Основные направления деятельности и формы взаимодействия социального педагога в работе с учащимися и их родителями.
статья по теме

  

     Основные направления деятельности и формы взаимодействия
социального педагога в работе с учащимися и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления деятельности и формы взаимодействия

социального педагога в работе с учащимися и их родителями.

        Основная задача школа – осуществление процесса социализации ребенка с учетом личностных и семейных запросов; создание условий для образовательной деятельности, для свободного развития физических и духовных сил учеников; защита  ребенка от неблагоприятных факторов. Социальный педагог, являясь проводником социальной политики государства в образовательном учреждении, определяет основные направления социально-педагогической работы с детьми. Поле профессиональной деятельности социального педагога определяется современным состоянием социальной реальности, социальными ожиданиями родителей и детей. Выявив насущные проблемы личностного становления учащихся, социальный педагог формирует цели и задачи социально-педагогической деятельности.

        Основной фактор становления личности – социальная среда, формирующая личность. Социальный фон  семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка. Социальный педагог должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия педагога с родителями – уважением, которое не должно исключаться никакими обстоятельствами, даже фактами негативного поведения родителей. Родители должны видеть в социальном педагоге человека авторитетного и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.

        Ребенок испытывает воздействие различных общественных факторов, среди которых: семья, средства массовой информации, группы подростков, взрослый мир и, наряду со школой, все это представляет ребенку противоречивую информацию и ему трудно ориентироваться в сложном переплетении правды и лжи, красоты и подделки под нее, значимого и второстепенного.

        Семья… . Как много сегодня ведется о ней споров в средствах массовой информации, какие разные, подчас  противоположные, высказываются мнения. Те, кому она дала счастье, горячо ратуют за семью, предлагают возможные пути ее укрепления. Но есть и другие, те, кто утверждает, что институт семьи устарел, а скоро отомрет вообще. И все же семья нужна. Для счастья, для нравственного и физического здоровья человека. С семьей связаны такие близкие и дорогие его сердцу понятия, как мама, добро, тепло, свет в родном окне.

        Взаимодействие школы и семьи направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись основой жизни, достойной человека.

        На каких основах должны строиться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка  во всей ее полноте? Ответ можно найти в словах Василия Александровича Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральной нотации детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной руки», для предупреждения об опасности, «если и дальше так будет продолжаться» и как можно больше такого духовного общения с родителями, которое приносит радость матерям  и отцам.  Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношения детей и родителей».

        Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы педагога, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Социальный педагог, работающий с учащимися, должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношение в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведение. Характер взаимодействия педагога с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания. Учитывая все эти факторы, школе и, в частности, социальному педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями. В практической работе с родителями учащихся используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем и в том, и в другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

        В школе усовершенствован традиционный подход к организации и проведению родительских собраний. Главная цель нового подхода – привлечь большинство родителей к принятию решений в школе. Планирование тематики родительских собраний происходит в режиме обсуждения, в котором принимают участие представители родительской общественности, классные руководители, администрация. Тематика собраний разнообразна: от знакомства с концепцией и программой школы до проблем социальной и психологической защиты детей, их безопасности. В ходе обсуждения не только вырабатываются совместные решения тех или иных вопросов школьной жизни, но и происходит постепенное изменение установок, согласование целей образования, изменение  отношения к школе. Таким образом, представители родительской общественности классов получают подготовку для самостоятельного проведения родительских собраний классов. Родительское собрание является школой просвещения родителей, способствует расширению их педагогического кругозора.

Наша школа активно участвует в городских программах «Школа без наркотиков» и «Соревнование классов, свободных от курения!». Анализируя отношение родителей к этим проблемам, мы выяснили, что большинство родителей не готовы самостоятельно решить эти проблемы, надеясь на  всестороннюю помощь школы в этих вопросах. Хочется заметить, что только 20 родителей из 52 опрошенных на вопрос: «Что нужно предпринимать в семье, чтобы уберечь ребенка от наркомании?» - отметили ценность семьи и семейных отношений, душевную близость и доверие, тепло и согласие в семье, то есть те составляющие, которые в полной мере защищают ребенка от беды.

В работе также используются традиционные формы работы с родителями: беседы, индивидуальные консультации, консультации специалистов. Беседа в воспитательном арсенале социального педагога имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы создать доверительную атмосферу. В беседе социальный педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами. Готовясь к индивидуальной консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию работы по индивидуальному сопровождению учащегося. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.

У нас в школе существуют  и нетрадиционные формы работы с родителями. Совместные праздники родителей и детей в школе. Вот уже много лет особой популярностью пользуется праздник «Вместе с мамой», который проводится для первоклассников в международный день мамы.

Новые условия требуют и новых подходов и методов работы с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Тематические консультации. В данной форме работы участвуют специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это психолог, нарколог, сексолог, представители правоохранительных органов, специалисты службы занятости. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблемам, которая их волнует. Среди таких проблем и итоговая аттестация выпускников, и проблема наркомании, личностное и профессиональное самообразование, личная безопасность (дома, в школе и на улице), и многое другое.

При обсуждении проблемы профессионального поиска учащихся, определении места учебы и работы, приоритет в организации работы по личностному и профессиональному самоопределению отдан школе. Мои многолетние  наблюдения и исследования демонстрируют неподготовленность не только учащихся, но и большой группы родителей, считающих, что все решится само собой. Учитывая социальную обстановку, проблемы социализации, трудности самоопределения и ожидания родителей, школа, в конечном итоге, определилась с одним из основных направлений работы, а именно, в содействии личностному и профессиональному самопознанию учащихся.

Основная задача новых форм состоит в том, чтобы воспитать Человека, не только обладающего определенной суммой знаний, но и умеющего применить эти знаний в практической деятельности, организовать не только собственную жизнь, но и сделать достойной жизнь окружающих людей. Дополнением к этой работе может быть проведение бесед о роли профессии в жизни человека. Активное участие в этом принимают родители. Существенная роль в процессе профессионального самоопределения учащихся отводится экскурсиям. Родители помогают организовывать экскурсии на свои предприятия. Это хлебозавод, кондитерская фабрика, завод «Светлана», пожарная команда и многое другое. С группой учащихся десятых классов мы были на  судостроительном заводе «Северная верфь», где знакомились с этапами постройки кораблей, с использованием компьютерных технологий на производстве. Мамой, организовавшей эту экскурсию, была я.

В заключении хочется отметить, что социально-педагогическая работа протекает плодотворно, а социальный педагог рационально использует ресурсы образовательного учреждения и свои силы. Этому способствует соблюдение определенной логики в действиях: специалист изучает состояние социальной жизни учащихся, по материалам изучения формирует цели и задачи дальнейшей работы, учитывает возможности субъектов социальной жизни, включенных в проблемную ситуацию, анализирует результативность на каждом этапе деятельности.

Важно так организовать жизнь и деятельность школы, чтобы, опираясь на прошлое, живя в настоящем, двигаться в будущее.

Социальный педагог                                                              Зайцева Л.Е.

ГБОУ школы № 135

Санкт - Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Основные направления деятельности и формы работы с учащимися детей с ОВЗ

Психолого - педагогическое сопровождение учащихся «Шербакульской школы-интернат» направлено на формирование адаптированной личности ребенка, способной к управлению психологическим и физиологичес...

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Важнейшей задачей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и под...

Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Теоретическая часть с использованием указанных в тексте источников плюс наша практическая составляющая (по результатам личной деятельности)....

Доклад на тему "формы и методы эффективного взаимодействия социального педагога с учениками и их родителями"

Доклад на тему "формы и методы эффективного взаимодействия социального педагога с учениками и их родителями"...