процесса. Однако в процессе общения с семьей довольно часто выясняется, как мало они уделяют внима­ния преодолению речевого на­рушения у своих детей, не замечают в их речи недостат­ков, не помогают им усваивать правильную речь. А ведь как важно следить за речью ребен­ка, закреплять достигнутое в детском саду. Порой родите­ли даже не знают, что сделать это можно весело и интерес­но. Задача логопеда — пока­зать им, как можно учиться играя. Используя обычный мяч, который с древнейших времен в культуре любого на­рода служил предметом для игр, можно не только играть с ребенком, но и способство­вать его речевому развитию.

Цели:

научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельно­сти с ребенком для развития общей и мелкой моторики;

расширить словарный запас.

Оборудование: мяч с изоб­ражением лица человека; нож­ницы; клей; нитки; каранда­ши; фольга; мешочек с мас­сажными мячами; коробка с мячами двух размеров (боль­шой и маленький); большие мячи с ушками; четыре мяча разного цвета и размера.

Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами аль­бомные листы. Какую геомет­рическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми.

Дети закрашивают круги на ли­сте бумаги.

Какие разноцветные у вас по­лучились круги. На что они похожи?

Дети отвечают.

А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.

Дети и родители выполняют за­дание.

Сколько мячей у вас полу­чилось! Давайте с ними поиг­раем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Сдуйте мя­чик с дороги.

Мамы держат мячики на ниточ­ке на уровне рта ребенка, дети дуют.

А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в во­рота.

Мамы делают из фольги малень­кие мячики. Дети дуют, загоняют мячики в ворота.

Пальчиковая гимнастика

Будем мячики считать.

Дети сжимают и разжимают все пальчики.

Этот мяч — он из резины.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Этот мячик синий-синий.

Этот мяч большой и красный.

Этот мяч такой прекрасный!

Будем мы его катать,

Выполняют круговые движения между ладонями.

Будем с ним мы играть.

Логопед показывает большой мяч с ушками и приглашает детей с ним проиграть (проводится игра на координацию речи и движения, развитие общей моторики). Каждая мама помогает ребенку сесть на мяч. Ребенок одновременно произ­носит слова и выполняет движения.

Раз, два — прыгай мячик,

Раз, два — и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

(Или)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой —

Не угнаться за тобой.

Дети, посмотрите, что нам еще принесли.

Показывает мешочек. Дети опус­кают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вме­сте с мамами садятся за стол.

А теперь поиграем.

1.                        Возьмите массажный мяч в правую руку,обхватите его пальцами, сожмите и ра­зожмите несколько раз. Пере­ложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Пока­тайте массажный мяч между ладонями круговыми движе­ниями кистей рук.

2.                        Возьмите мяч и зажми­те его между пальцами: боль­шой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и раз­жимайте. (Можно усложнить: взять сразу два мяча, взять мячи разного диаметра.)

3.                        Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.

4.                        Зажмите мяч между ладо­нями, пальцы обеих рук сцепи­те в «замок». Сжимайте и раз­жимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.

5.Возьмите мячи по одному в каждую руку, сожмите и ра зожмите их. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими.

А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спи­ной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мя­чик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)

Дидактическая игра «Выбери мяч»

Логопед (таинственно обращается к детям ). Посмот­рите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхи­вает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами? Дети высказываются.

Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзи­ны, просит детей догнать их, принес­ти и положить обратно. Используют­ся мячи двух размеров. При повторе­нии игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем — большие.

Сейчас мы будем передавать мяч друг другу. Дети и их родители садятся в круг. У кого окажется мяч, тот дол­жен ответить на вопрос: осень какая?

Дидактическая игра «Что это? Кто это?»

Дети стоят парами со свои­ми мамами. Мама бросает мяч

своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по- другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.

Дидактическая игра «Поймай — скажи»

Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и на­зывает какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...

Логопед. Мячики захоте­ли с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запом­ните их. Закройте глазки, за­тем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети отвечают.

Итог занятия

Логопед. Молодцы, ребя­та, хорошо играли. Теперь каждый возьмите по мячу с трубочкой и вставайте в круг.

Много с мячиком играли

И немножечко устали.

Встанем дружно все в кружок

И надуем мяч разок.

