Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста.
статья на тему

Тараканова Юлия Юрьевна

В данной статье  я постралась осветить следующие вопросы:

1. Компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей.

  • Чем являются на сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для педагогов. 
  • Преимущества компьютера;
  • Задачи,  решению которых способствует  использование  компьютерных технологий  в коррекционно-развивающей работе с детьми.

2. Основные требования к организации занятий с использованием компьютера.

3. Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с недоразвитием познавательной деятельности.

4 . ПРИЛОЖЕНИЕ. (Упражнения для глаз).

Скачать:


Предварительный просмотр:

~  ~

Учитель-дефектолог ГБДОУ д/с №30

Калининского района

Тараканова Юлия Юрьевна

Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием познавательной деятельности.

  1. Компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей.

     Мы живем в  век  информации,  в  век,  когда  происходит  компьютерная революция. Мы  являемся  свидетелями  того,  что  компьютеры,  уже  занявшие прочные позиции во многих областях современной  жизни,  быстро  проникают  в школы и дома.  Научно техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным  считается тот человек, который не только пишет, читает, считает,  но  и умеет «общаться» с  ЭВМ. «Информационное общество» требует по-новому образованных людей. Без повышения технологического уровня не мыслится современное образование. Значительно изменилось понимание роли компьютерных технологий в педагогическом процессе.  Первоначально большинство педагогов были убеждены, что назначение  информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ) - быть подручным материалом, который можно использовать лишь изредка, нынешнее же понимание роли ИКТ заключается в том, что компьютер был создан для того, чтобы во многом облегчить труд человека и повысить его производительность. Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему дошкольного образования.

       

На сегодняшний день компьютер для педагога это:

  • Источник учебной информации;
  • Наглядное пособие;
  • Средство подготовки и хранения текстов, иллюстративного и музыкального материала;
  • Средство подготовки занятий и выступлений, создание собственных мультимедийных продуктов;
  • Использование интернет-ресурсов, интерактивной доски, компьютерных игр, программы skype.

Преимущества компьютера:

  • способствует росту мотивации, вызывает у детей огромный интерес и обладает стимулом познавательной активности детей;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • помогает оптимизации коррекционного процесса;
  • предоставляет возможность качественной индивидуализации обучения;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе.

            Психологи отмечают:  чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем  меньше психологический барьер между ним и машиной, так как  у  ребенка  практически нет страха перед техникой.  Это происходит потому,  что  компьютер  привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве  случаев  они смотрят на него.

      Общение  детей  дошкольного  возраста  с  компьютером   начинается   с

компьютерных  игр,  тщательно  подобранных  с  учетом  возраста  и   учебной направленности. Одной  из  важнейших  функций  компьютерных  игр  является  обучающая.  Компьютерные игры составлены так, что  ребенок  может  представить  себе  не единичное  понятие  или  конкретную   ситуацию,   но   получить   обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях.  Таким образом  у  него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

      Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что  предметы  на

экране - это не реальные вещи, а только знаки  этих  реальных  вещей.  Таким

образом, у  детей  начинает  развиваться  так  называемая  знаковая  функция

сознания, то есть понимание того, что  есть  несколько  уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.

      В процессе  занятий  детей  на  компьютерах  улучшаются  их  память  и

внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то  есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или  иной  материал.  И  если только материал является ярким и значимым,  ребенок  непроизвольно  обращает на него внимание. И здесь  компьютер  просто  незаменим,  так  как  передает информацию в привлекательной для  ребенка  форме,  что  не  только  ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

      Занятия детей на компьютере  имеют  большое  значение  не  только  для

развития интеллекта, но и для развития  моторики.  В любых играх, от  самых простых  до  сложных,  детям  необходимо  учиться   нажимать   пальцами   на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику  детей. Ученые отмечают,  что  чем  больше  мы  делаем  мелких  и  сложных  движений  пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и  руки,  очень большое  представительство  в  коре  головного  мозга  имеют  и  глаза.  Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над  чем  работаем,  тем  больше  пользы нашему мозгу. Вот почему  так  важно  формирование  моторной  координации  и координации совместной деятельности зрительного  и  моторного  анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.  Общение  с  компьютером  вызывает  у  детей  живой  интерес,  сначала  как   игровая  деятельность, а  затем  и  как  учебная.  Этот  интерес  и  лежит  в  основе  формирования  таких   важных   структур,   как   познавательная   мотивация, произвольные  память  и  внимание,  и  именно  эти   качества   обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

      Компьютерные игры учат детей  преодолевать  трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря  компьютеру  становится эффективным  обучение  целеполаганию,  планированию,   контролю   и   оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых  и неигровых моментов. Ребенок  входит  в  сюжет  игр,  усваивает  их  правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме  того, практически во всех играх есть свои герои, которым  нужно  помочь  выполнить задание.   Таким   образом,   компьютер   помогает   развить    не    только интеллектуальные способности ребенка, но  и  воспитывает  волевые  качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость,  а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям  игр,  обогащая  тем самым его отношение к окружающему миру.

Таким образом, использование  компьютерных технологий  в коррекционно-развивающей работе с детьми, способствует решению следующих задач:  

  1. Созданию мотивации, развитию потребности к познанию и формированию навыков учебной деятельности;
  2. Совершенствованию всех психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);
  3. Развитию знаковой функции сознания;
  4. Формированию сенсорных представлений;
  5. Формированию элементарных математических представлений
  6. Развитию конструктивных способностей;
  7. Развитию топографических представлений, умению ориентироваться в пространстве;
  8. Развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
  9. Развитию способности осознавать цели и выбирать способы действия для их достижения;
  10. Формированию эстетического вкуса;
  11. Формированию способности оценивать результаты деятельности;
  12.  Развитию эмоционально-волевой сферы ребенка:
  13.  Воспитанию   самостоятельности,   собранности,    сосредоточенности,

           усидчивости;

  1.  Приобщению к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

И это далеко не полный список задач, которые мы можем решать с помощью компьютерных технологий в своей работе с детьми.

          Применение компьютерной техники в коррекционно-развивающем обучении позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

  1. Основные требования к организации занятий с использованием компьютера.       

        Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

Определённую трудность представляет тот факт, что до сих пор отсутствуют методика использования компьютерных технологий в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.  Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

        Между тем занятия с компьютером не так уж и безобидны и могут приводить к общему утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт. Степень утомления на занятиях с компьютером определяется степенью статической нагрузки, содержанием занятия, качеством изображения на экране дисплея и возрастом ребенка. Поэтому в детских садах необходим компьютер с современным жидкокристаллическим монитором с высоким разрешением и частотой обновления экрана и мощной видеокартой.  Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям. Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируется произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Чтобы занятия не оказали обратного, неблагоприятного воздействия на здоровье ребёнка очень важно соблюдать требования к организации режима  работы за компьютером:

1. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 минут.

2. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятий следует проводить гимнастику для глаз (см. приложение) и физ.  минутки для снятия мышечного и нервного напряжений.  

3. Не допускается проводить занятия с использованием компьютера за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

4. Занятия дошкольников с использованием компьютера должны проводиться методистом или в его присутствии.

5. Занятиям с использованием компьютера должны предшествовать спокойные игры, проводимые в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены компьютеры.

6. Запрещается использование одного компьютера для двух и более детей независимо от их возраста.

    Для проведения  занятий с использованием компьютера  необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 квадратных метров на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку.  Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. В данном помещении необходима ежедневная влажная уборка.

Если занятия, с использованием компьютера, проводятся в виде демонстрации презентаций, проектирующихся на экран  или интерактивную доску, а дети имеют возможность двигаться и выполнять практические задания, то продолжительность  такого занятия может быть такой же, как и продолжительность обычного занятия.  

  1. Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с недоразвитием познавательной деятельности.

             Игра – это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его природе и социальной действительности.  Благодаря особенностям игровых средств отображения действительности, ребенок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению. Компьютерные игры являются новым видом  развивающего  обучения и одним из вариантов деятельности на занятиях по развитию речи и  формированию  элементарных математических представлений.  Игры и занятия, проводимые с применением компьютеров, способствуют развитию у детей  интеллекта, инициативности, любознательности, стремления к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми. Специально разработанные компьютерные программы в активной форме помогают развивать у малышей память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.  

     

          В нашем учреждении занятия с использованием ИКТ проводятся логопедом и дефектологом   с детьми  5 – 7 лет.  Как правило компьютерные  игры и занятия с использованием мультимедийного оборудования  проводятся,  как закрепление ранее изученного материала.  Вошли в нашу практику работы и интегрированные занятия, когда  компьютерная игра  является одним из вариантов деятельности на занятии по развитию речи, математике.  Отмечено, что при подаче нового материала восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети активно включаются в сюжет игры и практически  всегда готовы решать поставленные задачи.

        На индивидуальных занятиях я использую игры  на развитие пространственной ориентировки, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мыщления. Весьма интересны компьютерные раскраски - дети с интересом подбирают различные цветовые решения для заданных по контуру форм и фигур.  Так же эффективны программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или картинку. Такие игры развивают не только восприятие, но и воображение, а так же совершенствуют зрительно – моторную координацию – система «Глаз – рука».  

Остановимся чуть подробнее на некоторых  обучающих  программах и сборниках игр:

  1. Сборник  образовательной коллекции  «Скоро в школу! Учимся считать» содержит  двадцать пять развивающих  игр и игровых упражнений.  Все игры можно условно разделить на три блока:
  • Игры на развитие количественных представлений и счётных навыков, а также на закрепление знаний цифр, цифрового ряда и математических знаков:

«Разложи», «Циферки», «Числа – клавиши», «Вот это число», «Числа парочки», «Посчитай-ка», «Найди цифру», «Собери цифру», «Найди дорогу», «Как было?», «Помоги спрятаться», «Что куда?», «Парочки считалочки», «Маленький счетовод», «Следующее и предыдущее», «Чего больше?», «Дополни».

  • Развитие вычислительных навыков: «Волшебный телевизор», «Космодром», «Вставь кубик», «Домики».
  • Развитие сенсорного восприятия (форма, цвет):   «Формочки», «Раскрась одинаково», «На что это похоже?», «Сделай циферки весёлыми».

Также данные игры направленных на развитие  у детей логического мышления,зрительной памяти,  внимания, мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Каждая игра имеет три уровня сложности, что позволяет осуществлять индивидуальный подход в работе с детьми.

  1. Сборник игр и заданий «Кораблики» содержит игровые задания на развитие фантазии и логического мышления, конструктивного мышления, зрительного и слухового восприятия, математических способностей и графомоторных навыков: 

"Один лишний"; "Найди пару"; "Строитель"; "Загадки";  "Знаешь ли ты?  (Вопросы о диких животных.);"Слушаем звуки"; "Азбука"; "Читаем","Считаем", "Сказки" (Две русские народные сказки - "Курочка Ряба" и "Пряничный домик" в  мультимедийном альбоме. Ребенок может читать сказку сам или прослушать ее в исполнении диктора. Художник - А.Евдошенко), "Металлофон", "Распечатай и играй" ( Раскраски - распечатывать и раскрашивать), Азбука на кубиках -распечатать, вырезать, склеить и играя, учиться читать. Советы по обучению чтению, Настольная игра "Магазин" - распечатать, вырезать и играть. Лото и игры на развитие логического и образного мышления. "Играем без компьютера" Игры со словами, подвижные игры, игры с мячом. "Детские песни" Слова, ноты и фонограммы новых детских песен.

          Каждая игра имеет три уровня сложности, что позволяет осуществить  

          индивидуальный подход к каждому ребёнку.

  1. Рабочая тетрадь дошкольника «Развиваем логику». Данный сборник игровых упражнений я рекомендую для совместных занятий родителей с детьми. Здесь содержатся игровые упражнения на ознакомление с цифрами, геометрическими фигурами, упражнения на развитие  счётных навыков, образного мышления, зрительного восприятия, памяти, ориентировки в пространстве мн. др.
  2. "Веселая каллиграфия" Эта обучающая программа, направленная на знакомство с  буквами. Она так же  поможет развить творческое воображение, научит  создавать образы, конструировать, используя простейшие фигуры, линии и рисунки. Ребенок попадет в страну веселой каллиграфии и подружится с ее жителями - добрыми, улыбчивыми буквами! Интерфейс программы не просто детский, он живой, яркий.  Задания очень интересные и довольно сложные, многие из них похожи на загадки и головоломки, что способствует  развитию  логического мышления, зрительного восприятия, внимания, памяти.  Диск "Веселая каллиграфия" сочетает в себе естественность и научность, элемент игры и поурочную методику, творческий подход к обучению и функциональность.

  1. Игровая программа "Шиворот – навыворот: Что здесь не так?» это аналог хорошо известных и широко используемых нами картинок-нелепиц. Только эта игра, в отличии от простых сюжетных картинок,  вызывает у детей восторг и создаёт устойчивый положительный настрой.  Красочная рисованная графика и прекрасно озвученные персонажи придутся по душе даже взрослым и заставят не раз улыбнуться!  Вместе с девочкой Лизой –главной героиней игры дети наводят порядок в её квартире, находят нелепые ситуации в магазине, на рынке, на озере и т.д. Данная игра помогает тренировать внимательность и усидчивость,  развивает критическое мышление, зрительное восприятие, творческие способности и может быть рекомендована родителям для занятий с детьми дома.  Не мало важным преимуществом этой игры является то, что педагог или мама может заранее запрограммировать продолжительность пребывания ребёнка за компьютером, причём игра выключается не резко: сначала появляется главный персонаж (девочка Лиза), который  напоминает о том, что время игры подходит к концу. На мой взгляд это помогает подготовить ребёнка к более плавному выходу из захватывающей всё его внимание игры.  Также в данной игре есть возможность проявить творческое и конструктивное мышление - создать свою игру-головоломку, собрать картинку из пазлов, которые  можно ещё и распечатать.  

       В своей практике я так же использую компьютерные презентации, созданные мной  в программе Рower Рoint. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении занятий. Необходимо понимать, что как бы хороша не была лицензионная игра или программа, созданный лично вами продукт будет наиболее  актуален, так как вы имеете возможность ставить цели и задачи и отбирать нужный материал,  в соответствии с учётом возрастных и личных особенностей развития  ваших детей. При работе с презентациями мы имеем возможность чередование демонстрации теоретического материала, беседы, выполнения практических заданий, что более успешно помогает добиться поставленных целей.  

     Создание презентаций возможно и для повышения педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

   Заключение.

        В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?

            

        Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы.  Кроме того, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике: подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого “сложного” ребенка. Формировать у ребенка процесс осмысливания собственных  навыков. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет. Использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

            При обучении и подготовке детей с недоразвитием познавательной активности к поступлению в школу  компьютерные занятия смогут оказать неоценимую помощь. Правильно подобранные игры-занятия, проводимые целенаправленно и регулярно, с учетом возможностей каждого из детей, создавая радостный положительный эмоциональный фон, принесут гораздо больше пользы,  чем традиционные, зачастую формализованные занятия.

         При отборе игр-занятий и компьютерных программ для коррекционно-развивающего обучения детей, прежде всего,  сами педагоги должны  внимательно изучить цели и формы, которые преследуют эти программы, проанализировать обоснованность и доступность каждой из них.

        Мы на практике убедились в том, что использование  ИКТ  в детском саду способствует развитию психических функций, позволяет значительно повысить эффективность в коррекционно-образовательном процессе, а также создаёт условия для положительной мотивации ребёнка к логопедическим и дефектологическим занятиям. Таким образом ИКТ являются мощным и эффективным инструментарием любого, владеющего азами компьютерной грамотности, педагога.

     

        Подвоя итог выше сказанному, хочется отметить, что основная идея использования ИКТ  заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

     

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнений для глаз.  

Для  повышения  интереса  к   упражнениям   и   качественного выполнения их желательно проводить в игровой форме.

 «Тренировка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много, ( Быстро поморгать.)

Чтоб усилить в тысячу (тыщу) раз!        

«Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый,  звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой.

Посмотреть влево- вправо.

Посмотреть вниз - вверх

Круговые движения глазами:  налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Зажмурить  глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.

 

«Дождик»

Капля первая упала – кап!        Сверху пальцем показывают траекторию движения капли

И вторая прибежала – кап!       Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.

 Мы на небо посмотрели           Глаза смотрят вверх.

Капельки «кап-кап» запели,            

Намочили лица,                            

Мы их вытирали.                         Вытирают» лицо руками.

Туфли – посмотрите –                                  

Мокрыми стали.                          Глаза смотрят вниз.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем          Движения плечами.

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.          Приседают, поморгать глазами.

 «Осень»

Осень по опушке краски разводила,               Круговые движения глазами.

По листве тихонько кистью поводила.            Посмотреть влево – вправо.

Пожелтел орешник и зарделись клены,        

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.         Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз. (п. 2 раза).    

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!               Посмотреть вверх – вниз.

«Листочки»

 Ах, как листики летят,                         Круговые движения глазами

Всеми красками горят                

Лист кленовый, лист резной,            Посмотреть вверх – вниз.

Разноцветный, расписной.

Шу-шу-шу, шу-  шу- шу.                       Посмотреть влево – вправо

Как я листиком шуршу.                          

Но подул вдруг ветерок,                     Круговые движения глазами

Закружился наш листок,                    

Полетел над головой                          Посмотреть вверх

Красный, желтый, золотой                Вправо-влево.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.                          Круговые движения глазами

Как я листиком шуршу.                          

Под ногами у ребят                             Посмотреть вниз.

Листья весело шуршат,                  

Будем мы сейчас гулять                    Посмотреть вверх.

И букеты собирать                              Посмотреть влево – вправо.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.                    

Как я листиком шуршу.                      Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

         

«Елка».

Вот стоит большая елка,                 Посмотреть снизу вверх.

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.                     Посмотреть слева направо.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,          Посмотреть вверх.

А внизу – берлога мишки.          Посмотреть вниз.

Зиму спит там косолапый           Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз,

И сосет в берлоге лапу.               Повторить 2 раза.

 

«Овощи»

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.            Обвести глазами круг.

Наверху созрела слива,                     Посмотреть вверх.

А внизу растет крапива,                    Посмотреть вниз.

Слева – свекла, справа – брюква,     Посмотреть влево- вправо

Слева – тыква, справа – клюква,      Влево - вправо.

Снизу – свежая трава,                        Посмотреть вниз.

Сверху – сочная ботва.                      Посмотреть вверх.

Выбрать ничего не смог                    Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повт. 2 р.

И без сил на землю слег.        

 «Весёлая неделька»  

Всю неделю по-порядку,

Глазки делают зарядку

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,                       Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова                  

Вниз посмотрят на траву                         неподвижна(снимает глазное напряжение).

И обратно в высоту.

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда-сюда,                          Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую,

Ходят влево, ходят вправо                      голова неподвижна(снимает глазное напряжение).

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.                      Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко

Раз ,два, три, четыре, пять,              

Будем глазки открывать.                         Открыть глаза (снимает глазное напряжение).

По четвергам мы смотрим вдаль,         Смотреть прямо перед собой , поставив палец на

На это времени не жаль,                         расстояние 25-30 см. от глаз,

Что вблизи и что вдали                            перевести взор на кончик пальца и смотреть на него,

Глазки рассмотреть должны.                 опустить руку. (укрепляет мышцы глаз и

В пятницу мы не зевали                          совершенствует их координацию).

Глаза по кругу побежали.                       Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх;

Остановка, и опять                                    и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх

В другую сторону бежать.                       (совершенствует сложные движения глаз).

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,                           Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем Чтобы бегали зрачки.                               нижний левый, перевести взгляд в верхний левый

В воскресенье будем спать,                   угол и нижний правый (совет сл-е движения глаз).

А потом пойдем гулять,                           Закрыть веки, массировать их с помощью круговых Чтобы глазки закалялись,                       движений пальцев: верхнее веко от носа

Нужно воздухом дышать.                       к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного                            

Без гимнастики, друзья,                          края к носу, затем наоборот(расслабляет мышцы и    

Нашим глазкам жить нельзя!                улучшает кровообращение).  

                                                                                       

                                                                       

 «Поиграем с матрешками»

Упражнения    выполняются   стоя,    у  каждого  ребенка   в  руках  матрешка.

      1. Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к вам  в  гости,  какой красивый у нее платочек (2—3 сек).   А теперь посмотрите на свою матрешку  (2—3  сек)».  Повторить  4

раза.

      2. «Матрешки у нас веселые,  любят  бегать,  прыгать.  Вы  за  ними внимательно     следите     глазами:     матрешка     подпрыгнула     вверх, присела,   побежала вправо,   влево».   Повторить   4   раза.

      3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут  по  кругу,  а  мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

      4. «Моя матрешка  очень  любит  играть  в  прятки.  Вы  сейчас  крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее».  Повторить  4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень - золотая».

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень - золотая».Цели:1.     Расширение и активизация словаря по теме «Осень».2....

«Обучение детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности»

Практика работы с детьми показала, что в последние годы  тема формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания достаточно фрагмента...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

·        Создать систему логопедических  игр для развития фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.·...

Презентация для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательного рассказа на материале лексических тем: "Овощи", "Фрукты".

Презентация для использования на знятии по обучению детей старшего дошкольного возраста соствлению описательного рассказа....

Статья «Использование мультфильмов, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

На первом плане в условиях развития образования в современном обществе возникает вопрос творческой самореализации личности. Ребенок более, чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, ...