Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья на тему

Капустина Наталья Вячеславовна

 

       "Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала обучения",- писал В.А.Сухомлинский. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

       "Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала обучения",- писал В.А.Сухомлинский.

Познавательная потребность тесно связана с радостью, удовольствием. Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией радости иногда разрушается, причем очень рано. Маленькому ребенку, который еще только начал учиться, который еще считает (и правильно считает), что учиться - это радость, сразу начинают внушать, что учиться он обязан. Однако дети еще слишком малы, чтобы понимать, что им нужно учиться. В этом возрасте им должно быть интересно учиться. Только так и можно привить им вкус к знаниям, а стало быть, и вкус к занятиям.

       А какие дети приходят в наши группы коррекции задержки психического развития? Группа может быть скомплектована с младшего дошкольного возраста, и ребята пришли в детский сад, ещё имея в резерве несколько важных лет перед поступлением в школу. Но существует и другой вариант комплектования групп – когда дети приходят в 5, или даже в 6 лет. В этом случае возможность успешной коррекции очень невелика, здесь приходится прикладывать усилия всем участникам образовательного процесса, развивать усидчивость и целеустремлённость самим детям, проявлять немалые усилия и иметь высокую мотивацию познания. Но так бывает далеко не у всех детей. Слишком высокая планка не позволяет таким детям преодолеть все трудности развития. В этом случае наибольшая вероятность успеха зависит, конечно же, от самого педагога (дефектолога), его опыта, образованности, его умения грамотно скоординировать работу, построить индивидуальный план работы с каждым ребёнком. И как потом приятно видеть учителю-дефектологу, что у ребенка загораются глазки, тянется рука и просыпается интерес к познанию, интерес непосредственно к самой учебной деятельности. А все потому, что ребёнок почувствовал успех. Это главное условие, без которого невозможно формирование у детей (а особенно у детей с задержкой психического развития) познавательного интереса.

Отрицательное отношение к учебной деятельности возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой педагога, пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше выполнить задание, интерес к работе. Успех - важнейший стимул. Впечатление от него бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. Иногда ситуацию успеха надо создать, опираясь на какую-то маленькую победу ребёнка, чтобы поднять его в его собственных глазах, повысить его самооценку.

Поддерживать познавательный интерес на занятиях во многом помогают игровые моменты, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие, развивающие дидактические игры, которые непосредственно связаны с темой занятия.

Говоря о развитии познавательных интересов, нельзя не брать во внимание окружение, в котором находится ребёнок, так как его познавательная потребность на ранних этапах развивается в результате подражания взрослым.

Родители, их собственная умственная активность - важный фактор в развитии у ребенка потребности в умственной деятельности.

Различные экскурсии, походы, совместные мероприятия с родителями помогают воспитанию любознательности, внимания, организованности,   развитию речи. Так же все это способствует развитию познавательных интересов у дошкольников.

Детям с задержкой в психическом развитии трудно даётся учёба, надо всеми силами постараться помочь им, чтобы они успешно обучались в школе. Чем радостнее будет их учение, тем лучше будет их жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ результатов исследований особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игра занимает важное место в жизни ребёнка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в мире игры, она их мир и бытие…Часто произнося эти фразы, задаются вопросом: «А ...

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Материал посвящен работе с детьми дошкольного возраста по формированию коммуникативных навыков...

«Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста»

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческ...

«Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

В статье речь идет об  актуальности проблемы сенсомоторного развития дошкольников, которое заключается в познании ребенка окружающего мира с «живого созерцания», с ощущения и восприят...

Особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Материал размещен в сборнике 2 Всероссийской научно-практической конференции, г. Барнаул 24-25 февраля 2017г....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста как сензитивного периода в усвоении знаний, нео...

Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...