"Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка"
статья по теме

Грицаева Екатерина Рудольфовна

 Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. Обучение ему носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Учитывая различие школьников с ОВЗ по степени и характеру речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, становится крайне важным использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка»

(По опыту работы в коррекционной школе VIII вида)

    Необходимость использования технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка возникла из-за объединения в классах учащихся с разными уровнями обучаемости и обученности. Одни учащиеся способны воспринимать учебный материал быстро, продуктивность их работы на уроке высокая, но есть ученики, испытывающие трудности при усвоении материала, имеющие индивидуальные программы. В связи с этим, я предположила, что эффективность процесса обучения русскому языку повысится при использовании технологии дифференцированного обучения, с учётом индивидуальных особенностей учащихся, а также при создании оптимальных условий для применения данной технологии, что, на мой взгляд, даст возможность повысить качество усвоения материала большим количеством учащихся с ОВЗ.

     В соответствии с поставленной целью, повысить эффективность обучения русскому языку через внедрение в учебный процесс технологии дифференцированного обучения, мной были определены следующие задачи:

- рассмотреть   сущность   дифференцированного подхода в обучении на теоретическом уровне;

- подготовить материально-техническую базу и методическое обеспечение;

- отследить промежуточные результаты с помощью диагностических процедур;

- применить наработанные материалы в собственной педагогической деятельности;

- обобщить результаты работы по методической теме.

     Результаты работы представлены на примере 8 класса.

     Для оценки знаний на начальном этапе мной использовались контрольно-измерительные срезы. После входящего тестирования стало ясно, что в классе определяется 3 группы учащихся.

Одна группа учащихся успешно обучается, испытывая незначительные трудности. Они, в основном, понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, могут сделать элементарные выводы и обобщения.

Вторая группа удовлетворительно усваивает программный материал, нуждается в помощи. Им трудно понять материал во время фронтальных видов работ, они нуждаются в дополнительном объяснении. Учащихся отличает низкая самостоятельность, медленный темп усвоения материала. Каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Помощь им нужна в начале выполнения задания. Их деятельность нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале, после чего могут действовать увереннее при выполнении задания. Все это говорит хотя и о затрудненном усвоении ими нового материала или выполнении нового задания.

Третья группа учеников овладевает учебным материалом на самом низком уровне. Они обучаются по индивидуальным программам. Даже для частичного усвоения нового материала, нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках. Сделать выводы, использовать прошлый опыт они не могут. Эти ученики нуждаются в четком неоднократном объяснении учителя. Допускаемые ошибки ученики не исправляют самостоятельно. Знания усваиваются ими чисто механически, в значительно меньшем объеме, чем предлагается программой, быстро забываются.

     С учётом полученных результатов входящего мониторинга, я начала накапливать материал для последующего внесения изменения в процесс обучения, использования уровневой дифференциации на разных этапах урока применительно к специфике работы коррекционной школы VIII вида.

     Целью следующего этапа работы стала реализация собственных разработок, апробирование полученных знаний и накопленного практического материала по данной теме. Обучение русскому языку предполагает использование упражнений для усвоения знаний по темам и практических умений учащихся. Задания упражнений дифференцируются по трудности, объему, характеру помощи учащимся и уровню творчества.

     Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает усложнение материала разным группам учащихся (например, первой группе даётся задание более трудное, чем второй группе).

     Дифференцируются задания по объему учебного материала. Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети могут затрачивать это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, кроссвордов, занимательных тестов. Приведу пример дифференцированного задания по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных». Задание для основной группы учащихся: «Спиши, вставляя пропущенные окончания существительных, используя проверочные слова с ударными окончаниями того же склонения». Упражнение повышенной трудности имеет дополнительное задание: «Составь памятку «Как проверить написание безударных окончаний имён существительных?» Облегчённый вариант упражнения для слабых учащихся: «Спиши, для проверки безударных окончаний существительных используй данные проверочные слова»

     Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся не предполагает различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого первая группа приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные вместе с учителем разбирают способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (вторая группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости (дети третьей группы), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально. Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна.

     Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Часто данный способ дифференциации с опаской используется в коррекционной школе VIII вида. Предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (третья группа) предлагаются репродуктивные задания (Например, «Ответь на вопрос…», а ученикам со средним (вторая группа) и высоким (первая группа) уровнем обучаемости - творческие задания («составь предложение…», «придумай и запиши словосочетания…» и т.д.)

      Апробируя учебный материал, представленный с применением  технологии дифференцированного обучения, пришла к выводу, что, как результат, не только улучшается качество понимания учебного материала учащимися с ОВЗ, но и повышается их интерес к изучаемому предмету. Трудный, на первый взгляд материал, осознаётся и усваивается детьми легче.    

     Отдельным звеном стала разработка контрольно-диагностических материалов, способных оценить уровень знаний, умений и навыков учащихся. Все контрольно-измерительные материалы разрабатывались с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся и в соответствии с их уровневой дифференциацией.  

     Заключительным этапом работы стала систематизация материалов, разработанных в процессе работы по данному вопросу, представление результатов.

     Внедрение дифференциации в учебный процесс позволило повысить качество знаний, более рационально использовать учебное время каждого учащегося, предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках, выровнять степень подготовки всего класса, вовлечь всех учащихся в активную деятельность.

     Подводя итог работы, могу утверждать, что при условии систематического использования технологии дифференцированного обучения в учебном процессе коррекционной школы VIII вида в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения учащихся с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.

Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и  умений.  Как...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка

Данная статья рассказывает о личном опыте применения на уроках русского языка технологии дифференцированного обучения.Почему написана эта статья? Потому что современное состояние гуманитарного образов...

Методическое пособие «Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка»

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учёт...

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка...

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка.

Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.Применение технологии дифференцированного обучения на уроках обобщения и систематизации знани...