Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка
статья по русскому языку

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_differentsirovannogo_obucheniya.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

Фатхулина Д.С., МБОУ «Каратунская  СОШ» Апастовского муниципального района РТ

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка

На сегодняшний день одной из серьезнейших проблем   школы является резкое падение интереса к учебным предметам, в том числе к русскому языку и литературе. Мы наблюдаем резкое снижение грамотности,  общей культуры. Наши учащиеся не умеют правильно, логично и точно выразить свою мысль,  их речь небогата с точки зрения лексического запаса. Многие мои коллеги сетуют на то, что  ученики мало читают. Многие обучающиеся не умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, испытывают затруднения при выделении главной мысли учебного текста, не умеют сворачивать информацию до ключевых слов или разворачивать ее до полного объема.

        На уроках русского языка обучающиеся не активны и отвлекаются, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Какой же выход найти учителю из сложившейся ситуации?

Применяя традиционные формы работы, мы не можем добиться должных результатов, так как на  практике получается,что мы в классе ориентируемся только на среднего ученика.Слабые учащиеся продолжают отмалчиваться на уроках,получать неудовлетворительные отметки.А талантливые дети не развиваются, им просто неинтересно на уроках.  В результате - успеваемость и качество знаний обучающихся на среднем или низком уровне.

Наиболее актуальным в таком случае будет использование технологии дифференцированного обучения. Теоретическое обоснование этой технологии основывается на том,что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

        Потребность в дифференцированном обучении  становится всё более острой, так как обучение в  школе на современном этапе  должно дать возможность каждому ребенку  получить общеобразовательный минимум  на уровне его способностей, возможностей и желания.

Дифференциация процесса обучения предполагает, прежде всего, разделение обучащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, то есть в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным, то есть группы будут четко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стерты, реален переход учеников из группы в группу. В условиях дифференциации обязательно должно происходить изменение процесса обучения. Данное положение подтверждается фактами педагогической практики, когда создание классов различного уровня подготовленности детей без внесения изменений в учебный процесс не давало результата: не наблюдалось развития мотивации учащихся, роста уровня усвоения знаний.

Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности  в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.Говоря о дифференциации обучения, в основном делается акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений. Понятие «дифференцированный подход» определяется как подход к процессу обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах. Когда говорят «дифференцированный подход к обучающимся», то предполагают предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования.

        Выделяют две основные формы организации дифференцированного обучения: внутреннюю и внешнюю дифференциации.

  Сущность внешней дифференциации обучения заключается в такой направленной специализации образования, в области устойчивых познавательных интересов, склонностей и  способностей учащихся с целью создания условий для их максимально-индивидуального развития.  Методы обучения учащихся имеют специфику, связанную с интересами, склонностями и способностями учеников к избранным ими предметам.  Эта специфика выражается:

в большем объеме самостоятельной работы учащихся, в интенсификации обучения за счет введения лекционно-семинарской системы преподавания, введения тематических зачетов и укрупнения блоков усвоения учебного материала;

в усилении  индивидуальной работы учителя с учащимися (на уроках и во внеурочное время);

в создании  особой атмосферы доверия, сотрудничества, настроя на учение, длительную умственную деятельность и труд.

Здесь учитель выступает больше в роли консультанта, обучающиеся учатся работать самостоятельно.

Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс), подобранной по случайным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Особенность внутренней дифференциации на современном этапе - ее направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении (что традиционно для школы), но и на одаренных детей.

Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обученности. Если перед нами обычный учебный класс, особенно новый, то необходимо изучить возможности каждого ученика., определить  уровень усвоения учебного материала. На уроках русского языка и литературы, особенно русского языка, класс   делится на 3 группы. Основная масса детей будет отнесена к группе со средними учебными возможностями.

1 группа – сильные обучающиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеющие работать самостоятельно, задания им даются повышенной трудности.  

2 группа – обучающиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного их перехода в 1 группу. Работая с этой группой, необходимо развивать способности, воспитывать  у детей самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 группа – обучающиеся с пониженной мотивацией в обучении, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе необходимо уделять особое внимание, поддержать их, помочь им усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа выполняют задания самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части таких детей перейти во 2 группу. Есть дети с пониженной мотивацией к обучению, у них педагогическая запущенность сочетается с формированием неблагоприятных качеств ума. Таким ребятам следует давать  упражнения в связных высказываниях (по данному плану, по схеме, по опорным словам, по алгоритму).

Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.  Заканчивать объяснение нового материала необходимо образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения. Нужно использовать  наглядные, дидактические материалы в большом количестве. Перед школьниками ставится общая единая познавательная цель,   задачи, общие по теме, но каждый ученик решает их на своем уровне. Класс делится на разные уровни, распределяются по группам. Дети в каждой группе выполняют свои задания, но при проверке  слушают в каждой группе  друг друга, ставят задачу - подобное задание будет домашним, перед каждым заданием конкретно ставятся задачи и подводятся итоги.

Я хочу привести примеры дифференцированных заданий для 3 групп.(уровень В- слабый,уровень В-средний;уровень С-сильная группа)

        При изучении темы «Синтаксис. Словосочетание» в 5 классе были использованы  следующие задания, разработанные для 3 разноуровневых групп.

Тема: Словосочетание. Виды словосочетаний.  Уровень: А. Составьте и запишите  словосочетания. Найдите его , поставьте  вопрос к зависимому.

Б…гатырский , дело; относиться, пренебрежение ; стать, мастер; прощальный, курлыканье ; космический, трасса, прополоть ; грядка, проредить, рассада; Вылезать, землянка, благодарить, воин; нырнуть; гуща, кустов:

2.Спишите словосочетания ,вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в каждом из них главное слово. Определите части речи слов в словосочетании..

 Бирюзовый лист; встать на ц… почки, з…лотой туман, закрыть г…ризонт, вернуться поз… но , нести  т…жело, нежно освежает , маленький ц…пленок , з…ленеет травка, красная смородина , б…леют тучи.

3.Составьте и запишите словосочетания ,обозначьте главное слово:плен, снежная; прыгать, ветка; скучный ,лето; бегать утро; разбить ,палатка; перепрыгивать, костёр; ответить ,урок высокий ,дерево; разлить вода; любимый, фотография.

4.Найдите и выпишите словосочетания, обозначьте в них главное слово.

Многие страны; белое и черное; день и ночь; размышлять о происшествии; летний день красить и белить; весна пришла; посадили дерево; плащ и косынка; посадили дерево; человек и собака, молодая яблонька,сосна на холме

5.Исправьте ошибки в построении словосочетаний (если есть) :

одеть пальто; верить в мечту; восхищаться поступку; уверенность в победу; рисунок тушем; деревья в саде; ударить с тылу.

6.Найдите и исправьте ошибки:

Чорный крючок; камышовыезарасли; в хорошом настроении; шолковая шёрстка; отцовским плащём;  ситцовое платье; плюшевой лисицой; тяжелая решотка; холщёвый мешочек; кумачёвая косынка.

Выберите два словосочетания, составьте с ним предложения, разберите их.

Уровень B

1.Выпишите из данного текста все словосочетания. Обозначьте главное слово ,поставьте вопрос к зависимому.

На калиновых листьях; возле самого черешка.  Аниска увидела красные бугорки. Вот  к этим бугоркам и стремились муравьи. Они грызли их со всех сторон жадно и торопливо. На калиновый лист села  глупая муха и поползла к этим бугоркам. Но муравьи, приподнявшись на задние лапы, замахали на неё передними и выставили свои свирепые челюсти. Муха попятилась и улетела в страхе.

2.Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы ,составь схему

словосочетаний:

Горные в…ршины;  звёз…ное небо; чудес…ый день; хорошая перево…чица;

выкр…ить минуту; нажать на п….даль; высокий п…лёт; весёлые ровес…ники; посв….тить фонарём; пол…скать собаку; неуклюжий медвеж…нок; пам…тник погибшим;

3.Составьте и запишите словосочетания .Обозначьте главное и зависимое слово; составьте схемы словосочетаний.

двигатель, с…молёт, разг…нять туча; пос…дить, рассада; чудес…ная ,рассказ; бежать, ас…альт; проноситьс,лес; переп…сываться ,друг; уд…вительная ,панорама; осен..ий, свежесть, разд…вать ребёнок; ух…дитьлес.

4.Спишите. Найдите лишнее в каждом ряду.

1.розовый закат, трели соловья, коричневый жакет ,дождь закончился;.

2.мимо дороги; красивый загар; тёплый хлеб; трогать рукой.

3.калитка сада; мальчик и море; крошечный камень; морская ракушка.

4.петь песню; надёжный друг; над пропастью ;громадный дом.

5.светлое платье; плачет девочка; шумный класс; поворот налево.

5.Составьте предложения, используя  данные словосочетания.

надеть пальто; одеть мальчика; раздеть ребёнка; просиять от радости;

отзыв о книге; достоин уважения. Разберите их, составьте схемы.

Уровень «C»

1.Запишите словосочетания в 3 столбика: глагольные ,именные и наречные:

очень хорошо; по-зимнему холодно; красное платье; домашний зоопарк; поделить добычу; смотреть  угрюмо; по-домашнему уютно; радоваться подарку; подарок ко дню рождения; смотреть исподлобья; доверчивый человек; звёздное небо; довольно прохладно.

2.Составьте словосочетания ,укажите средства связи в них.

гордиться, товарищ; лунный ,дорожка; уходить ,сторона; восхищаться платье, хлопотать ,суетливый; проявить ,добрый; толпиться ,опушка; изучать ,музыка; гулять ,парк; посвятить ,друг.

3.Выпишите из отрывка все возможные словосочетания.

Утром ,на декабрьском рассвете,

В роще, где под снегом спит река,

Оборвал холодный ,жгучий ветер

Ветку с молодого тополька.

Только ,видно, не хотелось ветке

Где-то одинокой засыпать,

Знать ,жила в ней от рождения смелость-

Всё цеплялась яростно за мать.

Вьюга ,словно бешеная злилась,

Унести хотелось далеко…

Но упала ветка и укрылась

Тёплым одеялом из снегов.

Обозначьте главное и зависимое слово; составьте схемы, обозначьте вид.

4.Заполните таблицу. Распределите слова по колонкам :1- прил.+сущ.; 2-сущ.+сущ,; глаг.+сущ. ;глаг.+нар.

Продвигаться внутрь; безоблачное небо; нестись вскачь; запах ландышей;

пел песню; доверить тайну; приготовить по-домашнему; встретить дружелюбно; порывы души; закончить работу; по-летнему жарко; знойный день; читает по складам; продавец шариков; опушка леса ;  изменение погоды; двойная выгода; одинокий путник; грустить в одиночестве; плыть быстро.

5.Замените словосочетания «прилагательное +существительное» словосочетаниями «существительное + существительное».

Городская библиотека, деревянный стол, фирменные джинсы, рыбные консервы; детские голоса, деревенские дети, родительский дом , детский крик, задорное выступление, водяные капли, ситцевое платье, гусиный жир, бараньи котлеты, глиняный кувшин, серебряное кольцо ,московский дворик;

6.Опираясь на своё языковое чутьё, попробуйте найти и исправить ошибки в следующих предложениях, В исправленных предложениях найдите все словосочетания:

1.По вечерам я развлекал сестрёнку,которая болела чтением вслух.2.Сестрёнка слушала рассказ о приключениях Тома Сойера, которые ей понравились с большим интересом.

3.Около поезда стоял проводник , на котором мы приехали. Я усадил ребят на стулья, которые пришли посмотреть по телевизору мультфильм «Бременские музыканты».

При изучении темы «Синтаксис»  в 8 классе предлагаю использовать следующий материал».

Дифференцированные задания по русскому языку 8 класс (для1 групп)

 Уровень А (слабый)

Выписать из предложений подлежащие; указать, чем они выражены.

Три сестрицы  вбежали в эту дверь.

Все его знали, и никто не замечал.

Пятнадцать  - нечетное число.

Читать – знания добывать.

Неподалеку послышалось негромкое «ау»

Из каждого предложения выписать сказуемое. Определить его вид.

Мать  начинала сильно беспокоиться.

Города будут строить.

Алена вернулась из детского лагеря довольная.

Вишневый сад теперь мой.

Появление сестры  было некстати.

Записать предложения. Подчеркнуть выделенное слово как член предложения.

Машина остановилась около здания школы.

Эта развалина  - его машина.

Водитель машины хорошо знал этот район.

Вызвать машину можно по телефону.

Ехать в такой машине удобно.

При изучении темы «Морфемика» в 5 классе обучающимся  сильной группы можно предложить  следующие задания:

1.Прочитайте предложения. Выпишите слова, образованные сложно-суффиксальным способом. Постройте словообразовательные цепочки.

1.Алешка в нашей семье особый человек - он глухонемой.2. Это авиатехники готовят машины в полет. 3Вы должны давать мне отчет о своем времяпрепровождении  и  о своих занятиях. 4.Мы изучали тему «Общеупотребительные слова».5. У меня сломалась мясорубка. 6.Мать устроила ему настоящую головомойку. 7.Он организовал в местной школе театр-студию.8.Я работаю на хлебопекарном предприятии.

2.Придумайте 3-4 слова, которые образованыбессуффиксным способом.

3.Придумайте свои задания со сложными словами.

Особое внимание необходимо уделять и домашним заданиям.

Домашнее задание – важный структурный элемент урока.  Однако именно оно нередко даётся в спешке, перед самым звонком, а то и после него. Этот элемент урока  оказывается недостаточно продуманным и разработанным: в основном учитель лишь указывает страницы или номер параграфа учебника и номер упражнения, при этом отсутствует необходимая целевая установка.      

Дифференцированный подход следует использовать при подборе домашних заданий обязательно.  Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития. Домашние задания распределяются по группам (по степени сложности).  Для группы сильных обучающихся можно давать опережающие задания поискового характера: подобрать материал по теме..., составить схему-опору или план, найти в словарях. Очень важно организовать рациональную проверку домашнего задания, чтобы она не заняла много времени, поэтому лучше применять разные способы проверки. При этом работы слабых учеников лучше проверять самостоятельно. Приведу пример домашнего задания для сильной группы.

Прочитайте текст и выполните задания.

РАЗГОВОР ДЕРЕВЬЕВ

(1) Почки раскрываются,шоколадные., с ……хвостиками, и на каждом …  клювике висит …капля. (2) Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе … смолой березы, тополя или черемухи.

(3) Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, …, …. (4) Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

(5) Вечер …... (6) Но такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. (7) И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. (8) Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат.

(По М.Пришвину)

1) Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1. Рассказчик, очарованный красотой осеннего леса, любуется природой.

2. Рассказчик удивлен очарованием весеннего утра, такого не похожего на остальные утра.

3. Рассказчик испуган разговором деревьев.

4. Рассказчик представляет природу живой, одушевленной, поэтому сравнивает деревья с людьми.

2) Как характеризует рассказчика содержание прочитанного вами текста?

3) В какой паре предложений содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

а) 1–2;б) 2–3;в) 4–5;г) 5–6.

4.)Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные

Очень часто предлагаю данной группе написать эссе, тема которого связана с изучаемыми понятиями.

Дифференцированные задания нужно готовить к уроку заранее. Их можно разделить на два вида: обязательные задания и дополнительные. Обязательные задания способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика. Дополнительные задания рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности на применение изученного материала, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. Качество и количество упражнений может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и  умений.  Как...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка

Данная статья рассказывает о личном опыте применения на уроках русского языка технологии дифференцированного обучения.Почему написана эта статья? Потому что современное состояние гуманитарного образов...

"Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка"

Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. Обучение ему носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и стру...

Методическое пособие «Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка»

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учёт...

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка.

Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.Применение технологии дифференцированного обучения на уроках обобщения и систематизации знани...

Технологии дифференцированного обучения на уроках английского языка И.Э.Унт

Обучение  в одном классе детей с разными способностями, создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности...