Выявление детей, нуждающихся в сопровождении, определение их потребностей.
статья по теме

Ivanova Irina Nikolaevna

В данной статье представлен опыт работы сотрудников "Центра ПМСС" по сопровождению детей раннего и дошкольного возраста в условиях ДОУ общеразвивающего вида. Разработанные карты сопровождения могут помочь педагогам ДОУ максимально рано выявить особые нужды и образовательные потребности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ivanovoy_i.n.doc382.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Ирина Николаевна

Муниципальное казенное образовательное учреждение

 «Центр  психолого - медико-социального сопровождения»

г. Олонец

Выявление детей, нуждающихся в сопровождении, определение их потребностей.

Cтоит вспомнить, что идея индивидуального сопровождения возникла, как практическое воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подхода к развитию ребёнка. Возникла она у нас в стране в прошлом столетии, но до настоящего времени недостаточно осмысленна и вызывает много вопросов. Один из них, как выявить детей, нуждающихся в сопровождении и определить вид необходимой помощи.

Забота о реализации права ребёнка на полноценное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого ДОУ, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребёнка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих всё дальнейшее развитие организма. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормативного могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счёт большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психолого-педагогического развития ребёнка. Начатые коррекционные мероприятия в период  раннего возраста помогут устранить большинство проблем к дошкольному, младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

Если представить модель службы сопровождения следующим образом,

то мы увидим, что самыми близкими участниками службы сопровождения являются родители (законные представители) и воспитатели ДОУ. Именно они наблюдают, изучают малыша ежечасно, ежеминутно. Им в помощь специалистами нашего центра была разработана карта сопровождения детей раннего возраста. В карте отражены основные показатели зрелости, ориентированные на:

  • Определение уровня физического развития (общей и мелкой моторики)
  • Определение сформированности познавательных процессов
  •  Определение сформированности ведущего вида деятельности
  •  Развитие речи
  •  Пространственные представления и основы счета

На мой взгляд, недостаточно представлено в карте определение уровня социального развития ребёнка, поскольку помимо навыков самообслуживания, необходимо определить контактность, общительность, эмоционально-волевую сферу.  (Приложение 1)

После заполнения карты сопровождения воспитателем (под руководством психолога и /или логопеда), хорошо видно не только уже достигнутое ребёнком, но и находящееся в процессе созревания, отставания, или опережения. Ведь для воспитателей ДОУ не менее важна работа с детьми, имеющими условно нормативное развитие, одарёнными детьми. Карта позволяет видеть реальные возможности ребёнка, чтобы сформировать у родителей адекватную оценку ситуации, сориентировать их на дальнейшую работу, поскольку они являются полноправными участниками процесса сопровождения. В раннем возрасте родителям легче принять особенности своего малыша, т.к. есть ещё время для коррекции каких-то сфер, есть время для формирования у семьи активной жизненной позиции. Поскольку сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка, специалистами нашего Центра была разработана карта сопровождения детей дошкольного возраста. (Приложение 2).

Хочется надеяться, что предложенные карты сопровождения помогут воспитателям ДОУ максимально рано выявить особые нужды и образовательные потребности ребёнка, чтобы в дальнейшем осуществить «пошаговое» обучение, в соответствии с возможностями ребёнка на данном этапе развития, оказать психолого-педагогическую помощь родителям, включить их в коррекционный и образовательный процессы.

Библиографический список

1.Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике /психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб, 1988г.

2. Психолого - медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплект рабочих материалов /Под ред. М.М.Семаго. М.,1999

(Приложение 1)

                                                   

КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Имя, фамилия _______________________________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________________________________

Домашний адрес_____________________________________________________________________

Дата зачисления в ОУ________________________________________________________________

Цвета таблицы:

Зеленый – высокий уровень развития, выполняет самостоятельно.

Желтый – средний уровень развития, выполняет, но с помощью.

Красный – низкий уровень развития, не выполняет, помощь использует не в полном объеме.

