Доклад на тему "формы и методы эффективного взаимодействия социального педагога с учениками и их родителями"
материал

 Бичевина Валентина Андреевна

 Доклад на тему "формы и методы эффективного взаимодействия социального педагога с учениками и их родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_metod.seminaru.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

слайд

Инновационные формы и методы эффективного взаимодействия социального педагога с учениками и их родителями.

Одним из первых принципов работы социального педагога по профилактике антисоциального поведения среди несовершеннолетних является принцип комплексного воздействия непосредственно на ребенка и на его окружение, прежде всего на семью. Установление подлинных, первичных причин, которые привели к отклонениям в поведении школьников.

Полноценное интеллектуальное, духовное, физическое воспитание ребенка возможно только при условии постоянного взаимодействия между его семьей и педагогическим коллективом. Важно, чтобы ребенок не чувствовал противоречий между этими сторонами и развивался в условиях целостной концепции и подхода к воспитанию. Решение этой задачи возможно лишь на основе поэтапного подхода к работе с детьми и их родителями.

Рассмотрим основные формы и методы сотрудничества школы и семьи.

Слайд Диагностика семей. Наблюдение и изучение нужно проводить аккуратно, доброжелательно и уважительно ко всем членам семьи. Проводится в начале учебного года. Основные данные, которые необходимо получить на данном этапе, это:

общие сведения обо всех членах семьи;

их заинтересованность в делах школы;

уровень материальной обеспеченности;

общие сведения о детях (круг интересов, увлечения, уровень воспитанности);

воспитательный потенциал семьи;

общий микроклимат;

семейные традиции и понимание концепции воспитания.

Ежегодно вначале учебного года я провожу работу по обновлению баз данных обучающихся, их социальной среды, условий жизни. Каждый классный руководитель заполняет социальный паспорт класса. 

Затем по этим данным составляется социальный паспорт образовательного учреждения. 

Слайд Для изучения детско-родительских отношений я провожу анкетирование родителей и учащихся, индивидуальные беседы, анализирую детские рисунки и сочинения. На слайде представлена одна из анкет, проводимых мною и интерпретация её результатов.

Слайд На родительских собраниях провожу профилактические беседы на такие темы как: «Профилактика правонарушений несовершеннолетними. Административная и уголовная наказуемость»; «Организация занятости учащихся во внеурочное время». «Профилактика вредных привычек» (наркомания, ПАВ, табакокурение, алкоголизм); «Состояние подростковой преступности и работе по данному направлению» и т.д

Слайд Обследую ЖБУ семей обучающихся, находящихся в СОП.  В 2020 году на ВШУ стояли 2 семьи. В ходе профилактической работы одну из семей с учёта сняли.

Главная причина отклонений в поведение школьников кроется в семье, в непонимании родителей, что приводит к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с коллективом, с окружающими людьми.

Здесь и возникает потребность в правильном подборе методов сканирования ситуации: обнаружение нарушение поведения учащегося, негативного влияния семьи, воздействие какой либо сообщества.

При организации профилактической работы с учащимися  я использую инновационные формы и методы. Смысл методов вовлечь подростков в процесс, ощутить эмоции ситуации, найти пути решения. Об этом очень хорошо сказал Конфуций.

«Скажи мне - я забуду.

Покажи мне - я запомню.

Дай мне действовать самому - и я научусь»

слайд Одна из таких форм - это работа с использованием кейс-метода (Case- study) или ситуационного обучения.

Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к решаемой проблеме. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Педагогам же в это время позволяет извлечь необходимою информацию, какая ситуация поставила учащегося в тупик или наоборот он легко смоделировал и нашёл пути её решения.

Завершая решение кейса ученики презентуют результаты работы и обосновывают их.

Для диагностики девиантного поведения несовершеннолетних в аспекте профилактики правонарушений используются тематические кейсы:

- антисоциальные где моделируется ситуация поведение противоречущая правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей;

- социальные, где моделируется ситуация поведение, в которой надо проявить морально-нравственных качества.

- аутодеструктивные где моделируется ситуация поведение (суицидального, фанатического, рискованное поведение, пищевой и химическая зависимости).

Слайд Еще одной интерактивной формой, которая хорошо зарекомендовала себя, стали игры, которые называют квестами.

