Рабочая программа по "Ручному труду".
рабочая программа (8 класс) по теме

Савинская Наталья Сергеевна

Данная рабочая  программа по предмету «Ручной труд» была составлена для умственно отсталых детей с выраженным нарушением интелекта 8 вида (2 варианта),

«Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nadom_obuch_8_sp_ruchnoy_trud.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья   специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7                   Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

на  заседании МО

Протокол № ____

от «__»  августа  20___г.

Председатель МО

_______________________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

____________________

«___» августа  20__ г.            

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_____________________

«__» августа  20___ г.

Рабочая программа

По «Ручному труду»

ученицы 8 сп класса Коротковой Анны Михайловны

/надомное обучение/

на  2013 -  2014  учебный год

Составлена учителем:

Савинская Н. С.

2013

Содержание рабочей программы

Оглавление

Страницы

Титульный лист.

1

Оглавление.

2

Пояснительная записка.

3

Содержание программы учебного предмета.

4

Учебно-тематический план.

5

Уровень подготовки учащихся.

6

Календарно-тематическое планирование.

7-8

Перечень учебно-методического обеспечения.

9

Список литературы.

10

Лист корректировки.

11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Данная рабочая  программа по предмету «Ручной труд» была составлена для индивидуального обучения ученицы 8 класса 8 вида 2 варианта Коротковой Анны «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.

   Программа рассчитана на ученицу Короткову Анну 8 класса в возрасте 16-17 лет. . Согласно учебному плану школы  1 час в неделю, 34 часа в год. Из них: 9 часов – 1 четверть, 7 часов – вторая четверть, 11 часов – третья четверть и 7 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока –  35 минут.

Обучение умственно отсталых детей является сложным и специфическим периодом. Глубокие нарушения сенсорно-перцептивной сферы детей и подростков с выраженным нарушением интеллекта приводят к невозможности  полного, целостного восприятия объектов, восприятие пространственного положения.  У  детей с тяжёлой степенью умственной отсталости затруднено принятие и понимание задачи. В ее решении их затрудняет не только овладение отдельными действиями и звеньями задачи, сколько установление связей и отношение между ними. Они не могут организовывать свою деятельность, не используют образцы. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им не  доступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т. д. Даже имеющимися у них  элементарными знаниями они не умеют пользоваться в практической деятельности. Поэтому, уроки  ручного труда направлены  не только на развитие ручной умелости подростков с нарушением интеллекта,  но и  на развитие познавательной деятельности  и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.            

В связи с вышеизложенным, определяются следующие цели и задачи программы:  

Цели программы:

  • Создание условий для освоения детьми практических навыков и умений работы с природным, бросовым материалом, тканью и другими материалами;
  • Создание условий для развития эмоциональных и эстетических качеств учеников;
  • Создание условий для сенсорного развития учащихся.

Задачи программы:

  • Создание условий для развития зрительных, слуховых, осязательных восприятий, тактильных ощущений;
  • Создание условий для координации работы анализаторов;
  • Создание условий для развития пространственной ориентации, ручной умелости, наглядного мышления;
  • Создание условий для формирования умений и навыков работы с инструментами;
  • Создание условий для воспитания аккуратности, умения убирать за собой рабочее место;
  • Создание условий для формирования ориентироваться в задании: анализировать объект, условия работы.

Согласно учебному плану школы предусмотрено 1час в неделю на данный предмет.

Содержание программы учебного предмета.

Учебный курс по предмету «Ручной труд» состоит из четырёх разделов:

- Упражнения для развития тонкой моторики рук

- Упражнения с пластичными материалами.

. - Упражнения со строительными материалами

- Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами.

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на объединение и обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип типа шнуровка, застежка молний и ремней и т. п. (по типу рамок М. Монтессори) по образцу и самостоятельно. (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».) Упражнения на развитие конструктивного праксиса и моторной координации в процессе манипулирования предметами (конструктор, пазлы, мозаика).

