Рабочая программа по "Развитию речи и окружающий мир"
рабочая программа по теме

Савинская Наталья Сергеевна

Данная рабочая программа предоставлена для корреционной школы 8 вида (2 варианта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2.docx60.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа №7

Красносельского района города Санкт-Петербурга

Программа утверждена

Педагогическим советом

Протокол № ___ от ____________г.

«Утверждаю»

«___» _____________________

Директор школы

_____________ Е. И. Романова

Рабочая программа

по предмету

«Развитие речи и окружающий мир»

2 класс /надомное обучение/

Анисимов Даниил Вячеславович

VIII (II вариант)

Автор: Савинская

Наталья Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   

       Данная рабочая  программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» была составлена для индивидуального обучения ученика 2 класса 8 вида 2 варианта Анисимова Даниила «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.

       Ребенок с диагнозом: тяжелая умственная отсталость. Недоразвитие коммуникативной функции речи у данной категории учащегося рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности. Регулятивная функция речи страдает, речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на неё должного регулирующего влияния.

       При составлении программы по данному курсу учитывалась тяжелая речевая активность учащегося, мотивационный план речевой деятельности,  характер речевого и символического материала,  физического развития ребенка опорно-двигательной системы, вследствие ДЦП. У ребенка также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.  Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как  самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки у детей не сформированы.  

       Последовательность обучения по данному предмету построена таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая, исполнительская.

      Программа структурируется в виде тематических блоков. Это обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие учащегося, формирование их представлений о себе, об окружающей  предметной и социальной действительности.

Задачи программы:

  • Создание условий для формирования первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении;
  • Создание условий для взывания интереса к разнообразию окружающего мира, к явлениям природы;
  • Создание условий для обучения устанавливать простейшие родственные отношения между людьми;
  • Создание условий для возникновения речевой активности детей;
  • Создание условий для обеспечения необходимой мотивации речи посредством создания ситуаций общения;
  • Создание условий для формирования представления о частях собственного тела, их назначении и расположении;
  • Создание условий для развития способности выражать своё настроение;
  • Создание условий для формирования элементарных представлений о предметах быта;
  • Создание условий для формирования представлений о явлениях природы.

Цели программы:

  • Создание условий для организации речевой среды;
  • Создание условий для пробуждения речевой активности учащихся;
  • Создание условий для сформирования предметной и предметно-игровой действий;
  • Создание условий для развивания способностей к коллективной деятельности;
  • Создание условий для обучения понимания указательных жестов.

Организационная структура программы:

      Программа рассчитана на учащегося Анисимова Даниила 2 класса в возрасте 10 лет. Согласно учебному плану школы  2 часа в неделю, 65 часов в год. Из них: 18 часов – 1 четверть, 13 часов – вторая четверть, 20 часов – третья четверть и 14 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока –  35 минут.

Организационная структура уроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

  • интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
  • системности;
  • преемственности.

Формы работы.

        На уроке можно выделить и игровую, и предметно-практическую, и трудовую деятельность, которые включаются в основную форму работы.

        Темы уроков по развитию речи и ознакомлению с окружающим находят свое логическое продолжение в содержании уроков по остальным курсам учебной программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

…  

………………Тема……………………….

Кол-во часов

  1. ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Я -  ребенок

8

2.

Мои игрушки.

10

ИТОГО

18 часов.

2 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Моя семья.

2

2.

Мой дом.

2

3.

Явления природы

9

ИТОГО

13 часов.

3 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Я – ребенок.

4

2.

Мои игрушки.

4

3.

Я – в школе.

2

4.

Мир людей.

1

5.

Мир животных.

4

6.

Явления природы.

5

ИТОГО

20 часов.

4 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Я – ребенок.

2

2.

Мои игрушки

2

3.

Я – в школе.

2

4.

Мир людей.

1

5.

Мир животных.

4

6.

Явления природы.

3

ИТОГО

14 часов.

СОДЕРЖАНИЕ.

№ п/п

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ПРИМЕЧАНИЕ

1 четверть.

18 ч.

1.

Я – ребенок.

- Упражнения на ориентировку в собственном теле.

2

- Уточнение знания учащимися названий частей тела (голова, руки, ноги), умения использовать пиктограммы и показывать части тела на себе.

2

- Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки (выражение глаз, положение губ, бровей и др.). Закрепление в речи детей названий эмоциональных состояний: смеется, плачет.

2

- Отработка аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол. Создание ситуаций, в которых учащимся необходимо называть себя и откликаться на свои имена и т. п.

2

2.

Мои игрушки.

- Предметные игры с учащимися: усложнение содержания игр с любимыми игрушками, с образными игрушками.

2

- Задания на узнавание знакомых игрушек по описанию (два-три признака).

2

- Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание.

2

- Уточнение представлений учащихся о детской мебели, ее пространственном расположении и возможности применения для игр: можно играть с куклами, мягкими образными игрушками на диване, на стульях, за столом.

2

- Обучение совместному с учителем рассказыванию о своих действиях, используя вербальные и невербальные средства общения.

2

2 четверть.

13 ч.

1.

Моя семья.

- Совместное с учащимся рассматривание фотографий, беседа о его семье (мама, папа, бабушка, дедушка).

1

- Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.

1

2.

Мой дом.

- Игры и игровые упражнения, в которых учащиеся знакомятся с основными предметами быта и убранства дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, предметы народного творчества).

1

- Игровые ситуации, в которых учащиеся узнают о целевом назначении предметов быта (посуда, мебель), показ предметов и их изображений по словесной просьбе учителя, называние с использованием вербальных и невербальных средств общения.

1

3.

Явления природы.

- Совместные практические действия (учащихся и учителя) с песком в столе-ванне.

2

- Совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных условий).

2

- В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений учащихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.

2

- Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение учащихся в доступные народные игры. 

2

- Рисование учителем с привлечением к этому действию учеников красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (солнце, тучи). Называние их с помощью учителя.

1

3 четверть.

20 ч.

1.

Я – ребенок.

- Уточнение знания учащимися названий частей тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть.

2

- Закрепление в речи учащихся эмоциональных состояний: смеется, плачет. Знакомство с состоянием: радуется, грустит.

2

2.

Мои игрушки.

-  Предметные игры: усложнение содержания игр с любимыми игрушками, с образными игрушками.

2

- Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями с последующей ориентацией на обыгрывание их (имеете с учителем) в ролевых играх.

2

3.

Я в школе.

- Расширение тематики экскурсий по школе для формирования ориентировки в ее помещениях: в классе, коридоре, на лестнице, в столовой и др.

2

4.

Мир людей.

- Совместное с учащимися рассматривание игрушек, отображающих транспортные средства (автобус, автомобиль), картинок, на которых они нарисованы.

1

5.

Мир животных.

- Совместные с учащимися наблюдения за домашними животными, за птицами (воробей, ворона), беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц.

2

- Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах

2

6.

Явления природы.

- Совместные с учащимися игры с теплой, холодной, горячей водой (в пределах допустимых температур), называя (с помощью жестов и слов) состояние воды.

1

- Знакомство с пиктограммами и соотнесение их с объемными и плоскостными изображениями: солнце, снег. Называние с использованием вербальных и невербальных средств общения.

2

- Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах.

2

4 четверть.

14 ч.

1.

Я – ребенок.

- Имя, фамилия, пол. Использование этих сведений в общении со взрослыми.

2

2.

Мои игрушки.

-  Образовательные ситуации на взаимодействие с игровыми персонажами, в ходе которых учащийся «решает» их «проблемы»: помогает мишке выбрать корзинку нужного размера для большого количества шишек и т.д

2

3.

Я - в школе.

- Совместные игры учащихся (парные игры) на полоролевую идентификацию.

2

4.

Мир людей.

- Экскурсия в медицинский кабинет школы.

1

5.

Мир животных.

- Имитационные игры, игры на звукоподражание (чик-чирик, кар-кар, гав-гав и т. п.),

2

- Игровые упражнения на узнавание животных и птиц по их объемным и плоскостным моделям, называние их, показ пиктограмм.

2

6.

Явления природы.

- Совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.

2

- Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками

1

Предполагаемые результаты уровня подготовки учащегося по данному курсу.

  1. Ориентироваться в классе.
  2. Показывать и по возможности называть части тела; показывать части тела и лица на большой дидактической кукле и на себе.
  3. Принимать участие в играх с сюжетными игрушками.
  4. Находить нужную игрушку на картинках.
  5. Собирать, разбирать сборно-разборные игрушки самостоятельно или при помощи педагога.

Перечень учебно-методического оборудования

  1. Антропоморфные игрушки большого размера (мишка, собака, кошка).
  2. Баряева Л. Б. Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! Я – ребёнок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.:  ДРОФА, 2007.
  3. Баряева Л. Б. Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! Ребёнок в семье: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.:  ДРОФА, 2007.
  4. Баряева Л. Б. Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! Ребёнок и его игрушки: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.:  ДРОФА, 2007.
  5. Видео-диски с развивающими и обучающими кинофильмами, мультфильмами.
  6. Детские книги, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, стихотворения.
  7. Детская посуда разной величины.
  8. Игрушки со съёмными деталями.
  9. Игрушки мелкие резиновые, пластмассовые изображающие людей, животных, транспорт, различные строения, сказочных персонажей.
  10. Игрушки музыкальные.
  11. Игрушки сборно-разборные: матрёшки, пирамидки.
  12. Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, игровой опыт детей.
  13. Календарь настенный.
  14. Картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях.
  15. Конструктор пластмассовый, деревянный.
  16. Магнитофон, аудиокассеты с записями различных мелодий и детских песен.
  17. Массажные кольца.
  18. Плоскопечатные игры.
  19. Природный материал.
  20. Фотография  ребёнка, мамы, бабушки, учителя.

Список литературы

  1. Вохринцева С. В. Окружающий мир дидактический материал. Изд. «Страна Фантазий», 2006.
  2. Демидова Н. М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. – М.: ДРОФА, 2008.
  3. Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонение в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Монакова Н. И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб.: Речь, 2008.
  5. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ,  1999.
  6. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010.
  7. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
  8. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксто-Пресс, 2001.
  9. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: Пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М, 2008.
  10. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: СОЮЗ, 2004.

Лист корректировки.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ  И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

І полугодие – 31 час

2 час в неделю

Тема

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

Цели урока

Способы организации

деятельности

учащихся

Оборудование

Примечание

Я — ребенок.

8

1. Упражнения на ориентировку в собственном теле.

2

1.Создавать условия для формирования представле-

ний о частях собственного тела.

2.Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

3. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Дидактическая игра «Какой части тела не хватает?»

Картинки с изображением людей, Зеркало, кукла.

2. Уточнение знания учащимися названий частей тела (голова, руки, ноги), умения использовать пиктограммы и показывать части тела на себе.

2

1.Создавать условия для обучения пользоваться пиктограммами.

2.Создавать условия для обучения показывать части тела на себе, на учителе.

3.Создавать условия для коррекции восприятия и умения узнавать нужные пиктограммы.

4.Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Показ частей тела на себе, на учителе. Упражнения с использованием картинок и пиктограмм и действия с ними.

Пиктограммы, Картинки с изображением людей, Зеркало, кукла.

3. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки (выражение глаз, положение губ, бровей и др.). Закрепление в речи детей названий эмоциональных состояний: смеется, плачет.

2

1. Создавать условия для закрепления в речи учащихся эмоциональных состояний.

2.Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

3.Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки (выражение глаз, положение губ, бровей и др.).

Книжки, картинки по теме, иллюстрации.

4. Отработка аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол. Создание ситуаций, в которых учащимся необходимо называть себя и откликаться на свои имена и т. п.

2

1.Создавать условия для формирования умения откликаться на свое имя и фамилию.

2.Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

3.Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Отработка аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол.

Инструкции «Как тебя зовут?» и т.д.

Мои игрушки.

10

1. Предметные игры с учащимися: усложнение содержания игр с любимыми игрушками, с образными игрушками.

2

1.Создавать условия для формирования умения находить игрушки по описанию.

2. Создавать условия для развития и коррекции пространственного мышления.

3.Создавать условия для воспитания бережного отношения к игрушкам.

Д/у «Я расскажу, а ты найди».

Игрушки.

2. Задания на узнавание знакомых игрушек по описанию (два-три признака).

2

1.Создавать условия для формирования умений узнавать игрушки по описанию.

2.Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

3.Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Д/у «Я расскажу, а ты угадай».

Игрушки.

3. Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание.

2

1. Создавать условия для обучения звукоподражанию и имитации повторяя за учителем.

2.Создавать условия для имитации действий с предметами, знание названий игрушек.

3.Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

4.Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Д/у «Что ты слышишь?»

Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание

Мягкие игрушки животных. Книжки, потешки, стишки.

4. Уточнение представлений учащихся о детской мебели, ее пространственном расположении и возможности применения для игр: можно играть с куклами, мягкими образными игрушками на диване, на стульях, за столом.

2

1.Создавать условия для  обыгрывания простых сюжетов с образными игрушками.

2.Создавать условия для коррекции зрительной памяти.

3.Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Уточнение представлений учащихся о детской мебели, ее пространственном расположении и возможности применения для игр.

Игрушки.

5. Обучение совместному с учителем рассказыванию о своих действиях, используя вербальные и невербальные средства общения.

2

1.Создавать условия для обучения учащегося совместно с учителем рассказывать о своих действиях, используя вербальные и невербальные средства общения.

2. Создавать условия для коррекции активной речи.

3.Создавать условия для  воспитания адекватного отношения к урокам.

 Совместно с учителем рассказываем о своих действиях, используя вербальные и невербальные средства общения.

Игрушки.

Моя семья.

2

1. Совместное с учащимся рассматривание фотографий, беседа о его семье (мама, папа, бабушка, дедушка).

1

1.Создавать условия для  формирования представления о родственниках.

2.Создавать условия для обучения учащегося узнавать знакомых людей.

3.Создавать условия для коррекции зрительного внимания.

4.Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Рассматривание фотографий, беседа о его семье (мама, папа, бабушка, дедушка).

Фотоальбом с фотографиями.

2. Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.

1

1.Создавать условия для обучения учащегося узнавать и показывать пиктограммы «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка».

2. Создавать условия для соотношения  пиктограмм с фотографиями.

3. Создавать условия для коррекции долговременной памяти.

4. Создавать условия для воспитания аккуратности.

Работа с пиктограммами, соотнесение пиктограмм с фотографиями.

Пиктограммы, фото.

Мой дом.

2

1.Игры и игровые упражнения, в которых учащиеся знакомятся с основными предметами быта и убранства дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, предметы народного творчества).

1

1. Создавать условия для  понятий об основных предметах быта и убранства дома.

2. Создавать условия для обучения учащегося узнавать предметы быта.

3. Создавать условия для коррекции памяти и зрительного внимания.

4. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Игры и игровые упражнения, с основными предметами быта и убранства дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, предметы народного творчества).

Детская мебель, картинки.

2. Игровые ситуации, в которых учащиеся узнают о целевом назначении предметов быта (посуда, мебель), показ предметов и их изображений по словесной просьбе учителя, называние с использованием вербальных и невербальных средств общения.

1

1. Создавать условия для обучения учащегося узнавать предметы быта.

2. Создавать условия для коррекции памяти и зрительного внимания.

3. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Показ предметов и их изображений по словесной просьбе учителя, называние с использованием вербальных и невербальных средств общения.

Детская мебель, картинки.

Явления природы.

9

1. Совместные практические действия (учащихся и учителя) с песком в столе-ванне.

2

1. Создавать условия для формирования представления о писке и что с ним нужно делать.

2. Создавать условия для знакомства с играми и упражнениями с природным материалом.

3. Создавать условия для коррекции зрительного внимания.

4. Создавать условия для воспитания аккуратности.

Показ (называние) учащимися по словесной просьбе учителя предметов для упражнений с природными материалами.

Песок, формочки, совочки, ведерочко.

2. Совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных условий).

2

1. Создавать условия для формирования представлений о явлениях природы.

2. Создавать условия для наблюдений за явлениями природы (снегом, дождем).

3. Создавать условия для коррекции  внимания и памяти.

4. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных условий).

Предметные картинки на тему «Времена года», сюжетные картинки, игрушки.

3. В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений учащихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.

2

1. Создавать условия для  понятий (снег, дождь, ветер, холодно, тепло, луна, туча).

2. Создавать условия для учащегося за наблюдением  явлениями природы (снегом, дождем).

3. Создавать условия для коррекции переключаемости внимания.

4. Создавать условия для воспитания усидчивости.

Д/у «Времена года».

Предметные картинки на тему «Времена года», сюжетные картинки, игрушки.

4. Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение учащихся в доступные народные игры.

2

1. Создавать условия для обучения учащегося слушать и слышать стихи, сказки.

2. Создавать условия для коррекции фонематического слуха.

3. Создавать условия для воспитания внимания.

Чтение  потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение учащихся в доступные народные игры.

Книжки со стихами, сказками, потешками.

5.Рисование учителем с привлечением к этому действию учеников красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (солнце, тучи). Называние их с помощью учителя.

1

1. Создавать условия для обучения учащегося рисовать красками совместно с учителем.

2. Создавать условия для обучения учащегося создавать цветные пятна большой кистью, губкой, рукой.

3. Создавать условия для коррекции зрительного внимания.

4. Создавать условия для воспитания аккуратности.

Рисование учителем с привлечением к этому действию учеников красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (солнце, тучи).

Краски, альбом, кисти.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ  И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ІII четверть  2 полугодия– 20 часов

2 часа в неделю

Тема

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

Цели урока

Способы организации

деятельности

учащихся

Оборудование

Примечание

Я — ребенок.

4

1.Уточнение знания учащимися названий частей тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть.

2

1. Создавать условия для формирования представле-

ния о частях собственного тела.

2. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

3. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Дидактическая игра «Какой части тела не хватает?» Показ частей тела на себе, на учителе.

Картинки с изображением людей, Зеркало, кукла.

2. Закрепление в речи учащихся эмоциональных состояний: смеется, плачет. Знакомство с состоянием: радуется, грустит.

2

1. Создавать условия для закрепления в речи учащихся эмоциональных состояний.

2. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

3. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки.

Книжки, картинки по теме, иллюстрации.

Мои игрушки.

4

1. Предметные игры: усложнение содержания игр с любимыми игрушками, с образными игрушками.

2

1. Создавать условия для формирования умения находить игрушки по описанию.

2. Создавать условия для Развития и коррекция пространственного мышления.

3. Создавать условия для воспитания бережного отношения к игрушкам.

Д/у «Я расскажу, а ты найди».

Игрушки.

2. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями с последующей ориентацией на обыгрывание их (имеете с учителем) в ролевых играх.

2

1. Создавать условия для формирования умения обыгрывать игры с реальными предметами, с предметами заместителями.

2. Создавать условия для обучения учащегося обыгрывать простые игры с реальными предметами, с предметами заместителями.

3. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

4. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Проигрывание вместе с учащимися простых сюжетов (две цепочки связанных по смыслу игровых действий) с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов (кукольная одежда, игрушечная посуда, детские технические приборы: пылесос, микроволновая печь, детский телефон и др.). Называние (показ) картинки с изображением соответствующего предмета.

Игрушки.

Я — в школе.

2

1. Расширение тематики экскурсий по школе для формирования ориентировки в ее помещениях: в классе, коридоре, на лестнице, в столовой и др.

2

1. Создавать условия для формирования умения ориентироваться в школе.

2. Создавать условия для обучения учащихся ориентироваться в школе.

3. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

4. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Экскурсия по школе для формирования ориентировки в ее помещениях: в классе, коридоре, на лестнице, в столовой и др.

Картинки по теме, иллюстрации, фотографии помещений школы.

Мир людей.

1

1. Совместное с учащимися рассматривание игрушек, отображающих транспортные средства (автобус, автомобиль), картинок, на которых они нарисованы.

1

1. Создавать условия для формирования умения рассматривать игрушки, картинки.

2. Создавать условия для  рассматривания игрушки, картинки.

3. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

4. Создавать условия для воспитания бережного отношения к игрушкам.

Д/у «найди такой же».

Игрушки и картинке по тематике.

Мир животных.

4

1. Совместные с учащимися наблюдения за домашними животными, за птицами (воробей, ворона), беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц.

2

1.Создавать условия  для формирования умения наблюдать за домашними животными.

2. Создавать условия  для учащегося через игру научить наблюдать за домашними животными.

3. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

4. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц.

Картинки с домашними животными, Дидактические игры.

2. Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах

2

1.Создавать условия  для формирования умения слушать произведения о домашних животных и птицах.

2. Создавать условия для обучения учащегося слушать произведения о  домашних животных и птицах.

3. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

4. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы).

Книги, потешки, картинки.

Явления природы.

5

1. Совместные с учащимися игры с теплой, холодной, горячей водой (в пределах допустимых температур), называя (с помощью жестов и слов) состояние воды.

1

1. Создавать условия для учащегося  игры с водой.

2. Создавать условия для обучения учащегося  различать  теплую и холодную воду.

3. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

4. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Игры с теплой, холодной, горячей водой (в пределах допустимых температур), называя (с помощью жестов и слов) состояние воды.

Тазик с теплой и холодной водой, полотенце.

2.  Знакомство с пиктограммами и соотнесение их с объемными и плоскостными изображениями: солнце, снег. Называние с использованием вербальных и невербальных средств общения.

2

1.Создавать условия для формирования умения узнавать пиктограммы солнца и снег.

2. Создавать условия для учащегося через игру узнавать пиктограммы солнца и снега.

3. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

4. Воспитание адекватного отношения к урокам.

Знакомство с пиктограммами и соотнесение их с объемными и плоскостными изображениями: солнце, снег. Называние с использованием вербальных и невербальных средств общения.

Пиктограмма.

3. Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах.