Сдуем мы его руками

И надуем снова сами.

Ловко вы мячи бросали,

В игры весело играли.

Все ребята молодцы!

Получайте-ка призы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12

 города Шебекино Белгородской области»

Практикум для родителей

 «Мяч и речь»

Учитель-логопед

МАДОУ «ЦРР – ДС№12»

 Енина Н.В.

Шебекино 2013

Работа с родителями — важная составная часть коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса. Однако в процессе общения с семьей довольно часто выясняется, как мало они уделяют внимания преодолению речевого нарушения у своих детей, не замечают в их речи недостатков, не помогают им усваивать правильную речь. А ведь как важно следить за речью ребенка, закреплять достигнутое в детском саду. Порой родители даже не знают, что сделать это можно весело и интересно. Задача логопеда — показать им, как можно учиться играя. Используя обычный мяч, который с древнейших времен в культуре любого народа служил предметом для игр, можно не только играть с ребенком, но и способствовать его речевому развитию.

Цели: 

научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики;

расширить словарный запас.

Оборудование: мяч с изображением лица человека; ножницы; клей; нитки; карандаши; фольга; мешочек с массажными мячами; коробка с мячами двух размеров (большой и маленький); большие мячи с ушками; четыре мяча разного цвета и размера.

Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми.

Дети закрашивают круги на листе бумаги.

Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи?

Дети отвечают.

А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.

Дети и родители выполняют задание.

Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Сдуйте мячик с дороги.

Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют.

А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота.

Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети дуют, загоняют мячики в ворота.

Пальчиковая гимнастика

Будем мячики считать.

Дети сжимают и разжимают все пальчики.

Этот мяч — он из резины.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Этот мячик синий-синий.

Этот мяч большой и красный.

Этот мяч такой прекрасный!

Будем мы его катать,

Выполняют круговые движения между ладонями.

Будем с ним мы играть.

Логопед показывает большой мяч с ушками и приглашает детей с ним проиграть (проводится игра на координацию речи и движения, развитие общей моторики). Каждая мама помогает ребенку сесть на мяч. Ребенок одновременно произносит слова и выполняет движения.

Раз, два — прыгай мячик,

Раз, два — и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

(Или)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой —

Не угнаться за тобой.

Дети, посмотрите, что нам еще принесли.

Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол.

А теперь поиграем.

  1. Возьмите массажный мяч в правую руку,обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
  2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте. (Можно усложнить: взять сразу два мяча, взять мячи разного диаметра.)
  3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
  4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.

5.Возьмите мячи по одному в каждую руку, сожмите и ра зожмите их. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими.

А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)

Дидактическая игра «Выбери мяч»

Логопед (таинственно обращается к детям ). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами? Дети высказываются.

Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем — большие.

Сейчас мы будем передавать мяч друг другу. Дети и их родители садятся в круг. У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: осень какая?

Дидактическая игра «Что это? Кто это?»

Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч

своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по- другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.

Дидактическая игра «Поймай — скажи»

Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...

Логопед. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети отвечают.

Итог занятия

Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь каждый возьмите по мячу с трубочкой и вставайте в круг.

Много с мячиком играли

И немножечко устали.

Встанем дружно все в кружок

И надуем мяч разок.

Сдуем мы его руками

И надуем снова сами.

Ловко вы мячи бросали,

В игры весело играли.

Все ребята молодцы!

Получайте-ка призы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"...

Развитие речи. Практикум "Стили речи", 7 класс

Развитие речи. Практикум "Стили речи"...

Письмовник. Практикум по развитию письменной речи

Программа дополнительного образования для учащихся 8-9 классов...

Семинар - практикум на тему «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».

В презентации отражены нормы появления звуков в речи. А так же основные артикуляционные упражнения. Даны советы родителям  по развитию речи детей....

Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи 5-9 класс. Методические рекомендации.

Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи 5-9 класс. Методические рекомедации....

Программа элективного курса для учащихся 11 класса «Практикум письменной и устной речи по английскому языку», 34 часов

Программа курса ориентирована  на  подготовку  учащихся  к  итоговой аттестации по иностранному языку в формате ЕГЭ.  Рабочая программа предназначена для обучающихся 11 к...