Разработка урока по теме "Твердые и мягкие согласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мугтазирова Альфия Азатовна

Разработка урока по теме "Твердые и мягкие согласные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnye_tvyordye_i_myagkie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Согласные твёрдые и мягкие.  5 класс

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: дать понятие о правилах произношения согласных звуков;  проанализировать схему классификации согласных звуков;

Задачи урока:

 образовательная: формировать умение различать на слух и правильно произносить твердые и мягкие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений.

Развивающая: развивать речевой слух учащихся; отработка орфографических навыков.

Воспитательная: воспитывать  правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников, воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

УУД: личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать  твердые и мягкие согласные, парные твердые и мягкие, твердые и мягкие, не имеющие пары, сигналы мягкости, графическое обозначение мягкости в транскрипции;

должны уметь  различать на слух и правильно произносить твердые и мягкие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! Посмотрите на улицу, какая там погода? Давайте нарисуем на доске свои улыбки. (Рисуют на доске смайлики)

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- Игра «Веришь ли ты?»  Эта игра поможет нам выяснить, что вы знаете, а чего не знаете. Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы будете отвечать только «да» или «нет». И толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.

 Прием «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы»

- Гласные звуки состоят только из голоса

- Все звуки делятся на гласные и согласные звуки

- Согласные звуки состоят из голоса и шума (нет)

- В каждом согласном звуке есть шум

- При произношении согласных воздух на своем пути не встречает никаких препятствий (нет)

- Звонкие согласные состоят из голоса и шума

- Фонетика изучает части речи (нет)

- Что же изучает фонетика?

- Звуки речи – это звуки, которые мы произносим

- А еще какие звуки бывают?

- Согласные бывают твердые и мягкие. Слайд 1

II. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления

1.Организация наблюдения.

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю отгадать

- Отгадайте загадку

На берегу морском

Все время я валяюсь.

А выбрось мягкий знак, -

Вверх птицей устремляюсь. (Галька - галка) Слайд 2

- Произнесите пару слов вслух. Сравните, какими звуками они различаются на письме и в произношении. Слайд 3

-Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить?

- О твердых и мягких согласных.

- Чему мы должны научиться на уроке?

- Распознавать твердые и мягкие согласные

- Правильно произносить и писать твердые и мягкие согласные.

- Когда согласные бывают мягкими

Уч-ся пишут число и тему урока Слайд 4

Выполнение упражнения 277 (письм.) Работа на доске и на местах.

-  Какие пары согласных вы нашли в упражнении? (Ответы учащихся)

- Давайте проговорим скороговорки, которые выучили дома.

- Шла Саша по шоссе и сосала сушку

- Щетка у чушки, чешуя у щучки (Слайд5) 

- Найдите шипящие (ш, щ,ч) (Слайд 6)

Таблица (Слайд 7)

Изучите таблицу и скажите, к какой группе согласных относятся эти шипящие?

2. Обращение к теоретическому материалу § 54.

- Какое открытие мы сделали, знакомясь с материалом § 54? (Ответы учащихся)

III. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1.- Напишите пословицы, подчеркните мягкие согласные. Попробуйте сказать, какие буквы сигнализируют о мягкости согласных?

Белые ручки чужие труды любят

Труд кормит, а лень портит.

Труд всё побеждает.

Работа в парах

Сигналы мягкости: ь, е, ё, я, ю, и (Слайд 8)

2. Когда и о каких людях говорят: «Белые ручки чужие труды любят». Напишите свое мнение. Слайд 9

Физкультминутка

Установите, одинаково ли звучит фраза при чтении слева направо и наоборот:

Около Миши молоко.  Слайд 10

Ответы уч-ся.

- Почему звучит неодинаково?

- Расскажите, опираясь на таблицу, о твёрдых и мягких согласных звуках в русском языке. Приведите примеры. (!!!)

- упр.278. Спишите слова, произнесите их вслух. Подчеркните буквы, обозначающие мягкий согласный звук, одной чертой, а твёрдый – двумя. (!!!)

IV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исключите третье «лишнее»: (Слайд 11)

1. Мыло, Мила, мама.

2. Бал, белка, батон.

3. Дети, дата, дорога.  

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- Дома  §54, упр.280 (подобрать однокоренные глаголы с мягким согласным в конце корня)

Исключают лишнее.

Дают ответы на вопросы

Не забыть о девизе урока и толковом словаре

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

(Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К))

(Самоопределение, смыслообразование (Л), Целеполагание (П), Планирование учебного сотрудничества (К))

Дети в группе по 2 человека работают с упражнениями

Произносят, сравнивают.

Формулируют правило.

Оценивают свою работу и работу класса.

Отвечают.

Проговаривают правило. (Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К))

Отвечают.

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Работают устно, анализируют таблицу.

Краткий ответ

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Проверяют и оценивают

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Оценивают свою работу

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

(Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака"

Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по  учебнику «Русский язык, 5». Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. К уроку  соз...

Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие

План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Твердые и мягкие согласные» (по УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой, 5 класс, § 6)

Актуализация знаний о системе согласных звуков, парных и непарных согласных по мягкости-твёрдости, о возможности изменения звуков в речевом потоке; совершенствование правописных умений....

Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости/твердости согласных спомощью букв у - ю.

Конспект урока  по логопедии для учащихся  3 класса I варианта обучения. Практическое овладение обзначением на письме твердости и мягкости согласных с помощью гласных У - Ю....