Упражнения с пластичными материалами. Изготовление изделий из пластилина используя различные способы соединения частей (исходя из конструктивных особенностей изделия): соединение путем плотного прижатия, соединение путем примазывания (пальцем, стекой); соединение путем прищипывания. Стимулирование интереса учащихся к предварительному выбору совместно с учителем необходимого способа, показ его, называние действий. Лепка посуды.

Выполнение лепных аппликаций с использованием природного материала, который учащиеся предварительно собирают и подготавливают с помощью учителя (самостоятельно под контролем учителя): шишки, желуди, каштаны, сучки, кора, древесные грибы, мох. Обучение учащихся выполнению сюжетной лепки (иллюстрации к сказкам, мультфильмам), выбирая для каждого изделия различные способы соединения частей. Составление композиций из объемных поделок, используя различные природные материалы, соединенные с помощью пластилина.

Упражнения со строительными материалами. Дальнейшее обучение учащихся работе с металлическим конструктором: различение гайки и винта, работа с гаечным ключом, построение простых моделей. Знакомство учащихся с «рисунком-образцом» изделия и рисуночным планом, на котором представлена последовательность конструирования.

Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами. Упражнения на закрепление навыком работы с ножницами: вырезание деталей и использования их в изделиях. Подготовка деталей из геометрических фигур для создания сюжетной аппликации; вырезание деталей для закладки.

Изготовление вместе с учащимися новогодних украшений для помещения класса: новогодних гирлянд, подвесок; вырезание снежинок, салфеток.

Работа с тканью, знакомство с иголкой и нитками.

Поделки из бросового материала, дополнение их декоративными украшениями с использованием пластилина и природного материала.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Разделы

Количество часов

1 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук

3 ч.

2.

Упражнения с пластичными материалами.

2 ч.

3.

Упражнения со строительными материалами.

2 ч.

4.

Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами.

2 ч.

ИТОГО:

9 часов.

2 ЧЕТВЕРТЬ

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук

2 ч.

2.

Упражнения с пластичными материалами.

2 ч.

3.

Упражнения со строительными материалами.

2 ч.

4.

Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами.

1 ч.

ИТОГО:

7 часов.

3 ЧЕТВЕРТЬ

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук

3 ч.

2.

Упражнения с пластичными материалами.

3 ч.

3.

Упражнения со строительными материалами.

2 ч.

4.

Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами.

3 ч.

ИТОГО:

11 часов.

4 ЧЕТВЕРТЬ

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук

2 ч.

2.

Упражнения с пластичными материалами.

2 ч.

3.

Упражнения со строительными материалами.

1 ч.

4.

Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами.

2 ч.

ИТОГО:

7 часов.

Уровень подготовки учащихся. Предполагаемый результат на конец учебного года.

  1. Владеет основными приемами работы с пластичными материалами;
  2. Воспроизводит комбинацию из 2-3 деталей конструктивного материала;
  3. Совместно с педагогом конструирует из бумаги;
  4. Умеет наносить клей и приклеивать детали;
  5. По слову взрослого находит и показывает предметы (природный материал), который необходим для выполнения поделки;
  6. Мастерит  элементарные поделки после совместных действий с педагогом;
  7. Умеет сравнивать с образцом (такой - не такой);
  8. По назначению использует орудия труда;
  9. Проявляет интерес к изготовлению поделок;
  10. Поделки мастерит после совместных действий или по подражанию педагогу.


Календарно-тематическое планирование 8 вид (2 вариант) по предмету «Ручной труд»

№ урока

Тема раздела, урока

Дата

Кол-во

часов

Контроль

Примечание

1

Упражнение с шишкой и суджочным  кольцом

урок

2

Упражнения с  суджочным  шариком

урок

3

Упражнения с суджочным набором

урок

4

Инструктаж по охране жизни и здоровья

урок

5

Заготовка природного материала

урок

6

Знакомство с крепежной

 Парой (винт и гайка)

урок

7

-Знакомство с гаечным ключом

урок

8

Закрепление знаний о санитарно – гигиенических требованиях при работе с природным материалом. Рассмотрение закладок для книг, подбор материала.

урок

9

Изготовление закладки для книги. Аппликация и шнуровка.

урок

10

Пальчиковая гимнастика. Шнуровка по прямой

урок

11

Пальчиковая гимнастика. Шнуровка по кругу

урок

12

Изготовление изделий из пластилина, используя различные способы соединения частей «Ёжик»

урок

13

Изготовление изделий из пластилина, используя различные способы соединения частей «Грибы»

урок

14

Знакомство с конструкцией «лестница».

урок

15

Сбор конструкции «лестница» с помощью гаечного ключа.

урок

16

«Ножницы»

Инструктаж: правила работы с ножницами.

урок

17

Шнуровка через край

урок

18

Упражнения на развитие конструктивного праксиса и моторной координации, через работу с конструктором 

урок

19

Упражнения на развитие конструктивного праксиса и моторной координации, через работу с мозаикой

урок

20

Выполнение лепных аппликаций «Елка под снегом»

урок

21

Лепка посуды - блюдце

урок

22

Лепка посуды  - чашка

урок

23

Знакомство с «рисунком-образцом» изделия.

урок

24

Сборка по рисунку – образцу стола

урок

25

Подготовка деталей из геометрических фигур для создания сюжетной аппликации: «Здравствуй весна – красна» (солнышко)

урок

26

Подготовка деталей из геометрических фигур для создания сюжетной аппликации: «Здравствуй весна – красна» (травка)

урок

27

Знакомство с тканями и их свойствами.

28

Застёжки - пристёжки

урок

29

Застёжки - пристёжки

урок

30

Выполнение совместных действий при создании лепки по сюжету сказки «Маша и медведь»

урок

31

Лепка декоративно «ленты»:

-дымковские элементы.

урок

32

Сборка  модели «Стула» по рисуночному плану.

урок

33

Знакомство с иголкой и нитками, работа по наматыванию ниток на клубок

урок

34

Поделки из бросового материала с использованием пластилина и природного материала «Ваза».

урок


Перечень учебно-методического обеспечения:

1.Клей.

2.Кисти для клея.

3.Подкладочные доски.

4.Наборы цветной бумаги и цветного картона.

5.Бросовый материал: баночки от, сока, йогурта

6.Наборы пластилина.

7.Природный материал: листья, шишки, семена, желуди ,веточки, ракушки и т.д.

8.Пристёжки на молнии, кнопках, пуговицах

9.Ножницы, стеки, спицы.

10.Ленты, ткань различной фактуры.

11.Клубки ниток, разные по толщине, шпагат

12.CD-DVD проигрыватель.

13.Альбомы для рисования, тонированная бумага.

14.Шнурки, верёвочки разной длины и толщины.

15.Бусины для нанизывания различного объёма и цвета.

16.Мозаика.

17.Конструктор деревянный, металлический и пластиковый.

18.Рамки для вкладышей с вкладышами.

Список литературы.

 1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

2.Баряева Л.Б., Гаврилушкина  О.П.,Зарин А.,Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-2-еизд., перераб.  идоп.-СПб.:КАРО,2007.

3.Забрамная С.Д., ИсаеваТ.Н. Изучаем, обучая. Методические рекомендации поизучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.

4.Методическое руководство к учебникуЛ.А. Кузнецовой Ручнойтруд.

5.МаллерА.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-еиспр. идоп.- М.: АРКТИ, 2005.

6.РумянцеваЕ.А. Аппликация: Мастерите, малыши, на досуге ,для души. -М.:ОООТД «Издательство Мир книги»,2010.

7.Смирнова.И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по труду

Программа предназначена для учащихся СКШ 8 вида с умеренной и выраженной умственной отсталостью...

Рабочая программа "Ручной труд" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности

Рабочая программа "Ручной труд" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности разработана в 2017 году учителем Е. Н. Гамольской и используется в ГБОУ ...

Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2) Уборка помещений. Шитье. Растениеводство...

Рабочая программа "Сельскохозяйственный труд" для учащихся с ОВЗ

Учебная программа по технологии «Сельскохозяйственный труд» (индивидуальное обучение) в 6- ом классе разработана в соответствии с программами специального коррекционного образования 8 вида...

Рабочая программа лагеря труда и отдыха "Созвездие"

Основная задача предоставить возможность каждому ребенку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное...