«Обучение умственно – отсталого ребенка правильному общению через игру»
статья на тему

Понуровская Валентина Ивановна

Доклад на педсовете из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное автономное учреждение

Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа – интернат № 5 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья

пгт. Новобурейский

ДОКЛАД

Тема: «Обучение умственно – отсталого ребенка правильному общению через игру»

Подготовила: воспитатель

Понуровская Валентина Ивановна

2013 год

Обучение умственно-отсталого ребёнка правильному общению через игру.

Наиболее близкая, интересная и доступная для ребёнка деятельность - эта игра.

Игра увлекает, эмоционально захватывает своим процессом всю личность ребёнка.

Умственно отсталый ребёнок, если он научился играть, увлекается игровой деятельностью, как  нормальны. Но, в отличии от игры нормального ребёнка, игра у умственного отсталого ребёнка часто носит примитивный характер, лишена инициативы, творчества. У умственно отсталых детей на первых порах обучения преобладает интерес к индивидуальным играм, они еще не умеют играть в коллективные игры. Так например у Данила Т всегда в карманах ниточки, бумажные клочки – он испытывает удовольствие играет с ними на занятиях, в свободное время, во время дневного сна.

В свободное время дети если они предоставлены сами себе, делают беспорядочные движения, затевают возню, устраивают свалки – это такие дети, как Данил Г, Андрей Б, Кирилл.

У умственно отсталого ребенка игра – является мощным воспитательным процессом. Благодаря игре удаётся преодолеть: робость, неуверенность, пассивность присущая многим умственно отсталым детям.

Игра если она правильно организованна положительно влияет на весь организм ребёнка. Дети становятся радостными, бодрыми, движения их более ловкими.

Игра развивает ребёнка физически, исправляет недостатки моторики, развивает инициативу, сообразительность, воображение, воспитывает чувство товарищества, способствует сплочению детского коллектива.

В первое время я с детьми старалась не играть в многолюдном месте, а проводила игры в группе, с целью сохранить физические недостатки детей, постепенно вводила массовые игры, при этом наблюдала за поведением, состоянием каждого ребёнка.

Если ребята почему-то возбуждены, то организую тихие, спокойные игры: например: «кто это?», «кто самый внимательный?», настольные игры, «разрезные картинки», «лото» и др.

Если ребята вялы, мало подвижны, то включаю детей в более подвижные игры: т.к. «жмурки», «краски», «третий лишний». Но, как правило,  избегаю с детьми шумные игры т.к., они легко возбуждают нервную систему, что отрицательно сказывается на состоянии ребят к таким играм следует в первую очередь отнести футбол.

Гра может заинтересовать умственно отсталого ребёнка, только тогда. Когда она доступна его пониманию. Поэтому я прежде всего стремлюсь повторять и закреплять те игры, которые ребёнку знакомы. Я стараюсь играть вместе с детьми. Поиграв с детьми незаметно отхожу от непосредственного участия в игре и только наблюдаю за ребятами и в нужном случае прихожу им на помощь, так постепенно приучаю детей играть самостоятельно.

Дети уже сами выбирают игры, стали проявлять себя организаторами в играх.

Девочек привлекают сюжетные игры, мальчиков настольные игры. Я стараюсь удовлетворить запросы тех и других. Наблюдения за ребятами показали, что ребята любят подражать животным, жизни взрослых. В связи с этим мы в первых массовых играх инсценировали знакомые детям сказки: например: «теремок», «речка», «три поросёнка», «заяц-хвастун» и т.д. Эти игры оживлялись пением, имитацией и положительно действовали на воображение детей.

Играющие без особого труда перевоплощаются в сказочные образы. Ира С, Вика З, Вика Б, Данил Г легко запоминают рифмованный текст. Я наблюдала, как дети с трудом переходят от одной игры к другой. Почти каждый раз дети просили поиграть в «ручеёк». Играющие выбирали себе пару, и они проходили под сомкнутыми рядами рук.

Игра не сложная, спокойная. Вероятно этим она и увлекала детей. Самостоятельный выбор игр умственно отсталыми однообразен и беден, как бедны их фантазия и воображение. Дети любят повторять игры, но следует игры постепенно разнообразить, чередовать. В начале года дети с желанием играли в подвижные игры. «Два-мороза», «совушка-сова», «вокруг домика хожу» и т.д. А сейчас их более привлекают игры с соревнованием, игры – эстафеты: «дорожка препятствий», «чья пара быстрее» и д.р. Ребята активно включаются в ролевые игры. Это игры, которые придумывают сами дети.

Первое условия игры, как увлекательной деятельности – наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), об событиях и явлениях реального мира.

Чтобы осуществить игровой замысел, дети должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых, об их отношениях.

Чтобы привлечь интерес к школе, познакомить с правилами школы, в группе были проведены занятия, которые проводились в виде игр. Эти занятия послужили началом, элементами проведения С.Р.И. «Школа».

Цель: Выполнения правил поведения в школе, умение вести себя на уроках, умение передавать, что делали на уроке, воспитывать дружеские взаимоотношения. Наблюдая за С.Р.И. «В школу» вижу, что дети стараются подражать Людмиле Васильевне. Следят за правильной осанкой, поднимают руку, отвечают по очереди.

В это время им нельзя диктовать, как надо играть, они отражают работу учителя, здесь проявляются личные качества, взаимоотношения детей, кто на что способен, здесь происходит закрепления правил поведения на уроке.

Прежде чем провести С.Р.И.: «волшебные слова». Я провела беседы – разговоры с показом ситуаций: «как правильно разговаривать?», «как нужно вести себя во время разговора?», «разговор с игрушками», «разговор по телефону». Прочла рассказ: «Волшебное слово». В этой игре взяла на себя ведущую роль, так как у ребят не развиты организаторские умения, не богат словарный запас, как правильно вести и разговаривать, применяя «волшебные слова».

Источник С.Р.И., не только живая деятельность, но и книга, иллюстрации к ней, рассказы, сказки, инсценировки, беседы – разговоры с детьми. Эти игры развивают личностные качества ребят, углубляют знания и представления детей, формируют познавательные качества. Мы видим, что во вспомогательной школе очень трудно установить резкую грань между игровой и учебной деятельностью. Полная их взаимосвязь осуществляется при использовании дид.игр на занятиях.

Дид.игра облегчает ребёнка перейти к серьёзной учебной работе. Она оживляет учебный процесс, помогает лучше усвоить учебный материал, делает его доступным, снимает утомление. Перед каждой дид.игрой ставится конкретная, подготовительная задача, которую ребёнок должен понять, задачи стоящие перед игрой, могут быть следующими: образование тех или иных представлений, понятий, усвоение правил, закрепление умений, навыков. Дид.игры в условиях вспомогательной школы одновременно имеют и коррекционное значение. Они развивают процессы внимания, памяти, наблюдательности, мышления. В игре развиваются речь, волевые усилия.

Мы учим детей согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развиваем в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка

проблема формирования нравственности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанной.данная проблема исследуется в этой работе....

особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка

проблема формирования нравственности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанной.данная проблема исследуется в этой работе....

КАК ПОМОЧЬ УМСТВЕННО ОТСТАЛОМУ РЕБЕНКУ В ОБЩЕНИИ

КАК ПОМОЧЬ УМСТВЕННО ОТСТАЛОМУ РЕБЕНКУ В ОБЩЕНИИРекомендации для родителей и педагоговСоставитель: Зинченко О.К., педагог-психолог, первой квалификационной категории, центральной ПМПКРазвитие и ...

Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира

Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира...

Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников

В конспекте представленыа система дидактических игр и упражнений, направленных  на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста....

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...