Педагогика поддержки умственно отсталого ребенка в процессе его развития в системе личностно-ориентированного обучения и воспитания
статья по теме

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогика поддержки умственно отсталого ребенка в процессе его развития в системе личностно-ориентированного обучения и воспитания»

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем с вами сложную проблему педагогической поддержки умственно отсталого ребенка в процессе его развития в системе личностно-ориентированного обучения и воспитания. Конечно же, всем детям необходима в той или иной мере педагогическая поддержка. Но сегодня хотелось бы обратить внимание на детей-изгоев в классе, а также поговорить о трудных подростках.

Непопулярными становятся дети, имеющие какие-либо физические недостатки или поведенческие проблемы, неуверенные в себе. Также отличать ребенка-изгоя могут плохая физическая подготовка, неопрятный или немодный вид, низкая успеваемость, излишняя полнота.

Как правило, сверстники почти всегда отвергают агрессивных детей, однако с тем же самым сталкиваются и слишком пассивные и покорные. Кроме того, в отверженные попадают дети из других стран или другого географического района - таких окружающие причисляют к "изгоям" только из-за иного выговора или разницы в жизненном опыте.

Последняя социальная категория включает детей, которых сверстники просто "не замечают". Такие дети как бы сливаются с общим фоном школы. Эти "незаметные" дети, как правило, очень застенчивы со сверстниками. Но дома, в кругу семьи, они полностью преображаются и ведут себя совершенно иначе.

Возможно, ребенок часто болеет, пропуская школу, поэтому никак не станет своим в классе. У некоторых детей сложный характер. Так или иначе, у маленьких "изгоев" копится обида на сверстников, чувство одиночества, зависть к другим детям. Несчастный ребенок замыкается в себе, начинает обманывать, хвастать, ябедничать или втихомолку мстить обидчикам.

Таким детям необходима поддержка учителей, так как школе в половине случаев на плодотворную работу с родителями рассчитывать не приходится. Сначала необходимо разобраться в причинах непопулярности ребенка и попытаться их устранить. Если ребенок недооценивает себя, надо помочь ему обрести уверенность в своих силах и способностях. Подчеркивать его достоинства при каждом удобном случае. Не скупиться на похвалу, восхищаться им.

Задача учителя - научить ребенка увидеть в себе свои личные достоинства и научить их проявлять. Необходимо давать такому ребенку как можно больше поддержки с позиции "взрослый" - "взрослый".

Следующий этап - обучение детей полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно - сдержаться и уступить.

Учитель должен задействовать ребенка-изгоя в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных ребят. Также необходимо давать непопулярному ученику лучшую роль в игре или другой коллективной деятельности. Возможность получить выгодную роль и справиться с ней - вот что нужно ребенку, чтобы почувствовать себя значимым и раскрыть свои таланты.

Необходимо обратить внимание и на зачинщиков травли, которые становятся инициаторами того, что непопулярные школьники превращаются в «изгоев».Учитель должен как можно раньше заметить преследователей и всячески пресекать их негативные действия в отношении ребенка-жертвы.

Можно предложить ребенку-зачинщику и ребенку-изгою какое-то совместное дело, давать важные ответственные поручения. Кроме того, в младших классах, отношение сверстников к ребенку в основном зависит от отношения учителя к нему. Если Вы показываете, что этот ребенок важен и ценен, умеет что-то лучше других, то и другие дети будут относиться к нему лучше.

Поговорив с самим «изгоем», можно подсказать ему, как себя вести в сложных ситуациях, как реагировать, чтобы приставать к нему было неинтересно. Можно посоветовать ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?" Или:  "Я не хочу это обсуждать", "Я рад, что это веселит вас", либо начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Кроме этого нужно научить ребенка первым предлагать новые идеи, занятия, затеи. Дети более склонны выдвигать новые идеи и предлагать новые затеи, когда они заинтересованы в чем-то конкретном. Именно поэтому так важно способствовать тому, чтобы школьник горячо увлекся чем-то, что его по-настоящему интересует. В этом плане большое значение играют авторские разработки педагогов по ведению уроков, индивидуальное планирование и моделирование методов преподавания.

Необходимо поощрять в каждом ребенке чувство юмора - точно так же, как мы поощряем хорошие манеры и прилежание в учебе. Проще всего внушить ребенку важность юмора, если каждый день показывать ему пример того, как с юмором относиться к жизни.