                           Возраст

1 год

1,5 года

2 года

2,5 года

3 года

  1. Общие представления

1. Имя

2. Фамилия

3. Возраст (показ на пальцах)

4. Члены семьи

  1. Общая моторика

1. Ходит

2. Бегает

3. Поднимается и спускается по лестнице

4. Ловит большой мяч

5. Бросает большой мяч в ящик

  1. Мелкая моторика

1. Держит карандаш, оставляет след на бумаге

2. Чиркает карандашом в рамках листа

3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии

4. Чертит кривую, замкнутую линию

5. Рисует шар, яблоко, другие предметы

6. Снимает колечки с пирамиды

7. Нанизывает колечки на стержень

8. Ставит 5 кубиков один на другой

9. Ставит 10 кубиков один на другой

10. Сжимает пальцы взрослого

  1. Речевое развитие

1. Произносит 10-15 лепетных слов

2. Произносит до 40 слов

3. Активный словарь от 300 до 1500 слов

4. Строит предложения из 2-3 слов

5. Задает вопросы

6. Связная речь

  1. Сенсорные умения

1. Дифференциация предметов по величине (до 6 предметов, одинакового цвета)

2. Размещение резко отличающихся вкладышей в соответствующие отверстия

3.  Размещение близких по форме вкладышей («Почтовый ящик»)

4. Показ                           («Доска Сегена»)

5. Называние геометрических фигур

6. Собирание матрешки

7. Выбор цвета по инструкции

8. Называние цветов:

                                                                           - красный

                                                                           - желтый

                                                                            - синий

                                                                            - зеленый

9. Различает «полный – пустой»

10. Различает «большой – маленький»

  1. Пространственные представления

1 Понимание предлогов:

                                                                    - в

                                                                    - на

                                                                    - под

                                                                     - за

2  Различает «верх – низ»

3. Различает «право – лево»

  1. Основы счета

1  Различает «много – мало»

2  Различает «один – много»

3  Различает «много – больше – еще больше»  

4  Различает «мало – меньше – ничего»

5  Счет 1, 2, 3.

  1.  Деятельность

1. Предметно-манипулятивная деятельность

2. Отдельные игровые действия

3. Использование речи во время деятельности

4. Проявление эмоций во время деятельности

  1. Мышление

1. Строит домик

2. Показывает до 5 предметов на сюжетной картинке

3. Понимание смысла сюжета серии картинок (2)

4. Составление рассказа по серии картинок (2)

5. Умение находить парные картинки

  1. Зрительное восприятие

1. Узнавание и показ игрушек (4)

2. Составление разрезной картинки (3)

  1. Память

1. Зрительная память (4 игрушки)

2. Рассказывание стихов

3. Пересказ знакомого небольшого текста

  1. Навыки самообслуживания

1. Прием пищи:

                                                          - отодвигает стул, чтобы сесть

                                                  - пододвигается со стулом к столу

                                                   - пододвигает к себе тарелку, чашку

                                                   - ест ложкой

                                                   - пьет из чашки

                                                    - отодвигает стул, чтобы встать

2. Одевание:

                                                    - снимает (надевает) трусы

- надевает носки

- надевает колготки

- надевает пуловер

- надевает рубашку, не застегивая

- расстегивает рубашку (штаны) на пуговицах (3)

- расстегивает молнию

- застегивает молнию

3. Обувание:

                                                                    - обувает тапочки                                                                                      

- обувает ботинки

- застегивает обувь на липучке

- застегивает обувь на молнии

- ставит обувь в шкафчик

4. Гигиенические навыки:

                                                                              - моет руки                                  

- пользуется мылом

- чистит зубы

- умывает лицо

- расчесывает волосы

- регулярно сообщает о физиологической потребности

(Приложение 2)

КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ  РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Имя, фамилия _______________________________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________________________

Дата зачисления в ОУ ________________________________________________________________

Цвета диаграммы:

Зеленый – высокий уровень развития, выполняет самостоятельно.

Желтый – средний уровень развития, выполняет, но с помощью.

Красный – низкий уровень развития, не выполняет, помощь использует не в полном объеме.

                                               Возраст

3

3,5

4

4,5

5

5,5

6

6,5

7

I. Общие представления

1. Имя

2. Фамилия

3. Возраст

4. Члены семьи (имена; старше – младше)

5. Обращение ко взрослому на «Вы», по имени, отчеству

II. Общая моторика

1. Ходит по узкой линии без поддержки

2. Спрыгивает со скамейки

3. Прыгает на:     - 2-х ногах

                             - 1-ой ноге

4. Ловит маленький мяч

5. Бросает маленький мяч

6. Выполняет одновременно 2 вида деятельности

7. Перешагивает через предметы:      

                                                         - 10 -15

                                                         - 15 -20

                                                         - 20 -25

III. Мелкая моторика

1. Пользуется ножницами

2. Сгибает лист бумаги

3. Завязывает узлы

4. Развинчивает/ завинчивает крышку

5. Копирует квадрат, треугольник

6. Рисует квадрат

7. Надевает мелкие предметы (елочки, грибки) на подставку

8. Бросает шарики в сосуд

9. Прокатывает шарики в ворота (на столе)