Квесты могут быть спортивной направленности, нести пропаганду здорового образа жизни и профилактику распространения вредных привычек такие как, «Бросай курить – вставай на лыжи!», «Здоровье и долголетие в спорте», интеллектуально-познавательной направленности «Приключение Знаек», или сочетать в себе несколько направлений «Форд Боярд».

Сущность квестов состоит в том, что участники делятся на несколько команд, которым предстоит пройти несколько станций, выполнить задания, побывать в различных жизненных ситуациях и сделать правильный выбор. В соответствии со спецификой квеста, переход от станции к станции полон неожиданностей, сопровождается решением сложных логических и мыслительных задач. В заданиях используется широкий спектр тем, которые так или иначе касаются ценностей здорового образа жизни, а также способствуют повышению уровня достоверной информации о вреде употребления различных психоактивных веществ.

Слайд Просмотр тематических фильмов и дискуссия после просмотра. Целесообразность проведения занятий в форме дискуссионного киноклуба состоит, с одной стороны, в организации неформального общения между обучающимися и педагогом (а это важно как для установления и поддержания контакта между детьми и педагогом, так и для личностного развития детей). С другой стороны, подросткам предоставляется возможность сформулировать собственный взгляд на многие довольно сложные сферы жизни взрослых, возможность увидеть другие точки зрения, сравнить их, подтвердить или скорректировать собственный взгляд на жизнь и свое место в ней.

Просмотр фильмов в группе и совместное обсуждение позволяет решать множество задач:

  • Развитие психологической компетентности: знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействию с ними.
  • Развитие эмоциональной сферы. Обучение участников навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя).
  • Развитие навыков решения проблем. Работа с фильмом позволяет увидеть, что существует большое количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар участников группы.
  • Снятие стресса. Фильм и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.

Важными этапами проведения занятия являются обсуждение увиденного фильма, самоанализ.

Цели обсуждения фильмов в группе вовремя и после просмотра:  

  • Эмоциональное реагирование участниками актуальных на данный момент жизни чувств и переживаний.
  • Осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для позитивного построения собственной жизни.
  • Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках. Это необходимо, чтобы самому управлять своей жизнью.
  • Развитие способностей к сопереживанию.

Слайд Оформление тематических стендов. Изучая особенности педагогического процесса в работе с детьми, ученые определили, что наглядные пособия значительно облегчают учащимся школ решение задачи пассивного запоминания информации.

А в сегодняшнем мире объем данных, которые ребенок способен сохранить в памяти, крайне важен в контексте личностного развития и социальной адаптации. Все эти важные задачи способны выполнить современные информационные стенды, расположенные в помещениях школ. Актуальность этих изделий очевидна — ведь они экономят время педагога, оптимизируют учебный процесс, помогают ребятам легче запоминать и усваивать новый материал.

Слайд Конкурс рисунков и плакатов. Сегодня всем известно, что творчество — важная составляющая жизни детей, оно влияет на формирование личности и общее развитие ребёнка. Часто ли вы встречали деток, которые не любят петь, танцевать, мастерить поделки или рисовать? Думаю, что не часто. Важно вовремя раскрыть талант и начать его развивать. Тут нам на помощь приходят различные конкурсы, например конкурсы рисунков. Совместное творчество и участие в конкурсах помогает сплачивать семью и ученический коллектив. Ведь так здорово совместно испытать восторг и радость от победы или ощутить поддержку и сопереживание в противоположном случае. Участие в подобных мероприятиях помогают детям стать более общительными и уверенными в себе, повысить самооценку и раскрыть творческий потенциал. Немало важно и то, что принимая участие в конкурсе, ребёнок занят полезным и приятным делом в реальном мире, а не в виртуальном или телевизионном.

Слайд Акции. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей  нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи.

И что даже маленький ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, свой мир.

С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт.

Это такой вид социальной направленности, который позволяет развивать у детей эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребёнка, побуждает к эмпатии (сопереживанию – сочувствию – содействию) и рефлексии (самоанализу).

Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного проекта (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а её подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных  видов деятельности.

Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребёнка, что принципиально важно для социализации детей.

В силу именно  «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.

Участие детей в социальных акциях может и должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребёнку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.