2

1. Создавать условия для формирования умения внимательно слушать сказки, потешки и т.д.

2. Создавать условия для коррекции слухового восприятия.

3. Создавать условия для воспитания усидчивости

.Д/у «Слушай внимательно».

Книжки, потешки, стихи о явлениях природы.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ  И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ІV четверть 2 полугодия– 14 часов

2 часа в неделю

Тема

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

Цели урока

Способы организации

деятельности

учащихся

Оборудование

Примечание

Я — ребенок.

2

1. Имя, фамилия, пол. Использование этих сведений в общении со взрослыми.

2

1. Создавать условия для формирования умения откликаться на свое имя и фамилию.

2. Создавать условия для закрепления умения называть себя по имени и фамилии.

3. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

4. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Отработка аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол.

Инструкции «Как тебя зовут?» и т.д.

Мои игрушки.

2

1. Образовательные ситуации на взаимодействие с игровыми персонажами, в ходе которых учащийся «решает» их «проблемы»: помогает мишке выбрать корзинку нужного размера для большого количества шишек и т.д

2

1. Создавать условия для формирования умения обыгрывать сюжеты образными игрушками.

2. Создавать условия для обучения учащегося  обыгрывать простые сюжеты с образными игрушками.

3. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

4. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Учащийся «решает» «проблемы»: помогает мишке выбрать корзинку нужного размера для большого количества шишек; выбирает теплую шапку для куклы, собирающейся на «прогулку» и т. п.

Игрушки.

Я — в школе.

2

1. Совместные игры учащихся (парные игры) на полоролевую идентификацию.

2

1. Создавать условия для побуждения учащихся к обучению с окружающими.

2. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

3. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Фотографии, куклы.

Мир людей.

1

1. Экскурсия в медицинский кабинет школы.

1

1. Создавать условия для учащегося посещению медицинского кабинета.

2. Создавать условия для  учащегося  о представлении о труде врача.

3. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

4. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Представлений о труде врача (слушает, лечит), медсестры (дает лекарства, взвешивает, измеряет рост).

Тематические картинки, Чтение книжки про Айболита».

Мир животных.

4

1. Имитационные игры, игры на звукоподражание (чик-чирик, кар-кар, гав-гав и т. п.),

2

1.Создавать условия  для формирования умения подражать домашним животным.

2. Создавать условия для учащегося  через игру научить звукоподражать домашним животным.

3. Создавать условия для коррекции слуха и памяти.

4. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Игры, отражающие жизнь домашних животных, птиц, дающие представления об их размерах (в сравнительном плане) с использованием речевых и неречевых средств общения.

Музыкальные игрушки, мягкие игрушки животных.

2.Игровые упражнения на узнавание животных и птиц по их объемным и плоскостным моделям, называние их, показ пиктограмм.

2

1. Создавать условия для формирования умения узнавать домашних животных по моделям.

2. Создавать условия для обучения учащегося работать с пиктограммами.

3. Создавать условия для учащегося  через игру учить узнавать домашних животных по моделям и объемам.

4. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

5. Создавать условия для воспитания бережного отношения к игрушкам.

Игровые упражнения на узнавание животных и птиц по их объемным и плоскостным моделям, называние их, показ пиктограмм.

Игрушки животных объемные и модельные., мягкие.

Явления природы.

3

1. Совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.

2

1. Создавать условия для формирования умения узнавать явления природы.

2. Создавать условия для учащегося  через игру научить узнавать явления природы.

3. Создавать условия для коррекции внимания и памяти.

4. Создавать условия для воспитания адекватного отношения к урокам.

Наблюдение за явлениями природы весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.

Картинки по тематике.

2. Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками.

1

1.Создавать условия для игровых упражнений с флюгерами и ветряными вертушками.

2. Создавать условия для обучения учащегося правильно их использовать.

3. Создавать условия для коррекции внимания.

4. Создавать условия для воспитания бережного отношения к игрушкам.

 

Игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками.

Флюгеры, ветряные вертушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие речи и окружающий мир" 8 класс 8 вид (2)

Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуально...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» 5 класс для детей с ОВЗ

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» разработана для обучающихся 5-го класса с умственной и тяжелой умственной отсталостью на основе авторской программы &laqu...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Химия окружающей среды» по химии для 10 а класса

Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствам...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" 2 класс ФГОС ОО с УО (ИН) 2 вариант

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС общего образования для обучающихся с уме...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий социальный мир" 2 класс ФГОС ОО с УО (ИН) 2 вариант

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающих...