Основные направления деятельности и формы работы с учащимися детей с ОВЗ
материал по теме

Демочко Елена Степановна

 

Психолого - педагогическое сопровождение учащихся «Шербакульской школы-интернат» направлено на формирование адаптированной личности ребенка, способной к управлению психологическим и физиологическим состояниям, основные напрвления деятельности используемые в работе педагога-психолога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Основные направления деятельности

и формы работы с учащимися

2014г.

Психолого - педагогическое сопровождение учащихся «Шербакульской школы-интернат» направлено на формирование адаптированной личности ребенка, способной к управлению психологическим и физиологическим состояниям, а также диагностика, коррекция и становление отдельных психических процессов.

Поставленные задачи:

  1. Анализ динамики развития познавательных процессов
  2. Анализ проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация
  3. Анализ детско-родительских отношений: психологический анализ детско-родительских отношений
  4. Психологическое сопровождение и помощь учащимся в профессиональном самоопределении
  5. Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса

К основным направлениям деятельности относятся:

1. психодиагностика

2. коррекция

3. консультирование

4. просветительская деятельность 

5.школьная медиация и ПМПк.

6. методическая работа

1. Диагностическая работа: индивидуальная (например, рисунок-тест РНЖ), групповая (например, выявление уровня школьной мотивации).

Основные диагностики:

- диагностика познавательных процессов (мышление, внимание, память);

- диагностика уровня воспитанности детей (своевременная коррекция деятельности по воспитанию);

- диагностика эмоционально-волевой сферы;

- диагностика уровня тревожности;

-диагностика по запросам.

Для проведения психологической диагностики имеется достаточный набор диагностических методик, которые соответствуют предъявляемым запросам и позволяют дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяет планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.

2. Коррекционно – развивающие направление. Коррекция и развитие использует следующие направления:

- развитие психомоторики и сенсорных процессов;

- проведение тренингов и занятий (например, тренинг «Пойми себя»);

- проведение релаксационных занятий для учащихся разновозрастных групп (упражнение «Волшебная лавка»)

- проведение коррекционно-развивающих мероприятий по запросам. Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

Коррекционно - развивающая работа с учащимися направлена на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Коррекционно-развивающая работа велась преимущественно в индивидуальном режиме.

Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.

3. Психологическое консультирование включает различные занятия и беседы, которые проводятся в кабинете психолога.

Кабинет оснащен разнообразными методическими пособиями: детская сенсорная дорожка, пузырьковая колонна, пуфик-кресло с гранулами, «сухой душ», подвесная система «мелодичный звон».

Процесс консультирования обычно проходит в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме.

Все запросы можно разделить на:

  1. трудности в общении со сверстниками
  2. эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)
  3. проблемы в детско-родительских отношениях
  4. трудности в профессиональном самоопределении
  5. трудности обучения
  6. консультации по результатам групповой диагностики

В процессе консультирования решаются следующие задачи:

  1. прояснение и уточнение запроса;
  2. сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
  3. диагностика нарушений;
  4. рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
  5. составление плана дальнейшей работы по запросу.

Дети, посещают кабинет психолога не только во время консультаций, но и приходят на переменах и в свободное от учебы время.

Вся информация о проведенных занятиях фиксируется в журналах и в дневниках наблюдениях, а также заполняется индивидуальная психологическая карта на каждого ребенка.

4. Просветительская деятельность.

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение тематических классных часов для учащихся 6, 8-10 классов. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.

Основные темы классных часов:

  1. Стратегии поведения в конфликте
  2. Психология общения
  3. Мир труда и профессий

2) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и воспитателей по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами и воспитателями своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; 3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком.

3) Выступления на педагогическом совете и методическом объединении воспитателей. Тема выступлений «Формы и методы избежания эмоционального выгорания на работе».

5. Школьная медиация и ПМПк.

Работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума (реализация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой), осуществляется следующим образом.

На первом этапе каждый специалист (например, педагог-психолог, медицинский работник, социальный педагог) составляет развернутое заключение, уточняет рекомендации. Второй этап включает обсуждение результатов обследования, затем вырабатывается решение по направлениям индивидуализации образовательной программы. Реализация индивидуальной образовательной программы проходит на третьем этапе ПМПк.

Школьная медиация. Новое направление в работе – это работа школьной службы медиации – службы примирения, где происходит решение конфликтов и споров. Школьная медиация включает профилактику и коррекцию девиантного поведения учащихся, формирование толерантности в современном образовательном пространстве. Служба была создана в декабре 2013 года. Руководителем службы школьной медиации является педагог-психолог, в состав комиссии входят и педагоги и учащиеся.

В этом направлении также проводились занятия для учащихся, например, такие как «Психология общения», «Агрессия и как ей противостоять».

Результатом деятельности педагога-психолога является формирование у учащихся опыта позитивного общения, коррекция поведения и устранение психологического дискомфорта.

6. Методическая работа.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результаты методических работ: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) создание базы диагностических методик.
  2. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей.
  3. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей.
  4. Оформление документации педагога-психолога.
  5. Посещение конференций и семинаров в целях самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности и формы взаимодействия социального педагога в работе с учащимися и их родителями.

   Основные направления деятельности и формы взаимодействиясоциального педагога в работе с учащимися и их родителями....

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос

Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченн...

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Важнейшей задачей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и под...

Доклад на тему: "Основные аспекты деятельности концертмейстера в работе с учащимися различных специальностей в учреждениях дополнительного образования".

Работа концертмейстера – одна из самых распространенных профессий среди музыкантов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по специальностям (кроме пианистов), и на концертной сцене, и...

Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Теоретическая часть с использованием указанных в тексте источников плюс наша практическая составляющая (по результатам личной деятельности)....