10. Нанизывает бусы, кольца на леску

IV.Речевое развитие

1. Восприятие и воспроизведение ритма

                                 4 – 5 лет

                                       (из 4 элементов)

                                5 – 7 лет

                                           (из 5 элементов)

2. Звукопроизношение

3. Словарный запас (объем, точность, значение слов)

4. Строит предложения из 4 – 6 слов

5. Понимание инструкций и простых предложений

6. Связная речь

V. Познавательная деятельность

1. Узнавание, называние цветов:

                                      - основные цвета

                           - розовый

                          - голубой

2. Величина:

                        Пирамида из 5 колец

                        Различает: «длинный – короткий»                      

                         Различает: «широкий – узкий»

                       Различает: «высокий – низкий»

                       Различает: «толстый – тонкий»

3. Форма:

                                            - «Почтовый ящик»

                                            - «доска Сегена»

                - показ

                - называние

4. Целостное восприятие. Разрезные картинки из:

                                                - 3-х частей

                                                - 4-х частей

                                                -5-6 частей

5. Время: последовательность, называние:

                                                - части суток

                                                - дни недели

                                              - времена года

6. Пространственные представления:

                            Понимание предлогов:

                                                               - над

                                                               - из

                                                            - из-за

                                                         - из-под

                          Различает: «впереди себя»

                          Различает: «позади себя»

                          Различает: «право – лево»

                                                   - «на себе»

                                                   - «от себя»

 Части тела:

                                                        - глаза

                                                        - уши

                                                        - нос

                                                 - ноги/ руки

VI. Основы счета

1. Соотнесение количества и числа:

                                        - 2 – 3 предмета

                                        - 3 – 4 предмета

2. Понятия «больше – меньше»

3. Уравнивание предметов:  

          - убавление

         - добавление

4. Решение простой задачи (2 + 1)

5. Счет:                                            - до 5

                                                         - до 10

                                                        - от 5

                                                        - от 10

VII. Игровая деятельность

1. использование речи во время игры

2. Отражение в сюжете сцен повседневной игры

3. Совместное со сверстниками построение сюжета

- последовательность

- развернутость

VIII. Мышление

1. Строит домик, башню

2. Обобщения

3. Исключения

4. Составление рассказа по серии картинок (3 – 4)

5. Понимание смысла сюжетных картинок

IX. Память

1. Зрительная (игрушки или картинки)

2. Слуховая:                              

  - ряд слов

  - цифровые ряды

X. Внимание

                                       - переключаемость

                                             - концентрация

                                            - устойчивость

XI. Рисунок

1. Чирканье

2. Предметный рисунок

3. Сюжетный рисунок

4. Использование цвета

5. Пространственные соотношения

6. Речь во время рисования

7. Рисование человека с туловищем в одежде

XII. Навыки самообслуживания

1. Прием пищи:

                    - тщательно пережевывает пищу

       - убирает посуду со стола

- пользуется салфеткой

- пользуется вилкой

- сервирует стол

2. Одевание:                                    

- одевается в определенной последовательности

- надевает куртку, пальто

- расстегивает пуговицы

-аккуратно складывает свои вещи в шкаф

- чистит свою одежду

- не путает свои вещи с чужими

3. Обувание:              - шнурует ботинки

- завязывает шнурки

- различает обувь на правую и левую ногу

- чистит обувь

4. Гигиенические навыки:  

                                    - закатывает рукава

- открывает/ закрывает кран

- регулирует струю воды

- полощет рот после еды

- пользуется носовым платком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к олимпиадам по физике в условиях «Санаторно-лесной школы» для детей, нуждающихся в длительном лечении.

 Эта статья поможет учителям, которые заинтересованны в том, чтобы их ученики активно участвовали в олимпиадном движении. В статье проводится сравнительный анализ моей работы в этом направ...

Положение о порядке и основаниях приема, перевода и отчисления обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска

Положениео порядке и основаниях приема, перевода и отчисления обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» горо...

Опыт реализации проекта "Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей в МБОУ «Гимназия им. Горького»

Статья рассказывает об опыте работы МБОУ "Гимназия им.ГОрького" с одаренными детьми....

Практическая работа. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА.

Практическая работа. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА.Проводится после изучения тем "Органические вещества".Работа вызывает практический интерес к изученному.Ребята не прост...

Выявление детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная &la...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)

В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...

Принципы организации консультационной психологической помощи родителям детей, нуждающихся в прохождении ПМПК

В рамках работы представлена характеристика этапов принятия диагноза родителями детей, нуждающихся в прохождении ПМПК, а также советы по работе с родителями таких детей...