«Использование технологии интегрированного обучения при изучении русского языка с включением элементов национально-регионального компонента»
учебно-методический материал на тему

Евстратова Светлана Валерьевна

Использование технологий интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

«Использование технологии интегрированного обучения при изучении русского языка с включением элементов национально-регионального компонента»

Евстратова Светлана Валерьевна, Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»,  учитель русского языка и литературы, Ямало-Ненецкий Автономный округ

Аннотация

Ямало-Ненецкий автономный округ имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Я считаю, что нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка, особенно в школах-интернатах, в школах, где обучаются дети - националы. Потому что это воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий.  Такой подход в преподавании является одним из направлений  в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет  воспитательное значение, так как способствует приобщению подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формированию интересов к родному языку и истории, воспитанию культуры межнациональных отношений. Оказывает влияние на формирование личности учащихся. И, что является не маловажным, способствует наиболее эффективному усвоению программного материала.

Реализация национально-регионального компонента в обучении русскому языку осуществляется путем интеграции учебного материала, формирующего культуроведческую компетенцию учащихся, - речевого этикета, лексики, которая является тем уровнем языка, в котором наиболее ярко выражаются особенности их  национальной культуры.

Для ликвидации дублирования, устранения эмоциональной, физической, умственной перегрузки учащихся, повышении мотивации к учению, развитию нравственных качеств, особое значение приобретает организация обучения и воспитания  школьников с проблемами в психическом развитии, которая направлена на интеграцию знаний, обновляет информационный и методический  материал данного предмета и побуждает учащихся к практическим видам деятельности (поискам, исследованиям)

Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении русскому языку с учетом национально-регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику, а также краеведческие материалы (факты истории ЯНАО, биографии знаменитых ямальцев, исторические очерки ямальских писателей).  Работая над этой проблемой, я пришла к выводу, что обучение русскому языку учащихся-ханты будет более эффективным, если в содержание будет введен национально-региональный компонент, отражающий трудности в усвоении учащимися-ханты русского языка. В качестве методического средства я выбрала технологию интегрированного обучения, которая позволяет дополнять программный материал по русскому языку информацией национально – регионального характера из таких образовательных областей как история, краеведение, родной язык, литературное краеведение.

Современный этап развития методики преподавания русского языка в коррекционной школе характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированных на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное использование особенностей языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, национально-региональном аспекте, характеризующем  особенности той или иной местности.

 Ямало-Ненецкий автономный округ имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Я считаю, что нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка, особенно в школах-интернатах, в школах, где обучаются дети - националы. Потому что это воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий.  Такой подход в преподавании является одним из направлений  в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет  воспитательное значение, так как способствует приобщению подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формированию интересов к родному языку и истории, воспитанию культуры межнациональных отношений. Оказывает влияние на формирование личности учащихся. И, что является не маловажным, способствует наиболее эффективному усвоению программного материала.

         Для многих учеников нашей школы, где 90% обучающихся относятся к малочисленным народам Крайнего Севера,  русский язык не является любимым предметом. К 6-7 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Этот факт можно объяснить многими причинами, например, влиянием родного языка и культуры, а также  сложностью материала, подлежащего изучению.

В своей профессиональной деятельности я столкнулась со следующими проблемами при изучении русского языка:

        1. Низкий уровень развития речи, обусловленный дефектами развития у/о ребёнка.

        2. Наличие специфических затруднений в овладении правилами русского языка у детей-националов  (недостаточно сформирован лексический запас, слабое понимание значений слов русского языка, наличие специфических «национальных» ошибок)

        3. Низкий уровень познавательной активности и познавательных возможностей у детей с интеллектуальным нарушением в развитии и как следствие низкий уровень познавательного интереса.

Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении русскому языку с учетом национально-регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику, а также краеведческие материалы (факты истории ЯНАО, биографии знаменитых ямальцев, исторические очерки ямальских писателей).  Работая над этой проблемой, я пришла к выводу, что обучение русскому языку учащихся-ханты будет более эффективным, если в содержание будет введен национально-региональный компонент, отражающий трудности в усвоении учащимися-ханты русского языка. В качестве методического средства я выбрала технологию интегрированного обучения, которая позволяет дополнять программный материал по русскому языку информацией национально – регионального характера из таких образовательных областей как история, краеведение, родной язык, литературное краеведение.

         Интеграция  национально-регионального компонента  осуществляется по двум направлениям:

•        Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных предметных областей (истории, географии, родного языка) в программу изучения русского языка. На уроках я ввожу фрагментарно интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, традициями и обычаями народов Ямала.

•        Второе направление  связано с проблемами обучения русскому языку, и обращение к местному языковому материалу предполагающее возможность интегрированных уроков,  усиливает интерес у/о детей к данному предмету. Это способствует снятию перенапряжения перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков. Интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления учащихся. Так как  интеграционным материалом служит национально-региональный компонент (т.е. материал близкий, понятный и доступный для детей – ханты), то это приводит к улучшению  восприятия учебного материала.

Образование  в аспекте  национально-регионального компонента в режиме технологии интегрированного обучения   осуществляется через:

•        Развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, обобщать)

•        Формирование знаний об истории, культуре и традициях народа.

      Элементы национально-регионального компонента можно использовать на любом этапе урока при изучении закономерностей русского языка на всех его уровнях: фонетики, лексике, грамматики, фразеологии. Это интересный познавательно-воспитательный источник совершенствования устной и письменной русской речи учащихся, который может быть представлен школьниками в виде упражнений, познавательных задач для создания проблемных ситуаций, заданий по развитию речи (ответы на вопросы, различные пересказы, изложения с элементами сочинения) разнообразных творческих работ.

Большой интерес вызывает у учащихся  материал об обычаях и нравах, менталитете хантыйского народа. На уроках русского языка я используют отрывки  из художественных произведений, рассказывающих о жизни народов Ямала.

       Использование данных технологий на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать интегрировать с факультативными и внеклассными занятиями.

Занятия с таким содержанием отражены в разработанной мной программе по дополнительному образованию  «Формирование  хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы»

 Цель данной программы:  Развитие детей с особыми образовательными потребностями с целью приобщение  к хантыйским национальным традициям, изучения истории хантыйской культуры, сохранения и возрождения традиций своего народа.

Задачи программы:      Воспитание уважение к традициям своего народа

 Создание условия для восприятия изучения хантыйских традиций.

 Формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

 Развитие способности воспринимать и анализировать литературные произведения хантыйских поэтов и писателей, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

Программа  состоит из 9 разделов

5 класс

I раздел: «Что такое национальные традиции»

II раздел «Край, в котором ты живёшь»

III раздел «История хантыйской национальной культуры в памятниках»

6 класс

IV раздел: «Национальная кухня»

V раздел «Народные промыслы»

VI раздел « О чём рассказывает орнамент?»

7 класс

VII раздел «Языческая культура »

VIII раздел «История Ямала в лицах»

IX раздел « О чём поёт Ямал»

Рассчитана на 3 года.

 Содержание курса основано на межпредметных связях родного языка с курсом истории Отечества. Использование таких связей обеспечивает повышение познавательной активности школьников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации, даёт стимул к самостоятельной работе, способствует расширению воспитательных задач. Средствами изучения национальных традиций обогащается ценностно-ориентированное восприятие учащихся, развиваются общекультурные и интеллектуальные умения, учащиеся вовлекаются в обсуждение программных тем, как по истории Отечества, так и по краеведению. В программу вводятся темы, включающие изучение курса литературы  (7 класс) устное народное творчество: народные сказки, легенды, пословицы и поговорки.

Широкий культурологический фон способствует как развитию лингвистических навыков и умений, так и знакомит обучаемого с конкретными аспектами национальной  культуры. Создаются предпосылки для  восприятия исторической этнокультуры, как составной части всей духовной жизни общества. Традиционные ценности  являются  носителями информации об особенностях менталитета и, как следствие национально - традиционных норм общества. Такой подход позволяет снять многие трудности, с которыми сталкивается учащийся.

Чувство эмоционального подъема стимулируется использованием различных видов и форм коллективной творческой деятельности. Совместная работа позволяет вовлечь всех учащихся в процесс креативности. При выполнении коллективного дела учителю принадлежит особая роль: он является организатором и участником творческого процесса одновременно. Коллективная работа предполагает включение каждого участника процесса на всех этапах работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет обсуждение результатов и действий, позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы. Это открывает простор для организации проектной деятельности, которая может быть выражена как в индивидуальные, так и в масштабные коллективные проекты, помогающие детям понять преимущества совместной работы, повысить их личностную самооценку. Проектные материалы могут использоваться как дополнительный материал к урокам истории, географии, литературы; а также в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества. Это стимулирует мыслительную способность каждого ребенка, его изобретательность.

 Что дает интеграция основного и дополнительного образования?

1.        Обеспечение недостающего звена учебного плана, функциональной полноты содержания образования, как одного из базисных компонентов, обеспечивающего коррекцию и формирование опыта личности, особые потребности и интересы личности в области образования, национального своеобразия культуры, языка, литературы, истории, географии и т. д.

2.        Преодоление многопредметности учебного плана, перегрузки учащихся, создание условий для формирования целостной картины мира, целостного представления о своем крае и своем месте в нем за счет основного подхода к построению содержания национально-регионального компонента – интеграции регионального содержания в рамках изучения русскому языку.

3.        Возникновение нового качества образования, произведенного в результате формирования ключевых компетенций в познавательной, коммуникационной информационной, социальной и других сферах.

4.        Формирование новой системы оценочной деятельности, ориентированной на качественную характеристику индивидуальных достижений учащихся, непрерывность, прозрачность, контролируемость результатов реализации национально-регионального компонента, т.е., формирование системы мониторинга.

5.        Насыщение и обогащение по составу образовательной среды, в частности уроков русского языка, содержательными фрагментами культурной деятельности, их преобразование в образовательный ресурс, открытость образовательной среды для изменений.

6.        Структурирование, объединение разного рода ресурсов в рамках интеграции национально-регионального компонента при обучении русскому языку, формирующее образовательную среду, организованную по принципу вариативности (как единство многообразия), превращения наличного социокультурного содержания в средство и содержание образования; вовлеченность социокультурного окружения в саму образовательную деятельность.

7.        Повышение личностной значимости и доступности содержания образования для умственно отсталых детей.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4 – с.16-19.
  2. «Хантыйские народные загадки». Составители В.Н.Соловар, С.Д.Морокко, Ханты-Мансийск, «НИК», 1997.
  3. Демин, А. М. Модель построения содержания национально-регионального компонента образования в средней общеобразовательной школе / А. М. Демин // Региональный компонент в школьном образовании : материалы краев. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л. Ф. Шелковникова. – Барнаул : АКИПКРО, 2006. – С. 42–49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.

Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка

Данная статья рассказывает о личном опыте применения на уроках русского языка технологии дифференцированного обучения.Почему написана эта статья? Потому что современное состояние гуманитарного образов...

"Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка"

Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. Обучение ему носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и стру...