Упражнения для развития сознательного чтения.
учебно-методический материал по теме

Абакумова Ольга Алексеевна

 

Упражнения для формирования правильности, беглости, выразительности чтения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_razvitiya_soznatelnogo_chteniya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития сознательного чтения.

Первая группа - логические упражнения.

1.   Что общего в словах и чем они различаются?

мел – мель, мал - мял, мыл - мил.

2.   Назови одним словом.  

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.

Шарф, варежки, пальто, кофта.

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

Картофель, свёкла, лук, капуста.

Лошадь, корова, свинья, овца.

Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.

Липа, берёза, ель, сосна.

Курица, гусь, утка, индейка.

Зелёный, синий, красный, жёлтый.

3. Какое слово лишнее и почему. 

Минута, время, час, секунда.

Дорога, шоссе, тропинка, путь.

Молоко, сметана, простокваша, мясо.

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

Ель, сосна, кедр осина.

Лук, огурец, морковь, яблоко.

Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

4. Чем похожи следующие слова.

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество букв.

Они одного ода.

Они состоят из двух слов.

6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксёр.

Молоко, нерест, тарелка.

7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама.

Пуговица, молоток, лава.

Укор, бузина, тина.

Поворот, пороша, канава.

8. Составь новое слово, взяв последний слог.

Мебель, ружьё,

Соломка, пора, мель.

Лиса, бельмо, полёт.

Смола, слеза, берет.

9. Даны три слова. Первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвёртое слово.

Песня – композитор, самолёт- ?.

- аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель.

Школа – обучение, больница - ?

- доктор, ученик, лечение, учреждение, больной.

Нож – сталь, стул - ?

-вилка, дерево, стол, пища, скатерть.

Лес – деревья, библиотека - ?

- город, здание, библиотекарь, театр, книги.

Утро – ночь, зима - ?

- мороз, день, январь, осень, сани.

10. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф стул, диван, коза, овца, стол.

Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша.

Мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб.

11. К выделенному слову подбери нужные слова по смыслу.

Травы – клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые – сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь – сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки. Кофта.

12. Какие буква, слог, слово лишние.

А у р о ы

МА Ра ла ны та

Ку на ды ти ло

Река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

Вторая группа – игры по составлению слов со словами.

1. Найди слово в слове.

Гроза              газета           кустарник

                       Поднос         шоколадка          

   Шутка         щепка           ярмарка

часовщик        

2. Подбери пару.

Песня                                       практичный                  

Площадь                                  примерный

Подруга                                    прилежный

                                                   Праздничный

Почтальон                               полосатый  

Подарок                                   полотняный  

Полотенце                               прекрасный

Портфель                                приятный

 2. загар                                  золотистый  

звонок                                    занимательный

забор                                     знаменитый

зубр                                       звонкий

задача                                   зрелый

землянка                               зелёный

3. Закончи предложения .

По утрам у Айболита лечат зубы

З б р е, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.

4. Шарады.

Начало – голос птицы.

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдите без труда.

С буквой к живу в лесу.

С буквой ч овёс пасу.

5. Ребусы.

( Рона) (рота)       ка /ва               ком / та

(ворона) (ворота) ( канава) (комната).

  6. Загадки. ( Любые, которые подходят к теме урока.)

7. Найди животное среди строк.

Насос сосёт речную воду.

И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой.

Здесь хорошо бродить одной.

8. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы М

Третья группа – работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

 

1. Составь текст ( перестановка предложений ).

Тексты подбираются к теме урока.

2. Составь предложения ( 3 – 4 ) к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

На реке.

Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, улов, удочки, чайки.

3. Закончи рассказ.

 Забота о птицах.

 Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу….

 

Дежурные  

Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…..

Четвёртая группа – работа с текстом.

  1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
  2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. ( Вопросы написаны на доске ).
  3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
  4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

5. Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

Выбери заголовок из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

Подбери к заглавию часть текста.

Озаглавь части.

6. Выборочное чтение.

7. Пересказ по вопросам и без них.

8. Составление плана текста.

Упражнения для формирования правильности чтения.

Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

  1. Назови картинки – 5 предметов ( далее больше).

Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.

2.Опиши предмет (показать и убрать).

3.Опиши движущийся предмет( взять в руку- поднять и опустить).

4.Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).

         Бочка-точка, бабушка-бабочка, кошка-ложка.

  1. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
  2. Придумай названия продуктов  на данный звук, из которых можно приготовить обед.
  3. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
  4. Выбери из всех слогов – слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги.
  5. Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.
  6. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8-10 слов.
  7. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (показать 5-6 предметов).
  8. Повтори слова: кит, танк, корова, апрель и т.д.
  9. Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения.
  10. «Фотоглаз».
  11. Повтори скороговорку, предложение, текст.
  12. Заучивание четверостиший.

Вторая группа – упражнение со словами.

  1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.

                 Мел-мель-мыл-мыль-мал-мял;

                 Мышка-мошка-мишка-миска.

  1. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст- стук, сосна-насос, мех-смех, мышка-камыш, марка-рамка, марш-шрам, масло-смола, мошкара-ромашка.

  3.Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

      Приехал, пришел, пришил, принес, припев;  

       Красное,белое.голубое,черноё, жёлтое; кукла, мама,

       папа; лапа, ложка.

». 4.Чтение «перевертышей

         Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

5. «Сквозная буква», «лесенка»:

         -- -з-                            ч__

         -- -з -                           ч__

          -- -з-                           ч__

          -- -з-                           ч__  

6. Словарная работа 9выяснение лексического значения слов перед чтением).

7.  Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

  1. Упражнения для развития беглости чтения.

              Первая группа – упражнение для расширения поля зрения.

  1. Работа по созерцанию зеленой точки.

(На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.)

  1. Работа по таблицам Шульте.

Развитие поля зрения по горизонтали.

  1. 22 9 14 18 7
  1. 3 12 6 23 20
  1. 21 4 1 25 15

13 5 24 11 17

 10 8 19 2 16

         

          Развитие поля зрения по вертикали:

           

          Комплект № 1

          13          33         9        4          26

           3            22        19      2          30

           28           31        12      24        6

            7            10        21      27        14

            35          18         1        16        8

            23           5          29      32        11

             15          34        17       25        20

              Комплект №2

 26          31          23        5       21

 17           3           35       11     29

  14          22       8           24           6

   20         33       27         16           13

   12          30       18         2             34

    1           7         25        28            9

    32         10       15        4              19

  1. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.

         *                                *                           *

Сок                            Света                     ива

Носки                         место                    кресло

 Сам                            каток                    клетка

                                    кукла                   кукла

                                     магазин               рак  

( Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.)

4. Чтение столбиков с трафаретами.

( дети используют трафарет, читают слова в столбиках. В столбиках 1 класса – 3-5 слов,  2 класса – 10- 12 слов, 3 класса – 15 – 18 слов, 4 класса – 20 – 25 слов.

Чек             красный               защёлка            универмаг  

Зуб             бегать                   лаборант          продовольствие

Дом            игра                      молоко              учебники

5. Определим  разницу.

Беседе , собеседник, беседовать, беседка, собеседование.

Беседа, разговор, собеседник, болтовня, диалог.

 6. Назови по порядку.

Беда        буря     плач

Несчастье     вьюга        рёв

Горе               позёмка      слёзы  

Печаль           метель         рыдания

                       

                       Ветер

                       Вихрь

                       Ураган

                       Шторм

8. Наборы Т.Н Федоренко.

Тексты зрительных диктантов.

9. «Фотоглаз».

10. «Угадай-ка».

  Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками..

11. «Кто быстрее?».

 У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.

12. «Бегущая строка».

13. Работа по таблице.

Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря).  Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается ( звёздочка, синяя. Точка, второе снизу; круг, жёлтая, точка, пятое, сверху и т.д.).

Вторая группа – упражнения для активизации органов речи.  

1. Артикуляционная гимнастика:

а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги.

Б) слова трудные для произношения.

2. Скороговорки.

3. « Бегущая лента»

через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать.

4. Чисто говорки.

 5. Различные виды чтения.

Чтение шепотом, затем громко, затем про себя.

Хоровое чтение.

Чтение в парах

Чтение одновременно с ведущим.

Чтение с убыстрением темпа.

Чтение с переходом на незнакомый текст.

 Чтение в темпе скороговорки.

Жужжащее чтение.

Скачкообразное чтение « Кенгуру».

Упражнения для развития выразительности чтения.

1. чтение слова с разными оттенками интонации.

2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуацией.

3. Упражнения для дыхания.

4. Упражнения для развития голоса.

5. Упражнения для дикции.

6. Чтение небольших стихов, например:  

кто на льду меня догонит

мы бежим в перегонки,

и несут меня ни кони,

а блестящие коньки.  

7. Прочитать, передовая радость ( возмущение, печаль, гордость ).

  8. Чтение по ролям, в лицах.

9. Использование « памятки».

1) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;

2) читай чётко слова и предложения.

3) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития техники чтения

Упражнения для развития техники чтения...

Приемы и упражнения для развития смыслового чтения

Выступление на МО учителей начальной школы "Приемы и упражнения для развития смыслового чтения"...

Презентация на тему "Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в...

Упражнения для развития сознательного чтения

Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств рекомендую в своей использовать такие упражнения, которые включа...

доклад на школьный ППК на тему:Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтенияНавык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в свое...

Комплекс упражнений на развитие навыков чтения

Комплекс упражнений на развитие навыков чтения...

Мастер-класс для учащихся начальной школы "Упражнения на развитие техники чтения" с презентацией

Мастер-класс для учащихся начальной школы "Упражнения на развитие техники чтения" с презентацией. Проводился в рамках недели книги с целью привлечения внимания детей к чтению, познакомить их...