Итоговое занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные».
план-конспект занятия на тему

Фролова Светлана Александровна

Данная работа - итоговое обобщающее занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные». Детям предлагаются различные упражнения на уточнение и закрепление умения выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, а также усвоить два способа обозначения мягкости согласных звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_teme.docx102.12 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные». Разработала учитель-логопед МБОУ СОШ №1 г.Снрафимовича Фролова С.А.

https://docs.google.com/drawings/image?id=sOy-IPdIXz0gucOHfFjL72Q&rev=1&h=1&w=1&ac=1Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

  • Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.
  • Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Усвоить два способа обозначения мягкости согласных звуков.
  • Развивать орфографическую зоркость, логику, внимание, память.
  •  Воспитывать аккуратность, чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к родному языку. 

Оборудование: тетради, цветные карандаши, звуковые замки, д/игра “Беговые дорожки”, раздаточный материал, цветочки, индивидуальные зеркала, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами, схема предложения, пиктограммы обозначения настроения, бумажные шапочки синего и зеленого цвета.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте!

Ну, ребята, чур, молчок.

Начинается урок.

Скажите, а какое у вас сегодня настроение? (дети показывают соответствующую пиктограмму). А теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь, подарите друг другу улыбку. Посмотрите на меня, я тоже хочу подарить вам улыбку, а вы улыбнитесь мне. С хорошим настроением мы отправляемся работать.

Сообщение темы.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране Твердых и Мягких звуков. Но сначала разомнем наши пальчики и сделаем зарядку с язычком.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).

«Грибочек» D:\Библиотеки\Документы\Логопед\Арт гимнастика\цветные\грибочек.jpg

,,Вкусное варенье’’D:\Библиотеки\Документы\Логопед\Арт гимнастика\цветные\вкусное варенье.jpg

,,Заборчик”D:\Библиотеки\Документы\Логопед\Арт гимнастика\цветные\заборчик.jpg

,,Маляр”D:\Библиотеки\Документы\Логопед\Арт гимнастика\цветные\маляр.jpg

«Чашечка»D:\Библиотеки\Документы\Логопед\Арт гимнастика\цветные\чашечка.jpg

,,Окошко”D:\Библиотеки\Документы\Логопед\Арт гимнастика\цветные\окошко.jpg

  1. Основная часть.D:\Библиотеки\Документы\Логопед\Тим\images.jpg

- А теперь я хочу вас познакомить с нашими сегодняшними героями. Они пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ. Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)? Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.) И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

 - Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

- Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)

Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

Соотнесение звука и буквы.

- Запишите имена волшебников в тетрадь. С какой буквы запишем? Почему? Какой звук обозначает буква Т  в слове Том, а какой звук в слове Тим? Нарисуйте под ними кружочки соответствующего цвета.

 Развитие фонематического слуха.

- Феи попросили наших волшебников украсить замки цветами.

Логопед выставляет на доску картинки, дети называют цветы (роза, ромашка, пион, ландыш, гвоздика, тюльпан, колокольчик). Какой вопрос зададим к картинкам? (что это?)

К доске выходит по два ребенка. Один из них играет роль Тома, другой – Тима. Шапочку какого цвета ты себе выберешь?

- Какие цветы срежет Том, а какие Тим? Дети «срезают» цветы, начиная с фразы: «Я срезаю …». Объясняют свой выбор. Размещают картинки в кармашки замков. Затем передают шапочки другим детям.

 - А теперь я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Игра “Беговые дорожки”.

- Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.

Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать “спортсмен” (фишка), если в слове первый звук – мягкий согласный?(Зеленая дорожка.) Если твердый? (Синяя.)

Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Подведите итоги: какой “спортсмен” победил. (Тим, поднимите руку те, у кого победил Тим… молодцы. Уберите линеечки в сторонку.)

Физминутка

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти...

Развитие грамматического строя речи, воображения, речевого дыхания.

Как назвать срезанные и поставленные в вазу цветы? (букет)

Закройте глаза и представьте, как пахнет букет цветов. Вдох носом, выдох ртом со звуком «х-хаа». Покажите мимикой лица, как вкусно пахнут цветы.

 - упражнение «Аромат цветов»

   вдох – задерживаем дыхание – выдох, произнося : А –ах!

        В апреле, в апреле луга запестрели.

        С прогулки букеты приносим в апреле

 Игра в мяч «Один – много».

Логопед, кидая ребенку мяч, говорит: «У меня в вазе один тюльпан». Ребенок, возвращая мяч логопеду, говорит: «У меня в вазе много тюльпанов» и т.д.

Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами.

- Тим и Том  любят играть в лото. Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

 Л

С

М

Р

Т

Л

С

М

Р

Т

 Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

Вывод: одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.

 Работа над предложением, развитие памяти.

- Вспомните, какие были слова на звуки [м] и [м,] ?

Придумайте предложения с опорой на схему: слово-признак (определение) – слово-предмет (подлежащее) - слово-действие (сказуемое) – слово-предмет (дополнение).

Игра ,,Найди пару” (работа в парах).

Наши волшебники немного повздорили, нам нужно их помирить. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький онверт, в нем находятся слова. Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рев.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные.)

III.  Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

На столе у каждого из вас лежат цветочки, давайте устроим в классе настоящий цветущий сад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску цветочек.

Большая – Отлично поработал, справился со всеми заданиями.
Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Посмотрите какой красивый у нас сад, совсем настоящий.

Мы вместе с Тимом и Томом благодарим вас за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Логопедическое занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну твердых и мягких согласных звуков"

На логопедическом занятии активно используются здоровьесберегающие технологии, применяютя элементы песочной терапии. Это значительно повышает качество коррекционного воздействия и вызывает интерес к ...

урок во 2 классе коррекционной школы 8 вида на тему: Различай твердые и мягкие согласные

Цель: Формирование умения различать твёрдые и мягкие согласные написьме.Задачи: 1. Учить различать при письме твёрдые и мягкие согласные 2. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.3...

Разработка урока по теме "Твердые и мягкие согласные"

Разработка урока по теме "Твердые и мягкие согласные"...

Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие

План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Твердые и мягкие согласные» (по УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой, 5 класс, § 6)

Актуализация знаний о системе согласных звуков, парных и непарных согласных по мягкости-твёрдости, о возможности изменения звуков в речевом потоке; совершенствование правописных умений....

Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости/твердости согласных спомощью букв у - ю.

Конспект урока  по логопедии для учащихся  3 класса I варианта обучения. Практическое овладение обзначением на письме твердости и мягкости согласных с помощью гласных У - Ю....