Главные вкладки

    "Технология обучения фонемному анализу учащихся начальной школы."
    методическая разработка по теме

    Луденкова Светлана Сергеевна

    Представлена разработанная  и апробированная  технология работы учителя-логопеда, цель которой – повышение эффективности профилактики и коррекции дисграфии посредством совершенствования фонемного анализа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология обучения фонемному анализу учащихся начальной школы.

            Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.

            Основная задача логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на следующие ступени обучения. В противном случае стойкие специфические ошибки письма и чтения будут сопровождать учащихся и в последующие годы, осложняя их учебно-познавательную деятельность.

    «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков».[8]

            Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

            Лурия А.Р. определял письмо как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо (в любой его форме) начинается с определённого замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегания вперёд, повторов и т.п.) .Собственно письмо включает ряд специальных операций:

    • анализ звукового состава слова, подлежащего записи;
    • перевод фонем в графемы;
    • «перешифровка»  зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи.

    Таким образом, фонемный анализ является первой операцией в процессе письма.

    Фонемный анализ (по Д.Б. Эльконину) включает в себя:

    • выяснение порядка следования фонем в слове;
    • установление различительной функции фонем;
    • выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

    Объектами фонемного анализа являются:

    • слово как элементарная единица общения;
    • структурно-морфемные части слов как носители возможных сообщений;
    • артикуляторно-произносительные части слов – слоги.

    Орфинская В.К. выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, в т.ч. – узнавание звука среди других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слова. Несформированность действий звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв и слогов.

    Работая в МБОУ Николаевская СОШ и анализируя письменные работы учащихся начальной школы, я сделала вывод, что ошибки, обусловленные несформированностью фонемного анализа, являются наиболее распространёнными.

    В связи с этим  была разработана и апробирована технология работы учителя-логопеда, цель которой – повышение эффективности профилактики и коррекции дисграфии посредством совершенствования фонемного анализа.

    Технология обучения фонемному анализу построена с учётом следующих дидактических принципов:

    • комплексности: воздействие на весь комплекс нарушений, в работе участвуют логопед, учитель и родители;
    • максимальной опоры на различные анализаторы;
    • опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
    • поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину): работа над каждым типом задания в определённой последовательности;
    • учёта зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому);
    • усложнения материала.

    Технология реализуется через полисубъектные  взаимодействия:  «логопед – учитель», «логопед – родители», «логопед – логопат».

    В рамках взаимодействия «логопед – учитель»в системе  проводятся  выступления учителя-логопеда на  заседаниях методического объединения учителей начальной школы (Приложение 1). А также – проведение индивидуальных консультаций педагогов.

    В рамках взаимодействия «логопед – родители» проводятся выступления учителя-логопеда на  родительских собраниях в 1 – 4 классах по темам: «Готовность первоклассников к школьному обучению», «Применение игры в процессе обучения грамоте», «Как предупредить возникновение затруднений при обучении грамоте»,  тренинги для родителей учащихся 1 классов по теме «Как помочь ребёнку в овладении грамотой?». А также регулярно проводятся индивидуальные консультации для родителей. На данных собраниях и тренингах логопед раскрывает значимость фонематического анализа в операции письма, а также проявление его несформированности в специфических ошибках на письме и как следствие – снижение успеваемости ребёнка по русскому языку и чтению. Логопед убеждает  родителей в необходимости проведения игровых упражнений во внеурочное время в домашних условиях, приводит примеры различных видов упражнений. На собраниях и тренингах родителям предлагается выполнить некоторые упражнения с целью понимания правил и практического применения игровых упражнений самими родителями.

    В рамках взаимодействия «логопед - логопат»  систематически  проводятся коррекционные занятия, на которых, применяя различные педагогические технологии (технологию проблемного обучения, игровые технологии, групповые технологии обучения, технологии развивающего обучения, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие и воспитательные технологии) логопед обучает логопатов простому и сложному фонематическому анализу.

    С целью повышения эффективности коррекционного воздействия при планировании и проведении коррекционных занятий:

    • учитываются возрастные и психические особенности детей;
    • обеспечивается положительная мотивация выполнения заданий;
    • чередуются различные виды деятельности;
    • включаются в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.

    Работа по обучению фонемному анализу начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведётся в трёх направлениях:

    1. уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
    2. выделение звука на фоне слога;
    3. выделение звука на фоне слова.

    Упражнения представлены в приложении 2.

    Описанная технология работы позволяет повысить эффективность обучения звуковому анализу и как следствие этого – эффективность профилактики и коррекции  акустической и артикуляторно-акустической дисграфии, фонематической дислексии и дисграфии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза.

    Результативность данной технологии представлена в таблице 1.

    Таблица 1

    Учебный год

    Принято

    Выпущено

    2008/2009

    23

    4

    2009/2010

    30

    10

    2010/2011

    31

    16

    2011/2012

    36

    24

    Таким образом, количество выпущенных учащихся ежегодно увеличивается.

    Анализ результативности  коррекционно-развивающего процесса  показал, что эффективность  логопедической  работы     в 2009-2010 учебном году  составила 33,3%, в 2010-2011 учебном году – 51,6%, а  в 2011-2012 учебном году – 66,6%.

    Данные представлены в диаграмме 1.

    Диаграмма 1

    Анализ письменных работ учащихся начальной школы показывает, что количество ошибок, обусловленных несформированностью фонемного анализа, значительно уменьшилось во 2-4 классах. В письменных работах учащихся 1-х классов наблюдается незначительное количество таких ошибок.

    Таким образом, эффективность технологии обучения фонемному анализу учащихся начальной школы выражается в повышении эффективности профилактики и коррекции  акустической и артикуляторно-акустической дисграфии, фонематической дислексии и дисграфии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза.

    Литература:

    1. Абрамова Н.А. «Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы»-Волгоград: Учитель, 2011
    2. Дьякова Н.И. «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников» - М.: Творческий Центр СФЕРА, 2010. – с.3-24
    3. Кириллова Е.В. «Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста» - М.: Творческий Центр СФЕРА, 2010. –с.4-8
    4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития» - М.: ВЛАДОС, 2004
    5. Лопатина Л.В., Иванова О.В. «Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития» - С.-Пб.:КАРО, 2007
    6. Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами» - С.-Пб.: СОЮЗ, 2005. – с.6-95
    7. «Основы логопедической работы с детьми»: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ – М.: АРКТИ, 2005. – с.128-212
    8. Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979. – с.205
    9. Садовникова И.Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма» - М.: АРКТИ, 2005. – с.3-149
    10. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. «Нарушения речи у школьников»- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – с.5-44



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    1. «Психологическая структура процесса чтения»
    2. «Симптоматика нарушений чтения»
    3. «Психофизиологическая структура процесса письма»
    4. «Симптоматика нарушений письма»
    5. «Развитие и совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза»
    6. «Проблема: пропуск букв в словах»
    7.  «Проблема: замена букв при письме»

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Упражнения для развития фонематического анализа:

    1. Определение наличия заданного звука в слоге, слове
    2. Выделение первого и последнего звука в слове, слоге
    3. Нахождение местоположения заданного звука в слоге, слове
    4. Определение последовательности и количества звуков в слоге, слове
    5. Определение места звука по отношению к другим звукам
    6. Дифференциация атикуляторно близких, но акустически далёких звуков
    7. Дифференциация артикуляторно и акустически близких звуков


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные принципы коммуникативного подхода при обучении английскому языку учащихся начальной школы

    Введение игровых моментов при обучении грамматике и введения новых лексических единиц являются очень важными элементами обучения английскому языку на начальном этапе. Игры вносят разнообразие в учебны...

    Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

    В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

    Учебно-методическое пособие"Игровые технологии обучения английскому языку в начальной школе".

    Описание игровых методик и приемов,используемых на уроках английского языка в начальной школе:фонетические игры,дидактические,сюжетно ролевые....

    Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.

    Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...

    Теоретические основы технологии обучения чтению учащихся начальной школы .

    Необходимо уделять особое внимание обучению младших школьников таким видам речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение....

    Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание учащихся начальной школы

    Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание учащихся начальной школы...