Конечно, посоветовать-то это легко, но я прекрасно понимаю, что с учетом всех стрессов, которые испытывают педагоги, во многих случаях им абсолютно не до шуток и не до чувства юмора. Поэтому можно начать с маленьких шагов. Тем более, что во многих семьях наших деток их воспитанием родители не интересуются, надо иногда устраивать классный час под названием "Смехопанорама". Цель этих собраний проста: все должны смеяться! Это окажет благоприятное воздействие на будничную  жизнь, а также и на развитие ребенка.

Также педагоги не должны оставлять без внимания и ситуации обзывания детьми друг друга. Задача педагога пресечь появление и использование обидных прозвищ в классе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить классный час на эту тему. С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются (обижаются на него либо хотят привлечь его внимание?).

Бывает, ребенок не понимает, что говорит, или не осознает, что произносит очень оскорбительные и обидные слова. Следует объяснить ему, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих и употреблять такие слова неприлично. Подросткам можно сказать, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов, и помочь им изменить отношение к сложным ситуациям. Например, можно использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или цветов. Можно обозвать наступившего на ногу одноклассника диплодоком или кактусом. Это прозвучит также эмоционально, но значительно менее грубо и с юмористической окраской.

Далее стоит сказать еще несколько слов об общении с трудными детьми.

Для того чтобы расположить к себе любого ребенка, необходимо его хорошо понимать. Детям особенно подросткового возраста свойственно дерзить, грубить и поступать наперекор другим. Так ребенок утверждается в своем обществе подростков. В связи с этим, раз ребенок хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, то и общаться с ним необходимо с позиции взрослого человека. То есть "взрослый" общается со "взрослым". Не поучать и запрещать, а объяснять и передавать ответственность за действия и последствия. Упрямятся дети, как правило, в ответ на какое-то насилие, настойчивость, требовательность, нажим со стороны других людей. А в подростковом возрасте - особенно со стороны взрослых. Нужно попытаться "обезоружить", успокоить школьника, что опасаться нечего. И прежде всего показывать это действиями, так как слова зачастую подростком не воспринимаются. Постепенно ребенок начинает доверять, "оттаивать". Безусловно, это сложно, но учителям необходимо иметь терпение и отвечать на вызов спокойным тоном, а не включаться в назидательные дискуссии и нравоучения. На уроке не акцентировать на этом внимание.

Также педагогам необходимо учитывать, что подростки имеют очень большую потребность в сопереживании: хорошо чувствуют, когда взрослый к ним расположен, и незамедлительно отвечают тем же; поощрения доставляют им большую радость; похвала повышает активность, работоспособность. Учитель должен всегда ровно обращаться с такими учениками. На общении не должны сказываться плохое настроение учителя, его раздражительность. Опять же это очень сложно, и порой трудновыполнимо, но нужно стремиться к этому.

 Например, педагогу может помочь в этом активное слушание, Я-сообщение; отказ от речевой агрессии.

1. Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения с помощью «Я-высказывания» Например: «Я узнала», «Мне сообщили из школы, что ты был наказан…» и т.д. Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.

2. Выразите свои чувства по этому поводу  - «Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.

3. Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите, например так - «Это, на мой взгляд, может привести к…».

4. Выскажите свои мысли по данному поводу, используя такие фразы: «Я думаю, считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой взгляд…».

5. Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет.

6. Выставите требования так называемой классной «конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (и обязательно укажите, какие).

7. Выразите желание, что следовало бы сделать, например: «Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу». Таким образом вы передаете ответственность за его поведение ему самому.

8. Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого. Но предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.

9. Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее. Например так - «Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому».

 

В заключении хочется всем нам пожелать успехов в нашей нелегкой работе и плодотворного сотрудничества. Так как, на мой взгляд, только объединив усилия в педагогическом коллективе, можно добиться значительных видимых результатов.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного обучения

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направ...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Личностно-ориентированная модель обучения - основа гуманистической педагогики

Личностно-ориентированная модель обучения - основа гуманистической педагогики...

Специальная индивидуальная образовательная программа развития глубоко умственно отсталого ребенка

Специальная индивидуальная образовательная программа развития (СИОПР), составленная по следующим направлениям: альтернативная коммуникация, сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, дви...

Презентация Роль привычек в воспитании умственно отсталого ребенка

привычка к нервному тику, привычка к инертности, к невниманию, к крику, к неопрятности, к онанизму, привычка к повторению одних и тех же впечатлений и актов, к уклонению от нормальных функций...

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...