Слайд Анкетирование обучающихся. Тематические анкеты являются незаменимым помощником социального педагога. Они помогают узнать детей с разных сторон, составить характеристику ребёнка и классного коллектива в целом. 

 Слайд Примером ещё одной из форм работы является организация социально значимых событий и дел (добротворческой деятельности). Каждый коллектив приобретает - через создание и реализацию -   опыт добрых дел (разного уровня, объема и продолжительности). В нашей школе есть тимуровский отряд «Лучи надежды». Участники отряда мотивируют  на добрые дела и поступки всех окружающих людей, запуская "импульсы доброты", фиксируя их (любым творческим способом) и вовлекая в  добротворчества всех желающих, чтобы подобно "эффекту бабочки" доброта распространялась в мире и заряжала собой всех, кто с ней соприкоснулся.  Важно  не количество добрых дел, а "добротворческая экспансия", увеличение доброты в мире! Я сама принимаю активное участие в таких социально-значимых делах.

Слайд  Классные часы. «Классный час можно назвать специально ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» (Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич). Цель классного часа – это тот конечный результат, к которому стремится педагог в системе воспитательной работы.

Для достижения положительных результатов в своей деятельности я руководствуюсь следующими нормативными документами:

Конвенцией ООН о правах ребенка;

Конституцией РФ;

Гражданским, Семейным, Уголовным кодексом;

Кодексом об административных правонарушениях;

Законом РФ "Об образовании";

Федеральным законом №120 "Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Федеральным законом № 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";

Уставом образовательного учреждения;

Положением о Совете профилактики;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

В случае совершения подростком правонарушений, нарушений дисциплины и устава школы происходит немедленное информирование родителей.

Межведомственное взаимодействие происходит в такой форме:

Сотрудники КДН - оказывают помощь в привлечение к ответственности родителей, не осуществляющих надлежащим образом воспитание своих детей, безответственно выполняющих свои родительские обязанности, в школе проходят выездные часы Контроля.

Инспектор ПДН - оказывает помощь в направлении на комиссию по делам несовершеннолетних учащихся, нарушающих школьную дисциплину и родителей, уклоняющихся от выполнения своих родительских обязанностей. Оказывает содействие в работе с трудными подростками и неблагополучными семьями, проводит беседы со школьниками по правовым вопросам и профилактике правонарушений, выступает на общешкольных родительских собраниях.

Специалисты органа опеки и попечительства - принимают меры в отношении родителей, не осуществляющих воспитание детей, оказывают консультационную и социальную помощь таким семьям.

Слайд Специалисты отдела социальной помощи семьи и детям - оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям. Я являюсь наставником над одной такой малообеспеченной семьёй. Провожу профилактические беседы, вовлекаю детей во внеурочную деятельность.

В школе  проводится Совет профилактики, в который входят специалисты, ответственные за воспитательную работу с учащимися и родителями: заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог - психолог, классные руководители, члены родительского совета школы.

На школьный Совет профилактики приглашаются учащиеся, которые не посещают или систематически пропускают по неуважительной причине занятия в школе, имеют неудовлетворительные оценки по многим предметам, а также учащиеся, которые нарушают дисциплину.

Самое главное, что должны помнить как педагог, так и родители — это то, что у них одна цель. Поэтому все возникающие недопонимания и конфликты необходимо решать, улаживать, обсуждать. Ни учителя, ни родители не должны видеть конкурента, соперника друг в друге, пытаться понизить его авторитет в глазах ребенка. Перед педагогом стоит непростая задача — найти подход и общий язык не только со школьниками, но и с их семьями. Родителям важно чувствовать заинтересованность педагога в воспитании их ребенка, уважение к привычкам и семейным традициям.

Опираясь на личный опыт, могу сказать, что грамотно выстроенная система профилактики, это в первую очередь досконально точно собранная информация об учащемся и его окружении и в этом аспекте нет мелочей, в последующем на основании собранной информации разрабатываются индивидуальные программы для ученика или группы учащихся.

В своей работе я веду определенную документацию, которую храню в отдельных папках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Основные направления деятельности и формы взаимодействия социального педагога в работе с учащимися и их родителями.

   Основные направления деятельности и формы взаимодействиясоциального педагога в работе с учащимися и их родителями....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель э...

Взаимодействие социального педагога и педагога психолога. Работа с семьями СОП.

Программа комплексной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении...