Урок профессионально - трудового обучения (швейное дело) "Изготовление цельнокроеного платья"
план-конспект урока (9 класс) по теме

Борзова Наталья Анатольевна

1. Учить учащихся выполнять пошив цельнокроеного платья. Закреплять знание технологической последовательности обработки вытачек и плечевых швов.
2. Развивать мышление, на основе упражнений на развитие логического мышления, речь учащихся, мелкую моторику кистей рук, глазомер.
3. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, умение сотрудничать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plate_dlya_nsportal.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пошив цельнокроеного платья. Обработка вытачек и плечевых срезов. 9 класс

Цели: 1. Учить учащихся выполнять пошив цельнокроеного платья. Закреплять знание технологической последовательности обработки вытачек и плечевых швов.

2. Развивать мышление, на основе упражнений на развитие логического мышления, речь учащихся, мелкую моторику кистей рук, глазомер.

3. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, умение сотрудничать в коллективе.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, ИТК «Обработка вытачки», ИТК «Стачной шов», образец цельнокроеного платья, Презентация «Пошив цельнокроеного платья. Обработка вытачек и плечевых срезов»; крой цельнокроеного платья, швейные нитки, иглы, ножницы, оборудование швейной мастерской.

Ход урока:

  1. Организация класса на урок.

Взаимное приветствие

Рапорт дежурного ученика, проверка количества прибывших на урок учеников.

Проверка готовности рабочих мест, наличия спецодежды

  1. Психолого-педагогическая настройка

Кроссворд «Платье»

  1. Как называется деталь швейного изделия, в котором горловина глубже, чем в похожей детали? (перед)
  2. Растение, из которого получают волокна для изготовления льняной ткани (лен)
  3. На полянке шерстяной
    Пляшет тонконожка,
    Из-под туфельки стальной
    Выползает стежка  
    (Швейная машина)
  4. Влажно-тепловая обработка (ВТО)
  5. Что снимают сантиметровой лентой с фигуры человека для построения чертежа швейного изделия? (мерки)
  1. Актуализация  нового материала

А знаете ли вы откуда появились платья?

Из каких тканей их изготавливали?

Историческая справка – выступление ученицы (Османовой В.)

Когда появилась одежда?

Люди не всегда носили платья. Одежда появилась в глубокой древности, ещё у первобытных людей. Первоначально одежда отличалась простотой. Много тысячелетий назад люди жили в пещерах, занимались охотой и носили на себе куски шкуры животных. Затем это были куски ткани, перекинутые через плечо. На поясе носили что-то вроде передника прямоугольной формы, которая держалась на бедрах при помощи пояса

Первые ткани.

Люди научились из стеблей растений плести ткани – грубые, толстые, но всё же одежда из них была более удобной, чем сшитая из звериной шкуры.

Позже в Древней Греции одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который оборачивали вокруг тела, и на плече закрепляли брошью.

В средние века женщины и девочки ходили в пышных платьях. У них были очень широкие юбки. Женщины украшали голову перьями, кокошниками.

Современная одежда отличается различными видами покроя, использованием многообразного ассортимента тканей.

Современные летние платья шьют из легких, тонких тканей, светлых тонов, без рукавов и открытым вырезом горловины

Повседневные платья для зимнего сезона шьют из тканей более плотных, с хорошими теплозащитными свойствами, спокойных тонов. Такие платья обычно имеют длинные рукава и закрытый вырез горловины, обработанный воротником

Спортивные платья изготавливают гладкокрашенных х/б и льняных тканей ярких и спокойных тонов с несложными отделками: строчками, пуговицами, карманами, пряжками(слайд).

Домашние платья лучше шить из недорогих тканей. Они должны быть свободными, удобными в носке, иметь несложную отделку(слайд).

Платья для торжественных случаев шьют из красивых блестящих тканей с рисунком и без него. Эти платья, как правило, имеют более сложный фасон и нарядную отделку: вышивку, оборки, воланы, мелкие складки, цветы из ткани, широкие пояса

Итак, вы узнали, что платья появились очень давно, мода на платья развивается уже много столетий и  на сегодняшний день каждая из нас с вами имеет в гардеробе обязательно платье, и хорошо если это платье сшито вашими  руками и отличается своей индивидуальностью. Этому мы и продолжаем учиться на нашем уроке

  1. Сообщение темы

Итак, тема нашего урока «Изготовление цельнокроеного платья. Обработка боковых срезов»

Мы продолжим изготовление цельнокроеного платья, работая по плану пошива платья

На уроке работаем активно, внимательно и готовимся ответить в конце урока на вопрос -  есть ли связь уроков истории, математики, естествознания с уроками швейного дела и как знания, полученные на этих уроках, помогают нам в швейном деле.

        

  1. Постановка проблемы

Игра «Заказ пошива платья портнихе»

Представьте, что вы пришли к портнихе, чтобы заказать пошив платья. И от того на сколько правильно и грамотно вы опишите фасон платья зависит результат работы. ПОКАЗ ОБРАЗЦА

С чего Вы начнете?

I. Описание фасона

  1. Название изделия, назначение, ткань(ОБРАЗЦЫ)

- какие виды платьев бывают по назначению? (по назначению платья бывают повседневные, спортивные, домашние, платья для торжественных случаев)

- из каких тканей шьют платья? ( платья шьют из разных тканей, для летнего повседневного платья следует выбирать х/б ткани)

Е. Свойства х.б тканей

Р.Я. Как правильно написать название группы тканей - хлопчатобумажные

  1. Силуэт, стиль

М. форма силуэта – геометрические фигуры

  1. Покрой (наличие рукавов, воротника, застежки и т.д.)
  2. Особенности деталей:

Из каких деталей состоит крой платья?

Перед –

Спинка –

Рукава –

Воротник –

  1. Отделка

Какие виды отделки можно использовать при пошиве платья?

II. Снятие мерок

По какой мерке определяют размер одежды (полуобхвату груди)

Правила снятия мерок

М. измерение фигуры – сантиметровая лента; запись полуобхватов (деление обхватов)

Итак, ты, как, портниха, уточни описание фасона платья, которое тебе предстоит сшить

НА ДОСКЕ

Платье

Повседневное

Из х/б ткани – из ситца

Прямого силуэта

Без рукавов, проймы обработаны косой обтачкой

Горловина круглая, обработана косой обтачкой

Перед с нагрудными вытачками

   VI. Физминутка

Упражнение для разминки шейных позвонков.

Упражнения для разминки мышц плечевого пояса.

Упражнения для разминки рук.

Упражнения для восстановления дыхания.

   

VII. Закрепление нового материала

Итак,  с чего мы начинали изготовление платья

План пошива платья

(Карточка у Коноваловой Ю.)

Ученица рассказывает

Каким швом обрабатывают боковые срезы платья – стачным швом взаутюжку

Как выполняется стачной шов взаутюжку (см папки)

Обработка боковых срезов платья стачным швом взаутюжку

1. Сложить детали переда и спинки лицевыми сторонами внутрь, равнять срезы, сметать на расстоянии 15 мм от края

2. Стачать по наметке, закрепить начало и конец строчек. Удалить нитки временного назначения. Выполнить ВТО

15 мм = 1 см 5 мм = 1, 5 см

  1. Инструктаж по технике безопасности

Какие инструменты вам понадобятся для практической работы?

Игла

Ножницы

Утюг

Швейная машина

  1. Выполнение практической работы

Обработка боковых срезов цельнокроеного платья  стачным швом

1 обход: проверка содержания рабочих мест

2 обход: проверка правильности выполнения трудовых операций

3 обход: проверка правильности соблюдения правил безопасного труда

4 обход: принятие выполненных работ с самоанализом выполненных работ

X.  Итог урока

Ответ на вопрос: помогают ли знания полученные на уроках истории, естествознании, математике , русскому языку в работе на уроках швейного дела

XI. Оценивание выполненной работы

Оценочные листы

XII. Уборка рабочих мест

Ученицы наводят порядок на своих рабочих местах, сдают его дежурной.

 Дежурная ученица принимает рабочие места учащихся и приступает к влажной уборке.

Производится проветривание мастерской.

 XIII. Организация класса на перемену

План пошива

цельнокроеного платья

__. Обработка вытачек.

__. Обработка горловины окантовочным швом.

__. Обработка боковых срезов.

__. Обработка нижнего среза изделия.

__. Влажно-тепловая обработка изделия.

__. Обработка плечевых срезов.

__. Обработка пройм окантовочным швом.

Оцени работу

п/п

Содержание операции

Максимальный

балл

Оценка

1.

Ширина стачного шва равна 15 мм

1 б.

2.

Машинные строчки выполнены ровно

2 б.

3.

Начало и конец строчек закреплены аккуратно и прочно

1 б.

4.

ВТО выполнена качественно,  швы заутюжены к спинке

1б.

Итого:

        

Оцени работу

п/п

Содержание операции

Максимальный

балл

Оценка

1.

Ширина стачного шва равна 15 мм

1 б.

2.

Машинные строчки выполнены ровно

2 б.

3.

Начало и конец строчек закреплены аккуратно и прочно

1 б.

4.

ВТО выполнена качественно,  швы заутюжены к спинке

1б.

Итого:

Оцени работу

п/п

Содержание операции

Максимальный

балл

Оценка

1.

Ширина стачного шва равна 15 мм

1 б.

2.

Машинные строчки выполнены ровно

2 б.

3.

Начало и конец строчек закреплены аккуратно и прочно

1 б.

4.

ВТО выполнена качественно,  швы заутюжены к спинке

1б.

Итого:

Задание 1.

  1. К каким изделиям по способу носки относят платья?
  2. Какие бывают платья по назначению?
  3. Какие ткани используют для пошива платьев?
  4. От чего зависит выбор ткани и отделки платья?
  5. От чего зависит выбор фасона платья?

Задание 2.

  1. Какие платья называют цельнокроеными?
  2. Какие бывают цельнокроеные платья по силуэту, покрою?
  3. Какие бывают цельнокроеные платья по назначению?

Задание 3.

Проставь последовательность изготовления цельнокроеного платья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида

    В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность ...

Урок профессионально - трудового обучения (швейное дело) "Строгание широкой и узкой греней с контролем линейкой и угольника"

Конспект урока предназначен для проведения в 5 классе по предмету профессионально-трудовое обучение (столярное дело) по программе В.В. Воронковой...

Календарно-тематическое планирование уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело, 7 класс, 1,2 четверть).

Тематическое планирование разработано  на основе Программы                специальных (коррекционных) образовательных уч...

Конспект урока профессионально – трудовое обучение (швейное дело) 7 класс.

Тема: «Обработка поперечных срезов наволочки краевым швом вподгибку с закрытым срезом»...

Конспект урока профессионально – трудовое обучение (швейное дело) 7 класс

Тема: «Выполнение разметки для клапана, обработка боковых срезов наволочки стачным швом и утюжка готового изделия»...

Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело)

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и ...